Очередное таежно-медовое путешествие В. Путина и С. Шойгу на этот раз сильно запоздало. Романтическую фотосессию выложили лишь на 19-й день после того, как пара вернулась из сибирской тайги. Почему? Стеснялись? Соблюдали траур по адъютанту Владимира Путина Евгению Зиничеву, который погиб на Севере в последний день этого их совместного отдыха?
В эфире политолог Глеб Павловский и журналист Дмитрий Семенов. Ведет программу "Лицом к событию" Елена Рыковцева.
Видеоверсия программы
Романтическую фотосессию выложили лишь на 19-й день после того, как пара вернулась из сибирской тайги
Елена Рыковцева: С нами Глеб Павловский и Дмитрий Семенов, журналист из Вильнюса. Я хочу сообщить вам, что посчитала количество дней, которые понадобились Кремлю для того, чтобы выложить кадры поездки в тайгу Владимира Путина и Сергея Шойгу – 19 дней прошло. Впервые так долго консервировали, мариновали, замыливали эти кадры. Можем ли мы считать, что на этом закончился траур по Евгению Зиничеву, на показе этих кадров?
Глеб Павловский: Я не вижу здесь связи, не вижу особых признаков траура, честно говоря, в Кремле. Хотя Зиничев был чем-то симпатичен Путину, если он простил ему отказ в свое время от губернаторства – это не так стандартно, как можно подумать. С точки зрения Путина это слабость, он обычно не прощает. В данном случае я не вижу связи. Другой вопрос, о чем они там разговаривали, договаривались. Входить в такую дегустацию кремлевского пиара сейчас мне не очень интересно.
Елена Рыковцева: Связь я вижу совершенно прямую. Во-первых, Владимир Путин уезжает во Владивосток, там встречается с детьми, потом он отправляется на космодром Восточный, потом он пропадает на два дня, и 7-го нам Песков говорит, что он в тайге с Шойгу, прилетит в Москву после обеда 8-го. Утром 8-го случается это происшествие трагическое с Зиничевым, который тоже полетел в Норильск, сначала в Дудинке были учения, у него была очень плотная программа, но он нашел эту дырочку для поездки на водопад в 5 часов утра. Это же было некорректно взять и выложить кадры гуляния, веселья в дни этих похорон. Он получает известие, что у него друг погиб, близкий человек, и что, он будет эти кадры выкладывать, как он в палатке развлекается?
Глеб Павловский: Вполне может быть и такая причина. Мне кажется, это не имеет просто никакого политического смысла. Да, может быть и чисто такая причина, сдвижка некоторая по времени. Просто вы хотите из этого извлечь какую-то глубокую мысль, вы ее не извлечете.
Елена Рыковцева: 8-го числа человек гибнет, процедуры, церемонии, прощание, награждение. 10-го числа в последний раз мы слышим о Евгении Зиничеве в информационном пространстве. Я специально вчера пересмотрела просто все, все агентства, все известные средства массовой информации, он исчез, ластиком его стерли, и тут появляются эти кадры. Мне кажется, символично, мне кажется, что не просто человека забыли или похоронили, а историю саму, чтобы мы не вспоминали, что же там было, что произошло. Такое может быть?
Глеб Павловский: Я не думаю. Какого-то особого шрама, травмы смерть этих двух людей, что бы там ни было, она не оставила в массовой аудитории. Зиничев никогда не был популярным каким-то человеком, режиссер сам по себе был известен как профессионал, но в своих профессиональных кругах. Поэтому здесь скорее вопрос, можно вспомнить предыдущую поездку в марте, если я не ошибаюсь, этого года, после которой возникла военная угроза на востоке Украины. Я думаю, что в Украине насторожились.
Смерть этих двух людей не оставила в массовой аудитории какой-то особой травмы
Елена Рыковцева: То есть через 19 дней мы можем понять, что там происходило 5, 6 и 7 сентября. Я предлагаю посмотреть, как они отдыхали в тайге. Почему-то маниакально нам показывают, нам никакого другого больше отдыха Владимира Путина не показывают, только таежный каждый год.
Глеб Павловский: А это Шойгу, это собственное пиар-ведомство Шойгу. Он всегда был очень силен в этом деле, за ним всегда ездила еще в старые времена МЧС-бригада, отслеживала. Существовал определенный стиль показа Шойгу.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Почему-то никакого другого отдыха Путина нам не показывают, только таежный каждый год
Елена Рыковцева: В эту поездку, которую вдруг нам через 19 дней решили выложить, появился новый элемент – ночевка в палатке, про которую терзают, просто расспрашивают Владимир Соловьев Дмитрия Пескова, корреспондент, который делал этот сюжет, но не ездил с ними, Павел Зарубин рассказывает, как они в палатке, как они ели, пили и так далее, хотя его самого там не было. Вы как 19 дней объясняете, паузу с появлением этих кадров?
Дмитрий Семенов: Накануне этой поездки сентябрьской Путина с Шойгу, по-моему, как раз у вас в эфире или у вашего коллеги Михаила Соколова кто-то из гостей сказал, что странно, что в этот раз Путин с Шойгу не поехали в тайгу, и буквально через несколько дней появляется новость, что они поехали. Как это можно объяснить? Я думаю, как вариант, как теория, что Путин с Шойгу, возможно, во время своего отдыха обсуждали как раз ту историю, которую сейчас публично объявили по итогам встречи Владимира Путина с пятеркой "Единой России", когда всем тем людям из топ-5, которые не станут в итоге депутатами Госдумы, он закрепил за ними направления в рамках "Единой России", так называемые комиссии. За Шойгу, например, комиссия по развитию Сибири и Дальнего Востока. Мы видим, что опубликовали кадры из Сибири после того, как официально объявили об этой встрече с Путиным и о закреплении должности. Может быть, как-то можно объяснить этим.
Елена Рыковцева: То, что Шойгу занимается Сибирью, – это еще когда было объявлено, а кадры только после выборов.
Дмитрий Семенов: Не было просто у них повода их выложить. Их нужно было выкладывать буквально постфактум сразу после поездки, либо ждать какого-то повода. Появился повод, они решили выложить для закрепления новой должности, нового направления деятельности Сергей Шойгу.
Елена Рыковцева: Никто не хочет поддерживать мою концепцию окончания траура по Евгению Зиничеву. Вы считаете, что эта палатка, образ палатки, обогреватель, который там появился, камин – это что-то такое опять приближающее к народу? Или это показать новые технологии поездок в тайгу?
Мы знаем, что Владимир Путин не любит плохих новостей, а эта новость, безусловно, плохая
Дмитрий Семенов: Прежде всего, видимо, чтобы показать, что Путин такой же. Много сейчас ходит разговоров о том, что Владимир Путин и вообще все его окружение настолько отдалены от народа, что он даже не пользуется гаджетами, не пользуется интернетом, при этом голосует как-то в электронном голосовании, какая-то машина времени, видимо, появилась, заранее, когда оно еще не стартовало. У людей рождаются сомнения, что Владимир Путин не знает жизни простого россиянина, среднестатистического россиянина какого-нибудь провинциального городка. Соответственно, чтобы эту часть электората, суровых сибирских мужиков привлечь на свою сторону, возможно, показывают такие кадры, что на самом деле он не оторван от жизни, ничто человеческое не чуждо Владимиру Путину.
Елена Рыковцева: Вы считаете, что мы можем дождаться новой истории, связанной с тем, о чем они там говорили?
Глеб Павловский: Здесь такие простые ходы, я думаю. Во-первых, подчеркивается особая близость с Шойгу – это важно. Пускается такой ложный сигнал, ложный проброс, что, может, Шойгу и будет преемником. Это полезно с точки зрения Путина, пускай лучше об этом болтают в аппарате, чем о чем-то другом. Одновременно украинцы насторожились. Раз украинцы насторожились, значит, насторожились и американцы.
Елена Рыковцева: Когда он говорил, что пусть Терешкова объявляет мне обнуление, он тогда же сказал: прекратите эти разговоры про преемника. То есть, когда он показывает Шойгу, он тоже говорит: хватит вам уже гадать. У меня срок бесконечный, а тут со мной человек бесконечно ходит рядом. Вот эти разговоры он прекращает таким образом?
Пускается такой ложный сигнал, что, может, Шойгу и будет преемником
Глеб Павловский: Отчасти да. Это его стиль – косвенные сигналы, которые ничего не значат, за которые, строго говоря, он не несет ответственности.
Елена Рыковцева: Меня эта история с Зиничевым не отпускает. Мне кажется странным, что в современном мире, в мире современных технологий, разного рода документальных свидетельств до сих пор мы не увидели, не услышали ни одного свидетеля этого происшествия. Как была концепция тогдашняя, что кто-то с этого обрыва свалился, а кто-то кого-то поддержал, конечно, официально поддержал Зиничев, а не наоборот, так она и осталась, никто ничего больше не узнал. Вы считаете, что эта история будет похоронена навсегда? Не считаете ли вы, что Зиничева 10 сентября вымели с информационного поля, полностью вычистили – это как раз связано с тем, что не думайте об этом, не надо вам вспоминать о том, какой была эта история и чем она на самом деле закончилась, кто там был жертвой, кто там был героем, просто забудьте?
Дмитрий Семенов: Да, мне кажется, что ровно так и происходит. Поскольку действительно изначально появилась официальная версия, потом в различных телеграм-каналах, различные расследовательские СМИ начали со ссылкой на инсайды публиковать, что, возможно, все было совершенно не так. Люди начали в первые дни, когда еще не состоялись похороны, активно обсуждать, что же там могло быть. Даже известные люди, как Виктор Шендерович, писали посты по этому поводу, теоретизируя, как это могло быть на самом деле, зная лично этого режиссера, зная по публикациям СМИ Евгения Зиничева. Мне кажется, не понравилось это Дмитрию Пескову, который реагировал на все эти инсинуации различные, что есть официальная версия, она правда, а все остальное догадки и вымыслы.
Чтобы похоронить эту дискуссию, эти гадания на кофейной гуще, они решили эту историю абсолютно закрыть и похоронить. И второй момент, мне кажется, как говорят люди, знакомые с ситуацией, Глеб Павловский наверняка в курсе, что Евгений Зиничев был в достаточно близком окружении Владимира Путина человек. Мы знаем, что Владимир Путин не любит плохих новостей, а эта новость, безусловно, плохая. Отделались сухими выражениями соболезнования и забыли. Может быть, он где-то внутри души переживает об этом по-прежнему, но публично эта история похоронена в том числе по этой причине.
Елена Рыковцева: Кстати, когда я смотрела, что пишут про них обоих, про режиссера тоже закончили 10-го. Но то, что я успела прочитать, он, во-первых, закончил одесский Гидромет, он никакого отношения к профессиональному кино не имеет, он не получал никакого образования. У него эти два фильма, о которых мы говорим, были совершенно любительские. Он собирал деньги, и МЧС было одним из спонсоров этих фильмов. Еще я прочитала, что первый из его фильмов "Новая земля" заканчивается тем, что главный герой падает с обрыва в реку и погибает.
Глеб Павловский: Он вообще краевед и краелюб. За Зиничевым этого вроде не водилось. Для меня неудивительно, что он планировал фильм, я думаю, не учебный фильм МЧС, а фильм именно об этих местах. Здесь есть, конечно, роковая связь, бывает у таких людей, любящих место, любящих землю: земля их не отпускает, забирает с собой.
Елена Рыковцева: У него "Территория" в этих местах была снята. Еще говорили, что он очень аккуратный, осторожный.
Глеб Павловский: Вы знаете, протоколы остаются, когда-то это всплывет рано или поздно.