Экономические санкции против России останутся «надолго», поэтому стране предстоит перезапустить промышленность, а также стремиться к девалютизации в банковском секторе, написал глава банка "ВТБ" Андрей Костин в колонке "Начать с чистого листа" для "РБК".
По мнению Костина, в условиях санкций российский банковский сектор должен стремиться к диверсификации валютных платежей, а также переходу к торговле с дружественными странами с использованием "мягких валют" - неконвертируемых или ограниченно конвертируемых валют, которые, в отличие от "твердых" валют, подвержены относительно большим колебаниям из-за экономических и политических факторов. "Санкции — надолго. Глобализация в прежнем виде закончилась. Мир, вероятно, будет снова жестко поделен на "своих" и "чужих". Это холодная война 2.0. Допуск на мировой рынок (где действуют не наши правила) необходимо заслужить хорошим поведением, то есть «игрой по правилам», следует из недавнего заявления министра иностранных дел Великобритании Лиз Трасс, которое она сделала в лондонском Сити. Россия получила "красную карточку". Китай - пока «желтую", - пишет Костин.
По словам Костина, для российских банкиров "мир никогда не будет прежним", потому что они потеряли доступ к основным финансовым рынкам, платежным системам, аудиторским услугам. "Чем быстрее мы и наши клиенты примем этот факт, начнем искать действенные альтернативы и новые возможности для роста, тем лучше", - полагает Костин.
При этом глава ВТБ, что российский банковский сектор имеет большой опыт работы в кризисы, поскольку кризис для России "новая нормальность". По его словам, в стране "предстоит комплексно перезапустить промышленность, заместить зарубежную продукцию, где только можно», а в получении значительных финансовых ресурсов, необходимых для трансформации, России стоит рассчитывать только на себя. Костин полагает, что Россия может отказаться от мировых правил регулирования банковского сектора – так называемых "базельских стандартов". "Сегодня у нас есть уникальный шанс начать с чистого листа. Создать собственные версии банковского регулирования и национального кредитного рейтинга", - считает глава ВТБ.
По мнению Костина, интеграция России в глобальный финансовый рынок не могла быть устойчивой, поскольку "не предусматривала не только учета национальных интересов России в ключевых сферах, но даже равноправного и взаимоуважительного диалога". "Безопасность - важнейший, но не единственный пример. Подзабытый, но примечательный факт: за 16 лет членства в "Большой восьмерке" (1998–2014) Россия так и не получила права обсуждать на равных финансовые и экономические вопросы", - пишет Костин.
- После российского вторжения в Украину страны Евросоюза и США ввели шесть пакетов санкций против России. Под ограничения попал и ВТБ — банк включили в список SDN: гражданам США и юридическим лицам запрещено иметь с организацией любые экономические отношения. Британия также ввела ряд ограничений в отношении банка. Европейский актив в размере 8 млрд евро дочки ВТБ — VTB Bank Europe — был заморожен.