Правозащитники проекта Gulagu.net получили документы из "секретного архива" УФСИН по Красноярскому краю, сообщил основатель проекта Владимир Осечкин. Он показал два документа, которые, по словам Осечкина, свидетельствуют о вербовке заключенных сотрудниками оперативного отдела управления.
По словам Осечкина, документы под грифом "секретно" правозащитникам передал источник в ФСИН. Осечкин озвучил текст двух легенд, согласно которым заключенные красноярской колонии №17 под псевдонимами "Слизняк" и "Макс", должны были внедриться в среду заключенных, а затем под видом воспитательной беседы доложить о происходящем администрации колонии. В частности, агент "Слизняк" после того, как ему объявят выговор, будет направлен в отряд со строгими условиями содержания, чтобы наладить контакт с заключенными, прибывшими из других учреждений.
Агента "Макса" предполагалось за не приветствие сотрудника колонии водворить в ШИЗО, где он должен вступить в доверительные отношения с заключенным по фамилии Френкель. В случае угрозы расшифровки оба агента должны под разными предлогами добиться встречи с начальником учреждения. В УФСИН по Красноярскому краю на звонки журналиста Сибирь.Реалии не ответили.
Как заявил бывший заключенный ИК-17 Зелимхан Медов, речь идет о банкире Алексее Френкеле, которого в 2008 году приговорили к 19 годам по обвинению в убийстве зампредседателя Центробанка РФ Андрея Козлова. Медов в свою очередь рассказал о пытках, которым он подвергся в "Краевой туберкулезной больнице" (КТБ-1) красноярского ФСИН "Я лежал на вязках в кровати в психоневрологическом отделении КТБ-1. Отвязывали один раз в день, чтобы по-большому в туалет сходить, минут на 10-15. И так около месяца пролежал. Избивали несколько раз прессовщики. Избивал Яша, здоровый, 90-95 кг, требовал, чтобы я сотрудничал с представителями ФСИН и ФСБ", - заявил Медов.
В 2019 году Медов рассказал "Новой газете", что в учреждении его склоняли к сотрудничеству с ФСИН и ФСБ "против радикальных мусульман", а после того, как заключенный отказался и объявил голодовку, его пытали в палате КТБ-1. "Привязали веревками к кровати, сначала лежа на спине, затем перевязали (когда я не согласился на их условиях снять голодовку) и положили на живот. После этого завхоз и один "обиженный" насильно пытались (санитар стоял в стороне) принудительно кормить (мне очень стыдно об этом рассказывать, но надо) через задний проход: залили в грелку жидкую "кашу" (борщ или что-то в этом роде) и с силой заталкивали пластмассовую твердую длинную пипетку (было очень больно, но я совсем молчал, потому что говорить в это время было очень стыдно), но у них не получалось залить "кашу", - рассказывал бывший заключенный.
- 4 октября руководитель проекта Gulagu.net Владимир Осечкин сообщил, что ему передали секретный архив видеозаписей ФСИН и ФСБ. На 40 гигабайтах видео и фото, сделанных с тюремных камер наблюдения, зафиксированы пытки, избиения и акты изнасилования в отношении заключенных. Несколько видео были выложены в Сеть. Осечкин заявил, что спецслужбы использовали эти файлы в качестве компромата, чтобы иметь возможность манипулировать осужденными по своему желанию. Архив вывез из России бывший заключенный Сергей Савельев, который получил доступ к служебным файлам ФСИН во время работы в Саратовской ОТБ-1
- Часть архива правозащитники направили в Европейский комитет по предотвращению пыток. Кроме того, Осечкин планирует передать свидетельства издевательств над российскими заключенными в Комитет против пыток ООН.
- После публикации архива Следственный комитет по Саратовской области возбудил несколько уголовных дел по фактам применения насилия к осужденным, а начальник саратовского УФСИН Алексей Федотов подал в отставку.