Священник Иоанн Курмояров из Новосибирска, арестованный 7 июня районным судом Санкт-Петербурга по статье о так называемых фейках о российской армии, пропал из петербургского СИЗО "Кресты". Об этом адвокат священника Леонид Крикун сообщил "ОВД-Инфо".
По словам адвоката, он пришел в СИЗО на встречу со своим подзащитным, но сотрудники бюро пропусков заявили, что Курмоярова в "Крестах" нет. Адвокату порекомендовали обратиться в изолятор временного содержания, но и там Курмоярова не оказалось. Крикун опасается, что на священника могли оказывать давление или применять к нему насилие.
Иоанну Курмоярову по делу о распространении "военных фейков" о российской армии грозит до 10 лет колонии. По словам друзей и бывших коллег Курмоярова, дело против него заведено на основании одного видео с его ютьюб-канала. Ролик под названием "Кто будет в аду, а кто в раю?" посвящен войне в Украине, в нем священнослужитель критикует военную агрессию России в Украине с точки зрения христианского вероучения. Эксперты, проводившие экспертизу для обвинения, заявили, что в ролике содержится "заведомо ложная информация" о российской армии, сообщил редакции Сибирь.Реалии один из бывших коллег экс-иеромонаха на условиях анонимности.
Курмояров был задержан 7 июня, у него забрали всю технику (компьютер, планшет, два жестких диска), две иконы, деревянный крест и подрясник.
– Ну, вот при чем тут подрясник? Ролик, ставший предметом ареста, отец Иоанн записывал в обычной рубашке. Даже если бы отец Иоанн был лишен сана, он вполне мог и хранить свои облачения и даже ходить в подряснике, ибо это просто его личное дело. Но он даже не лишен ни сана, ни монашества, – прокомментировал обыски и задержание Курмоярова религиозный философ Андрей Кураев (с апреля 2021 года Кураев временно запрещен в служении патриархом Кириллом из-за записи в "живом журнале" об умершем от коронавируса настоятеле Елоховского кафедрального собора Москвы протоиерее Александре Агейкине. – С.Р.). – А по сути... Надеюсь, суд сможет до Страшного суда провести экспертизу и удостовериться, кто за последние 105 дней попал в ад, а кто в рай.
Сам Курмояров свою вину по делу о "военных фейках" не признает, отмечая только то, что "мог кому-то показаться резким в своих высказываниях", но они были "лишь оценочными, с опорой на Евангелие".
"Я христианский пацифист. В свои роликах я настаиваю, что основная заповедь "не убий", не должно быть войны. Я не говорю про экстремизм. Я за мир! – цитирует выступление Курмоярова на суде издание 78.ru . – Я не обвинял во всем Россию. Я говорил про две стороны, где умирают люди. Обвинения надуманные. Моя позиция, что все должны прекратить войну и все должны сесть за стол переговоров".
Священнослужитель рассказал, что ранее жил в Украине и уверял суд, что не представляет угрозы для общества и не собирается скрываться.
Канал Курмоярова в YouTube содержит не только его собственные видео, но и ролики других авторов, в частности, с канала "Популярная политика", который создан соратниками Алексея Навального, а также Ильи Варламова и Максима Каца. Вот лишь некоторые названия: "Путин и репрессии в России: кто на самом деле предатель Родины?", "Зачем кремлевская пропаганда заставляет россиян ненавидеть украинцев?", "В Мариуполе погибло около 40 тыс. жителей!", "Патриарх благословил агрессию против Украины!", "Зачем Путин начал эту войну?".
В видео под названием "Всякая ли власть от Бога? От Бога ли власть Путина?" Иоанн Курмояров, в частности, говорит: "И самое больное – это то, что наша армия, российская армия, Россия совершает преступления. Вот в чем беда – что любимая моя страна ведет себя абсолютно не по-христиански, не по-человечески, фактически делае то же самое, что делала нацистская Германия в 30–40-х годах".
Ранее Курмояров неоднократно выступал против позиций официальной Русской православной церкви. В декабре он написал заявление в Следственный комитет на Сергея Шойгу с просьбой привлечь министра обороны к ответственности за оскорбление чувств верующих из-за фресок в храме Минобороны в подмосковном парке "Патриот", на которых изображены красноармейцы и коммунистические символы.
В феврале Курмояров публиковал открытое письмо к министру обороны с просьбой убрать коммунистические символы из церкви. В Минобороны ему ответили, что не считают эти изображения оскорбительными, напротив, они якобы "являются отображением уже существующей религиозной традиции".
Еще летом 2020 года после критики главного храма Вооруженных сил митрополит запретил Курмоярову вести службы "в связи с несоответствием званию клирика РПЦ" и "до выяснения всех обстоятельств недостойного поведения". В итоге преподавателя Новосибирской духовной семинарии и доктора богословия отстранили от священнослужения, ему запретили носить рясу и крест, преподавать и проповедовать в церкви.
Именно из-за этого Курмояров и решил обращаться к верующим напрямую и завел для этого собственный ютьюб-канал под названием "Православный виртуальный приход" (4,4 тысячи подписчиков). На главной странице канала закрепленным стоит видео под названием "О духовной сути происходящего на Украине", опубликованное два месяца назад.
"Я вижу в церкви реальные системные ошибки, системные проблемы, на которые мало кто сегодня обращает внимание. Первая основная системная проблема – то, что церковь у нас неминуемо сращивается с государством, превращается в социальный институт, в силу чего она теряет доверие общества, – объяснил Курмояров в своем первом ролике. – И такое уже происходило в истории церкви – до революции, в синодальную эпоху. Непонятно, почему мы теперь наступаем на те же грабли, но, увы, тенденция эта развивается.
В результате мы теряем людей – люди перестают интересоваться христианством, религией, уходят из храма. Поэтому у нас в храмах в основном пожилые женщины или люди, которым уже некуда деваться – у которых беда, болезни смертельные. Но как таковой миссии в церкви нет, поэтому мы не привлекаем людей, мы ничего не объясняем. А если объясняем – делаем это неумело. В конце концов, я вижу, как церковь превращается в замкнутую структуру, в замкнутый институт. Наш путь с обществом расходится, и мы становимся непонятны для людей. А ведь направленность у церкви совершенно другая – она миссионерская".
На своем канале доктор богословия рассказывает об истории православия, ведет проповеди, критикует православные СМИ и обсуждает современные исторические события в России и за рубежом.
Его коллеги (официально – бывшие) признаются, что "отдельные критические мысли" Курмоярова об РПЦ считают здравыми, но открыто поддерживать священника "опасаются".
– Руководство Московской патриархии никогда не заступается за священников, которых обвиняют по статьям административного или тем более уголовного кодекса, – говорит Сергей Чапнин, старший научный сотрудник Центра православных исследований Фордэмского университета. – Наоборот, если такое преследование со стороны государства возникает, и патриарх, и епископы в лучшем случае максимально дистанцируются и молчат, но чаще всего подвергают таких "бунтарей" и различным церковными наказаниям.
Бывший иеромонах Иоанн (Курмояров) – это яркая фигура. Два года назад он очень внятно прокомментировал освящение патриархом Главного храма Вооруженных сил. Это был критический, без всяких благочестивых оговорок комментарий. Думаю, что именно с тех пор его судьба была предрешена – критиковать "сакральный союз" РПЦ и путинского государства священникам категорически запрещено. Подозреваю, что отец Иоанн не подозревал, насколько этот запрет серьезный. Политическая культура в Украине, откуда он несколько лет назад приехал, совсем иная и православное духовенство гораздо более свободно в своих высказываниях.
Теперь он лишен сана, РПЦ его буквально вышвырнула на улицу, и ожидать какой-либо поддержки со стороны Церкви не приходится. Наоборот, характеристика, которую получит суд от РПЦ, будет негативной. Это еще одна позорная страница в истории современного православия, – говорит Сергей Чапнин.
Среди бывших прихожан лишь немногие решаются выступать в поддержку гонимого священника открыто.
– Я уважаю его политическую позицию и его отношение к РПЦ, – говорит прихожанин Виталий Маркин. – Отец Иоанн выступает против "специальной военной операции". Он один из немногих православных служителей на территории РФ, которые определили четко свою позицию. Это очень важно, я считаю. Так как мы сейчас живем во времена, когда каждый должен выбрать, на какой он стороне – добра или зла.
Но и раньше, с самого начала "путинизации" РПЦ, он выступал против милитаризации церкви. Его критика "военного храма" стала впоследствии общеизвестной. Как православному христианину мне близки его критические высказывания об РПЦ. По моему мнению, русская церковь отошла от христианской позиции веры, любви, следования за Христом.
Верхушка РПЦ подменила собой Христа, как это сделала католическая церковь во время Крестовых походов. Власти удалось вновь, как это было в советское время, подмять верхушку "красной церкви" под свою повестку. В итоге стихийно появляется "катакомбная" церковь (думаю, отец Иоанн сыграет в ней не последнюю роль) и одновременно образуется некий ГУЛАГ, в том числе для настоящих, непродажных православных священников, – говорит Виталий Маркин.
Смотри также "За митинги каяться не буду". После пятого ареста за участие в акциях протеста отцу Андрею запретили служитьГодом ранее резонасной стала история священника из Хабаровского края Андрея Винарского. Его пять раз отправляли под арест (в общей сложности на 25 суток) за участие в акциях в поддержку политика Алексея Навального и экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала (во всех акциях он участвовал в гражданской одежде). В ноябре Винарского арестовали еще на 10 суток за пикет с плакатом "Свободу честному порядочному человеку" в поддержку арестованного экс-координатора хабаровского штаба Навального Алексея Ворсина. Винарского в общей сложности девять раз привлекали к административной ответственности за участие в несогласованных акциях.
После четвёртого ареста отца Андрея отстранили от должности настоятеля прихода Свято-Никольского храма в поселке Николаевка соседней Еврейской автономии. После пятого местная епархия запретила ему служить (сан священника у него остался, но ему нельзя вести службу и исповедовать), если он не покается. Приносить покаяние Винарский не стал – он не считает участие в мирных митингах чем-то греховным или незаконным. Сотни прихожан (в храм поселка ЕАО к Винарскому приезжали верующие даже из других регионов) подписали петицию с просьбой вернуть приходу отцу Андрею, но руководство епархии решение не отменило.