"Деньги на снаряды, а не на дороги". Из-за войны новую трассу Владивосток – Находка решили "отменить"

Трасса Владивосток – Находка

В Приморском крае решили не строить новую трассу до Находки, которую в регионе ждали 13 лет. Счетная палата посчитала, что она стоит слишком дорого, и предложила отремонтировать старую дорогу, построенную еще в советские времена. Губернатор Олег Кожемяко поддержал это решение. Хотя до войны он же говорил, что новая трасса жизненно необходима Приморью. Но теперь многим регионам приходится отказываться от жизненно важных проектов. Такова цена войны.

"Я это называю геноцидом собственного народа"

– Слов нет, одни маты! – возмущается водитель с 33-летним стажем Сергей Купченко из Находки. – Сколько лет мы ждали, что будем, как люди, по нормальной дороге ездить – и, видать, уже не дождемся. Очередное "Денег нет, но вы держитесь!". Задобали уже, если честно, сил нет. Мы эту дорогу с 2009 года ждем. Три губернатора за это время сменилось. Нам пообещали, что построят супертрассу, которая будет идти аж до самого Харбина. В четыре полосы, с нормальными мостами, с развязками, с освещением, да еще и на 20 с чем-то километров короче старой. Новую дорогу называли "стройкой десятилетия", обещали, что построят любой ценой.

Трасса Владивосток – Находка – порт Восточный действительно должна была стать частью международного транспортного коридора "Приморье-1" – предполагалось, что он свяжет Харбин, Владивосток и порты Находка и Восточный. "По этому коридору грузы из китайской провинции могут следовать кратчайшим маршрутом в страны АТР через российские порты на востоке Приморья. Согласно расчетам, к 2030 году потенциальный дополнительный грузооборот по международному транспортному коридору "Приморье-1" может составить до 7 млн тонн грузов в контейнерах и до 5 млн тонн зерна", – так ТАСС описывал тогда перспективы новой трассы.

Участок дороги длиной в 13,5 км торжественно открыли в 2016 году. "Мы будем добиваться того, чтобы эта дорога и далее строилась, была построена до конца для того, чтобы были созданы новые рабочие транспортные коридоры", – заявлял на церемонии открытия Юрий Трутнев, полпред президента в ДФО.

Открытие участка трассы Владивосток – Находка – порт Восточный, входящей в транспортный коридор "Приморье-1". 2016 год

5 апреля Счетная палата оценила состояние стройки так: " … фактическая готовность объекта по итогам прошедшего года составила порядка 55%. Завершение строительства ожидается не ранее 2023 года", – заявили аудиторы.

– Дорогу до Царевки и Большого Камня, наверное, доделают – там уже все разворотили, отступать некуда. Сейчас быстренько "супостатов" на Украине одолеют, глядишь, и про нас вспомнят, – иронизирует Сергей Купченко. – А вот то, что дальше строить не будут, – это прям беда. Старую дорогу до Находки недаром называют "полосой препятствий". Там не дорога, а стиральная доска, яма на яме. А зимой вообще каток. Я каждую неделю отвожу дочку во Владивосток и на дорогу трачу два с половиной часа. Потому что больше 70 км разгоняться опасно. Была бы нормальная дорога – за полтора бы доезжали.

Из-за того, что автомобили вынуждены объезжать ямы по встречной полосе, на трассе до Находки уже не раз гибли люди.

– Наши хорошие знакомые погибли, когда перед Душкино рейсовый автобус вылетел на встречную полосу и врезался прямо в их Daihatsu Terios. Два брата, оба журналисты из Большого Камня, и их мама сгорели заживо. Сереже Коваленко было всего 32 года, его старшему брату Саше чуть за сорок. Отличные были ребята, умные, талантливые – и такая нелепая смерть. Я всегда их вспоминаю, когда проезжаю то место, – рассказывает Ирина из Владивостока. – Конечно, водитель автобуса виноват, что на встречку выехал. Но я вот все думаю: а может, не его надо было судить, а наших дорожников, из-за которых дорога в таком состоянии? Или наши власти, которые до этого довели? Что водителям делать, если влететь в яму не хочется, а на дороге всего две полосы? Вот и приходится выезжать на встречку. Я и сама не раз так делала и каждый раз молилась, чтобы пронесло.

На месте столкновения грузового и легкового автомобилей вблизи населенного пункта Штыково на 32 км автодороги Артем – Находка – порт Восточный

Еще в 2017 году прокурор края Сергей Бессчастный охарактеризовал состояние дороги до Находки так: "Я это называю геноцидом собственного народа. То, что происходит на трассе на Находку последние два года. У нас только 14 трупов в ДТП по причине плохого дорожного полотна. За это, извините, сажать надо!"

"О дорожном строительстве можно забыть"

Когда началась война, независимые экономисты сразу предупредили: новых дорог в России больше не будет.

– Первое, на чем начнут экономить, – это ремонт и строительство дорог. Поэтому о дорожном строительстве можно забыть, – заявила в самом конце марта Наталья Зубаревич, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ.
Ее прогнозы уже сбываются: 5 апреля Счетная палата РФ предложила отказаться от строительства второго участка скоростной трассы Владивосток – Находка – порт Восточный. Причина проста: слишком дорого.

На 104 км дороги планировалось потратить 309 млрд рублей. Такая высокая стоимость строительства обусловлена сложным рельефом. "Оползни на склонах достигают до 10 км в длину, и таких участков много. Проектируемая трасса пересекает 112 водотоков (реки, ручьи, протоки), через которые потребуется возвести как минимум 112 искусственных сооружений", – пояснили аудиторы.

Строительство трассы Владивосток – Находка – порт Восточный

5 апреля губернатор Приморья Олег Кожемяко подтвердил, что второй части скоростной трассы не будет: "Было принято и согласовано с Минтрансом России наиболее оптимальное в нынешних условиях решение – сделать оставшийся отрезок через реконструкцию действующей дороги".

Еще два года назад Кожемяко придерживался другой точки зрения. 21 апреля 2020 года в ходе видеоконференции с президентом России губернатор настаивал, что новая дорога до Находки жизненно необходима региону: "…У нас дороги были построены много лет назад, идет разрушение мостов, только за последние полгода разрушилось семь мостов. За этот месяц три разрушилось, и пять пришло в негодность".

Губернатор рассказывал, что плохое состояние дороги сказывается не только на работе портов, но и таких важнейших для страны предприятий, как судостроительный завод "Звезда". Им нужны тысячи тонн щебня и бетона, а из-за разрушенных мостов регулярно приходится останавливать грузоперевозки.

Глава Приморья объяснял Владимиру Путину, что построить новую дорогу выгодно для всей России. Даже старая дорога до Находки, которая "не выдерживает никаких сегодняшних нагрузок", ежегодно приносит в доход государства около 500 млрд рублей. "А с учетом ввода важнейших объектов, это, как Вы знаете, порт Вера, порт Суходол, Находкинский завод минеральных удобрений, завод "Звезда", это будет порядка 700 миллиардов рублей в год доход в федеральный бюджет", – подсчитывал Кожемяко и просил Путина "поддержать решение, важное для страны и, конечно, для Приморского края". А в качестве решающего аргумента губернатор отметил, что строительство обойдется не так дорого, как кажется: все затраты составят "всего 5,5% от доходной части на десять лет".

Тогда доводы Кожемяко посчитали убедительными, деньги на строительство пообещали выделить. Но с началом войны новая дорога до Находки стала стране не по карману.

"Нас решили китайцам отдать, поэтому и строить не хотят?"


– Современным стандартам дорога от Артема до Находки не соответствует ни по пропускной способности, ни по качеству. Она была построена в советские годы, тогда не было такого количества автомобилей, и двух полос было достаточно, – поясняет инженер-строитель Иван Литвиненко. – Плюс дорога была рассчитана на старые нагрузки – около 5–7 тонн на ось. А сейчас грузовики ездят с нагрузкой 10–12 тонн на ось, и в результате основание не выдерживает, асфальт проваливается и "плывет". Что в итоге? Траты на ремонт огромные, а эффект от него сохраняется на считаные месяцы. Проходит тайфун или сильный дождь – и вновь появляются те же ямы, те же трещины на тех же самых участках. Пока рабочие латают ямы на одном участке, они образуются на другом.

Единственный способ решить проблему не на месяцы, а на десятилетия вперед – это построить современную трассу с нормальным основанием. Раньше мне казалось, что наши краевые власти это понимают, поэтому и просили деньги на новую дорогу, а не на ремонт старой. Но сейчас, когда Кожемяка сказал, что отремонтировать старую дорогу – решение оптимальное, я начал глубоко в этом сомневаться. Все знают, что у нас две беды – дураки и дороги. А когда они встречаются – совсем беда, – говорит Литвиненко.

Что ремонтировать дорогу до Находки бессмысленно, потому что ее тут же разбивают большегрузы, в 2019 году признали даже официальные представители "Примавтодора". В ответ на претензии приморцев к безобразному состоянию трассы в соцсетях они ответили: "Дорога не предназначена для машин, которые сейчас там ездят (большегрузных). Они ее давят просто".

Кроме того, периодически по трассе до Находки проехать и вовсе нельзя: движение перекрывают из-за очередного обрушения моста. Так, 19 апреля этого года образовался провал в проезжей части моста через реку Суходол.

– Ничего удивительного: все мосты на этой трассе держатся на честном слове. Они "пенсионеры", им давно пора на покой, – говорит Иван Литвиненко.

Мост через Суходол

– Да, времена тяжелые, да, наверное, нужно экономить. Но, может, лучше потратить деньги не на снаряды, а на дороги? – говорит жительница Ввладивосток Эльвира Кутузова. – От них точно больше пользы, чем от бомб или танков. Рано или поздно, так или иначе, но война закончится, придет время думать о том, как дальше жить, как развивать Дальний Восток. А без дорог ничего не получится. Или нас решили китайцам отдать, поэтому и строить не хотят? Что деньги зря тратить, новые хозяева придут и сами все построят – такая логика, да? Иначе я не понимаю, о чем наше правительство думает.