"Сами не поедем – задохнемся все вместе!" С пожарами в Якутии борются волонтеры

Волонтеры на тушении пожаров, Якутия, 20 июля 2021 года

Загрязнение воздуха в Якутске в 30 раз превысило рекомендуемые параметры Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Таковы данные IQAir, международной площадки по измерению уровня загрязнения воздуха в реальном времени, от 20 июля. 17 июля воздух был грязнее рекомендуемых параметров в 139 раз. Столица Якутии вот уже несколько дней окутана дымом от лесных пожаров.

Режим ЧС в Якутии был введен еще в конце июня, в начале июля местные жители создали петицию, обращаясь к Владимиру Путину, но с тех пор ситуация только ухудшилась – площади очагов увеличились, а огонь подошел к домам еще ближе. Часть жителей, не дождавшись помощи властей, организовали группы добровольных пожарных и сами уехали окапывать очаги, а оставшиеся в городах и селах собирают для них лопаты, бензопилы, продукты и топливо для машин.

Чиновники до сих пор не признаются в том, что самим жителям республики давно очевидно – своими силами Якутия с огнем не справляется. Однако якутских блогеров, которые возмутились замалчиванию масштабов пожаров и отказу властей от помощи из-за рубежа, вызвали в полицию. Им вменяют призывы к несанкционированным митингам.

Лесные пожары в национальном парке "Ленские столбы"

"Собираем поштучно лопаты и респираторы"

– Резко, просто стихийно началось наше волонтерство. 9 июля, когда совсем худо стало – над городом появился смог и люди стали задыхаться, мы с друзьями, знакомыми решили ехать к очагам с тем, что удастся собрать. Просто поняли, что сами не поедем – задохнемся все вместе! Буквально поштучно собирали лопаты, респираторы, бензопилы. Кинули клич в сетях – пошел поток волонтеров – работающие мужики, студенты. Сейчас уже больше 150 человек (только через наш штаб) уехали на места тушения. Мы их комплектуем и направляем туда, где, по сообщениям, либо мало пожарных, либо совсем нет, – рассказывает якутский эколог Айыл Дьулурба.

Еще одна активистка стихийного волонтерского движения Гульнара Алексеева вспоминает, что даже в середине июля официальные источники сообщали, что ситуация с пожарами в республике якобы "под контролем".

– Эта информация противоречила тому, что мы видели: плотный дым и тогда, и сейчас сутками стоит на улицах города вместо воздуха. Когда услышала, что ребята сами создают группы пожарных – кто-то поехал в Усть-Алданский улус, кто-то к селу Магарас, – подумала: "А чем им помочь можно?" Созвонились, и я занялась сборами в Якутске. А требуется буквально все: продукты, техника (от лопат и ранцев до тракторов), топливо, деньги, – поясняет Алексеева.

Предприниматель Алексей Васильев подтверждает: не хватает самых обыденных вещей.

Добровольцы на тушении пожаров, Якутия

– Даже машин нет, на которых по дороге можно докинуть группу волонтеров (не говорю уж о вездеходах). Недавно к нам подключились добровольцы на своих авто – старенький пикап и "Соболёк", как же нас выручает эта древняя техника! Если бы не они, не знаю, что вообще смогли бы тут на месте сделать: ежедневно нам надо от избушек на 10–15 километров проехать ближе к огню, который мы окапываем, – говорит Васильев. – Остро не хватает связи между группами на местах. Например, в один день перешли в следующее место, а спустя считаные часы плешь, которую расчистили и бросили без защиты, на раз вспыхнула и начался верховой пожар.

Огонь мигрирует

По словам пожарных, как профессиональных, так и добровольных, самое опасное в том, что огонь, действующий сейчас в Якутии, постоянно мигрирует. Например, сейчас самая сложная ситуация с пожарами – у села Магарас, куда выдвинулась большая часть пожарных-волонтеров. В Одунунском наслеге сейчас действуют минимум два крупных пожара, площадь каждого превышает 20 тысяч гектаров. Еще неделю назад самая горячая точка была в другом районе – у поселка Хандыга в Томпонском наслеге.

Лесные пожары в национальном парке "Ленские столбы"

– Задымление в Якутии реально опасное. И с ним ничего не сделать в ближайшее время. Основной дым идет с пожаров, которые не стали тушить. Сейчас, по данным системы дистанционного мониторинга, в России горит свыше 3 миллионов гектаров – из них больше половины никто даже не пытается потушить. И большая часть таких "пожаров-отказников" – в Якутии. Потому что заранее было известно, что на все прогнозируемые пожары денег нет, – говорит руководитель противопожарного отдела Greenpeace России Григорий Куксин, в составе отряда добровольцев работающий сейчас на тушении пожаров в нацпарке республики "Ленские столбы".

Слова независимого эколога косвенно подтверждают в правительстве Якутии, приводя свежие данные о том, что только в Октябрьском районе из 18 действующих очагов лесных пожаров пытаются потушить только 11.

На 20 июля, по данным Минэкологии Якутии, на территории республики действуют 205 природных пожаров на территории свыше полутора миллионов гектаров. Сгорело уже более 2,5 миллионов гектаров леса. Огонь подошел на расстояние менее 5 километров к селу Сюльдюкар в Мирнинском районе и селам Ерт, Дикимдя и Магарас в Горном районе. Пожары также действуют в менее чем 10 километрах от сел Кюерелях, Кептин, Кемпендяй и Бясь-Кюель.

Пожарные и волонтеры на тушении пожаров у села Магарас, июль 2021 года, Якутия

Выдавая официальную статистику по тушению пожаров, власти Якутии, уже не стесняясь, приписывают к числу всех работающих пожарных самоорганизовавшихся добровольцев из числа местных жителей.

– На тушении лесных пожаров в Горном районе задействованы 647 человек и 92 единицы техники. В том числе 312 мобилизованных из местного населения и добровольцы, 202 работника из "Авиалесоохраны", из "Якутлесресурса" – 44, Лесничества – 12 и МЧС – 77. Из техники задействованы 16 тракторов ДТ и 17 тракторов "Беларус", а также техника от пожарных частей МЧС – они защищают от огня населенные пункты. Что касается села Магарас – накануне огонь стал серьезно угрожать домам из-за усиления ветра, пожар грозил перейти в верховой. Туда бросили больше средств, в том числе бульдозеры и трактора, – отрапортовали в пресс-службе республиканского правительства, отметив, что не менее сложная обстановка в Октябрьском наслеге, а также в Шологонском, Мытахском и Малтанинском наслегах.

"Пошла собирать тревожный мешок"

На фоне усиления пожаров власти отказываются признавать, что не справляются с ситуацией. Напротив, якутские чиновники публично отказываются от помощи, которую предлагают зарубежные активисты или организации. К примеру, когда экоактивистка из Якутии Роза Дьячковская получила положительный ответ на свою просьбу о помощи в соцсетях у актера Леонардо Ди Каприо, замминистра природных ресурсов Якутии Сергей Сивцев публично отказался от помощи артиста, заявив, что власти справятся своими силами.

Некоторых якутских блогеров, "слишком активно" критикующих политику замалчивания масштабов катастрофы и отказа от помощи других стран, вызвали в полицию. Их пытаются обвинить в призывах к несанкционированным митингам.

– После того, как я написала в инстаграме пост с предложением устроить митинг из-за пожаров, с которыми власти не могут справиться уже несколько недель, и отметила в нем других популярных якутских блогеров, полиция вызвала девушек в отдел, – рассказывает автор резонансной публикации блогер из Якутии Янда Табунанова.

Одна из упомянутых Табунановой в посте, блогер Лиза Газизова подтвердила: в день публикации ей поступил звонок из МВД Якутска с требованием "прийти на разговор о призывах на несанкционированные митинги".

– Я сказала, что сама слово "митинг" не употребляла в публикациях, тогда полицейские заявил, мол, "вас отметили в сториз". Я парировала: "Вызывайте тех, кто отмечал". Сказала, что не подойду и, если им так надо, пусть официально выписывают повестку. Потом снова звонок: "ОНИ сказали, чтобы ВАС все равно пригласили". На вопрос "Кто это – ОНИ?" – не ответили. В общем, намекнули, что надо либо рот закрыть, либо заточить его под сушёные сухари. Мне непонятно, когда люди сверху видят в своем народе кость в горле. Вы недовольны тем, что мы пишем, освещаем проблемы и поднимаем шум там, где "нужно" промолчать? Или недовольны тем, что выделенные миллиарды на тушение пожаров закончились и народ на свои кровные теперь тушит?

– У нас и так крайне терпеливый народ. Мы многое можем проглотить: низкая зарплата, пенсии, соцвыплаты? – "Много работайте, и все будет хорошо!". Депутат сбивает насмерть людей? – "Пусть отдохнёт 2 годика. Он же компенсацию выплатил". Замминистра поймали пьяным за рулём? – "Ну, устал человек! С мая работает без выходных..." Загрязнили реку Вилюй? – "Ну, они же заплатили штраф 30 тысяч рублей!" Министр экологии в разгар пожаров уходит не из-за чувства вины, а чтобы подготовить бумажки для предвыборной суеты? – "Ну, растёт человек, развивается!" Министр проворовался? – "Не он первый, не он последний..." – перечисляет Лиза Газизова. – А мы, обычные люди, все как один собираем деньги на лечение больных, ветеранам на 9 мая, скидываемся на школьную форму детей из малообеспеченных семей к учебному году, вот уже тушим пожары на народные деньги! О нашей проблеме благодаря инстаграму и редким СМИ только и узнали в мире. Так пусть хоть не мешают, не вставляют палки в колёса! Так нет же – в ответ нам делают "а-та-та"! "Вы собирать-то собирайте, но молча. И вообще, не забывайте фразу: "К ноге!" В общем, пошла я собирать тревожный мешок.

В пресс-службе МВД по Якутии редакции Сибирь.Реалии сообщили, что о звонках блогерам им ничего неизвестно, и попросили направить официальный запрос для уточнения информации. Ответ на момент публикации не получен.