"Смерти эти люди не боялись". Как староверы бунтовали против царя-"антихриста"

Казнь участников Тарского бунта на гравюре 18-го века

Тарский бунт – одна из малоизвестных страниц истории России. Причиной массовых беспорядков весной 1722 года в сибирском городке Тара стал указ Петра Первого о новом порядке престолонаследия. Согласно указу, наследником мог стать любой человек по выбору царя. А поскольку имя наследника в указе не называлось, среди староверов распространился слух, что на российский трон скоро сядет Антихрист.

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм.

Восстание было жестоко подавлено правительственными войсками. Зачинщиков доставили в Петербург и сожгли. Также по решению Синода был сожжен "раскольнический самиздат" – рукописные книги, где излагались легенды о царе-антихристе и немецком двойнике Петра Первого, который "на самом деле" правит Россией.

Жители Тары читают "отпорное письмо"

В самой Таре народная память сохранила память об этом событии. Летом 2022 года, во время празднования Дня города, восстание повторили в виде исторической реконструкции.

К 300-летию бунта общественная организация "Тарский уезд" и сотрудники районной библиотеки за счет президентского гранта установили памятный знак на берегу реки Аркарка. Согласно местному преданию, расположенный на реке остров – это курган, ставший братской могилой для казненных бунтовщиков 1722 года.

Операция "Наследник"

Город Тара был основан князем Андреем Елецким на левом берегу Иртыша в 300 километрах от Омска, на месте татарского городка Ялом. Город построили в 1594 году по царскому наказу: "Идти город ставить вверх Иртыша на Тару-реку, где бы государю было впредь прибыльнее, чтоб пашню завести и Кучума царя истеснить и соль завести…"

В 1598 году тарский отряд настиг хана Кучума на реке Ирмень, притоке Оби, и разбил его, завершив дело Ермака. В следующем веке город рос, хотя и горел неоднократно. Развитию Тары способствовала дорога из Тобольска в Томск и торговля с Бухарой, Ташкентом и Китаем, откуда ежегодно приходили торговые караваны. На местной ярмарке сибирские купцы продавали собольи, беличьи, лисьи, горностаевые меха; покупали шелка, чай, фрукты. Так бы, глядишь, и превратилась Тара в торговый центр Западной Сибири, если бы не случились события, в результате которых город почти обезлюдел на сто лет.

Празднование 350-летия со дня рождения Петра I. Санкт-Петербург. 9 июня 2022 г.

В последние годы своего царствования Петр Первый остался без наследника по мужской линии. Его старший сын Алексей скончался в крепости от пыток, дети от второго брака Петр и Павел умерли малолетними. Тогда Петр решил сломать древнюю традицию передачи престола. 5 февраля 1722 года был издан Указ о престолонаследии, согласно которому наследником мог стать любой человек по выбору императора.

Сильнее всего решением Петра были возмущены староверы: "Взял за себя шведку (Марту Скавронскую. – С.Р.), и та царица детей не родит, и он сделал указ, чтоб за предбудущего государя крест целовать, и крест целуют за шведа. Одноконечно станет царствовать швед".

Вскоре распространился и еще более страшный слух, что наследника потому называть нельзя, что присягать велят Антихристу. В народе, недовольном бритьем бород и реформой календаря, были популярны легенды о Петре-Антихристе и Петре-подменном.

По мнению историка Василия Ключевского, эти легенды представляют собой "редкий вид народного творчества, пропущенного сквозь фильтр тайной полиции". Ещё в начале своего правления Петр учредил Преображенский приказ, сотрудники которого были заняты сбором сведений о настроениях народа, т.е. подслушивали и записывали разговоры на улицах и в кабаках. Благодаря полицейским архивам сохранились народные легенды о том, что "настоящего" Петра подменили во время заграничного путешествия. По одной версии, это случилось в Голландии, по другой – в Стекольном царстве (Стокгольме), где русского царя посадили в бочку и бросили в море, а в Россию вместо него вернулся "немчин", или швед.

Гравюра: Тара, 1724 год

В Таре и ее окрестностях жило много староверов – поповцев и беспоповцев. Близ города располагались два крупных скита – священника Сергия и беспоповца Ивана Смирнова. Накануне восстания в этих местах господствовало убеждение, что "антихристову царству" Петра осталось стоять три с половиной года. Оно основывалось на толковании ветхозаветных книг пророка Даниила.

С 18 мая в Таре в доме казачьего полковника Ивана Немчинова началось широкое обсуждение "отпорного письма", обосновывавшего отказ от присяги. Под этим письмом подписались 228 человек во главе с Немчиновым и отцом Сергием, в ските которого и был составлен этот документ.

27 мая комендант Тары приказал жителям собраться на соборной площади для приведения к присяге. Но присягать согласились лишь несколько человек, а остальные подали "отпорное письмо", которое тут же и зачитали "перед всем миром". Под впечатлением изложенного в письме от присяги отказалось 700 человек – жители Тары и окрестных деревень и скитов.

Участники бунта. Реконструкция

Расправа

Власти расценили этот акт гражданского неповиновения как бунт, и из Тобольска в Тару были отправлены два пехотных полка с артиллерией и конницей – всего более 600 человек. 13 июня войска под командованием полковника Батасова прибыли в Тару, не встретив никакого сопротивления.

70 жителей, решивших не сдаваться властям, укрылись в доме полковника Немчинова. После двухнедельной осады 49 человек сдались, а остальные подорвали себя пороховым зарядом. При этом погибли всего пятеро, для выживших расправу отложили. Их сначала вылечили, а затем казнили. Другая группа казаков засела во дворе Ивана Подуши и оборонялась четыре месяца, до октября 1722 года.

9 ноября 1722 года был разгромлен скит Сергия, при этом были захвачены 170 человек и множество старообрядческих книг. Конфискованные книги отправили в Санкт-Петербург, где их публично сожгли.

Был схвачен автор "отпорного письма", поручик Байгачев, но тарский судья Верещагин за крупную взятку позволил ему зарезаться, не дожидаясь позорной казни.

По сведениям историка Г.Ф. Миллера, почти половина собравшихся у собора для подачи "отпорного письма" были казнены. Виселицы с их телами стояли вдоль ведущих в Тару дорог для устрашения всех раскольников. Отец Сергий был четвертован. Общее число казненных, наказанных кнутом и сосланных, исчислялось тысячами. После этих событий население Тары сократилась почти вдвое.

"...в 722 году, егда по Указу его императорского величества... велено было всем российским подданным учинить присягу, тогда последовало от Тарских граждан некоторое ослушание и причтено было за бунт, посему многия Тарские жители и получили смертную казнь, яко-то: отсечение головы, повешение за ребра, иные посажены на кол и протчими наказаниями усмирены. В сие время до 500-т домов лучших граждан раззорено, и от того времени город Тара прежнего могущества и красоты, и многолюдства лишился", – говорится в тексте "Описание Тобольского наместничества" .

Подавление Тарского бунта продолжалось несколько месяцев. Карательные экспедиции вылавливали старообрядцев по всей Западной Сибири, что спровоцировало несколько крупных самосожжений. Самосожжение, в частности, совершили беспоповцы, укрывавшиеся в ските Ивана Смирнова в Таре.

Во время "Елунской гари" на Алтае, унесшей 600 жизней, собравшиеся отказались от присяги неизвестному наследнику, оказали вооруженное сопротивление военной команде, посланной арестовать их, ранили ее командира, а затем предали себя огню.

Казак Василий Исецкий, один из главных идеологов движения, на дыбе цитировал пророчества Даниила и бесстрашно доказывал применимость их к современности.

В "Отпорном письме" выдвигалось требование назначить наследника подлинного царского рода и при этом исповедующего "старую веру", авторы надеялись на возвращение к церковному укладу до Никоновской реформы.

Петр Первый следил за ходом расследования и давал указания, чтобы следствие особое внимание обращало на выявление книжных источников идеологии бунтовщиков. Все собранные книги старообрядцев и другие документы были уничтожены. Последние обвиняемые по этому делу были осуждены на казнь спустя 10 лет после смерти Петра, в 1735 году. А за жителями Тары закрепилось прозвище – "коловичи", в знак того, что многих казненных сажали на кол.

Коловичи

Наш град старинный и кондовый,

Всегда на власть имущих зол;

Мы и сегодня сесть готовы

За правду жопою на кол.

Так написал в конце ХХ века о жителях Тары местный учитель и поэт-любитель Николай Краснов.

По мнению журналиста, обозревателя газеты "Тарское Прииртышье", историка Сергея Алфёрова, живущего в Таре, события трехсотлетней давности по-прежнему воспринимаются горожанами эмоционально. Кто-то гордится предками, не побоявшимися перечить царю, кого-то возмущает позорная казнь, недостойная героев.

– На территории Сибири это был единственный "бунт" против Указа о престолонаследии?

– Для Сибири это точно уникальное событие. Но что касается старообрядцев – их преследовали к тому моменту уже более полувека, они сопротивлялись, в том числе устраивали самосожжения. Хотя открыто против власти не выступали.

– Тарские события произошли благодаря влиянию старообрядчества?

– Да, основа целиком религиозная. Они верили, что скоро придет Антихрист. Они были обижены на власть – их обкладывали двойными налогами, рекрутировали в армию, поэтому они уходили в Сибирь. И они ждали чего-то. И когда пришел Петр и стал вводить европейские порядки – был указ, что надо брить бороды и носить немецкое платье, – тарчане (или таряне – как тогда говорили, иногда тарцы) в тот момент тоже воспротивились, но никаких репрессий не последовало. Они повозмущались и продолжали носить бороды.

– А почему репрессий не было?

– Я думаю, что для власти бритье бород где-то в Сибири не было принципиальным вопросом. А вот то, что касалось престолонаследия, было принципиально. Кроме того, жителей же никто не заставлял присягать немецкому платью, а здесь нужно было принести присягу.

– Они осознавали, чем им это грозит?

– Абсолютно.

– И тем не менее пошли на это?

– Эти люди верили, что когда они подожгут свой дом и сгорят в нем, то сразу попадут в рай. Поэтому их смерть не страшила – вот в чем дело. Для них земное существование и небесное существование связаны, поэтому смерти эти люди не боялись.

– Это выступление имело какое-то значение для страны, региона?

Гравюра: Бунт в городе Тара, 1722 год

– Сложно сказать. О бунте долго молчали. Власть расправилась с людьми очень жестоко. Может быть, все-таки было стыдно, что так со своим народом поступают, и как-то пытались умалчивать, а может, боялись как дурной приметы. Общественная организация "Тарский уезд" с нашей библиотекой (центральная районная библиотека Тары. – С.Р.) создали проект, который называется "Забытый бунт" – поскольку в учебниках истории о нем ничего не писали. Очень негативное значение "бунт" имел для развития города – после правительственных репрессий Тара пришла долго не могла оправиться.

– На что вообще могли рассчитывать несколько сотен человек в Сибири, противопоставляя себя государственной машине?

– Вряд ли они "рассчитывали". Нас сегодня поражает готовность религиозных фанатиков расстаться с жизнью. Но ради своей идеи эти люди были готовы идти до конца. Они выступили против изменения традиции передачи власти. До Петра власть переходила от отца к сыну, для них это был порядок, установленный свыше, – то есть от Господа. Если этот порядок царь нарушает и отдает власть, кому хочет, – то они и решили, что он передаст ее Антихристу. Тем более у старообрядцев мнение о Петре Первом было весьма критическое. А беспощадным здесь было отношение властей, которые увидели в отказе от присяги безымянному наследнику государственную измену и жестоко подавили попытку выразить собственное мнение. Сами бунтовщики и мухи не обидели, во всяком случае, ни о каком насилии с их стороны документы нам не сообщают.

И все же рациональность в действиях бунтовщиков найти можно. Протест для них был практически единственным способом повлиять на решения, принимаемые самодержцем. Монарху, которому по воле Божьей трон принадлежал пожизненно, не было необходимости беспокоиться о продлении своих полномочий – изменять конституцию, которой просто не было. Тем не менее, чтобы твое правление не подверглось ревизии, стоило позаботиться о преемнике. Но издревле "установленный Господом" порядок вещей накладывал некоторые ограничения на "хотелки" императора. Собственно, бунт жителей Тары, называвшийся в советские времена антифеодальным, на самом деле был актом гражданского неповиновения, направленным на сохранение существовавшего порядка.

Страницы следственного дела Тарского бунта

– Вы коснулись современности, можно ли сказать, что Петр I проводил своеобразную операцию "преемник"? Можно параллели провести – в части изменения общепринятого правила перехода власти?

– Еще раз подчеркну, что бунтовщики не ставили целью захват власти, они лишь высказали свое несогласие и даже были готовы присягнуть, как только услышат имя преемника. Правитель же не услышал их или не захотел этого сделать. Тогда он мог позволить себе так поступать, но весьма извилистый путь продвижения страны в сторону правового государства заставил власть даже в периоды авторитарного правления понимать значимость обратной связи, идти на всяческие увещевания и уступки, пытаться оправдывать свои решения… Так или иначе, потопленный в крови Тарский бунт исторически стал одним из эпизодов многовековой борьбы народа за право высказывать свое мнение.

– Старообрядцы остались в городе или их всех перебили?

– Нет, их не выбили. Я занимаюсь местными купеческими родословными. Из старообрядцев вышли, например, тарские купцы Пятковы. Основатель династии Дмитрий Алексеевич Пятков не показывал свою приверженность старой вере, если таковая была, во всяком случае, я сведений об этом не встречал, а вот его родной брат Григорий до конца 18-го века числился в записных раскольниках.

– Какая часть жителей участвовала в "бунте"? И сколько человек репрессировали?

– По мнению тюменского историка Петра Словцова, казни и ссылки коснулись до 1000 человек. Известно, что в конце 18-го века в Таре жило около 4 тысяч человек. Исследователи приводят разные данные по числу жителей на время бунта, вероятнее всего, она не превышала 4 тысяч душ мужского пола.

Карта города Тара

– Когда начали изучать историю тарских событий?

– Всерьез за тему в первой половине 70-х взялся новосибирский историк Николай Покровский.

– А местные жители помнили о бунте?

– Они помнили это до конца 19-го века. Есть свидетельства, что на выезде из города вдоль двух дорог стояли кресты, которые напоминали об этих событиях. В 70-е годы прошлого века тарский историк, исследователь купечества Сибири, Александр Жиров опрашивал старожилов, они ему рассказали легенду, что в пойме реки Аркарки есть курган – якобы место захоронения казненных бунтовщиков. Что туда не по-христиански сложили тела и насыпали курган. Раскопок там не проводили, но само существование легенды говорит о важности этого события для народной памяти, – рассказал Сергей Алферов.

Памятный знак, установленный к 300-летию Тарского бунта

В августе на дне города в Таре впервые провели реконструкцию событий Тарского бунта, причем сразу дважды – по просьбе по просьбе людей, которые должны были пораньше уехать. А запись реконструкции в интернете посмотрели более 5 тысяч человек. Среди участников были члены клуба реконструкторов "Град Тара" и их руководитель Алексей Бахтин.

Клуб существует с 2017 года, занимается по большей части не изготовлением оружия, а поиском старых вещей, изготовлением их копий, а также поиском документов по военному делу. По словам Бахтина, раньше реконструкцию по Тарскому бунту не делали, потому что материалов о нем сохранилось мало. Сейчас основой для сюжета послужила книга "Отпор" омского писателя Павла Брычкова.

– Может быть, с точки зрения истории там не все точно, но важно, что упор сделан на духовно-нравственном аспекте, на стойкости жителей, их сибирском, русском характере. Здесь было много староверов, они не понимали новую Россию Петра и не принимали. Они, например, отказались бороды брить, хотя с них за это налог брали.

– А вы на чьей стороне? Новой России Петра или бунтарей?

– Как говорится – трудно жить в эпоху перемен. Для наших предков та эпоха такой и была – когда в корне все ломалось. Тарчане много не хотели, они просили назвать имя наследника царя. А ведь когда Петр умирал, то сам не смог назвать наследника – некому трон было завещать. Один ученый рассказывал мне, что на Западе крестьяне боготворили Петра, потому что освобождал прибалтийских крестьян, они получали свободу. А сюда он пришел как разрушитель старых устоев. И я понимаю этих людей, для них новые порядки были чужды. Я скорее на стороне бунтарей, потому что вот, пришли меня ломать, несут что-то негативное, антихристианское. Поэтому, хоть и тяжело, а сгибаться не надо, хоть я и не понимаю, что мне предлагают и что за это будет. говорит Алексей Бахтин.

Текст из архива Сибирь.Реалии