Жалоба в мэрию, заявление депутатам Заксобрания, жалоба в службу охраны памятников и губернатору. Такими способами активисты и рядовые горожане в разных городах Сибири добиваются снятия с городских зданий баннеров и плакатов в поддержку войны с Украиной или с рекламой контрактной службы. В последнее время им все чаще приходят отказы с угрозами начать их преследовать по статье о дискредитации российской армии. Тогда они пишут в прокуратуру и добиваются своего. Успешный опыт снятия Z-баннеров в России и лайфхаки против российских чиновников – в материале Сибирь.Реалии.
"Борьба за демонтаж Z-баннера с театра продолжается". Иркутск
В самом начале войны на фасаде Иркутского драмтеатра появился баннер с буквой Z. Местные СМИ сообщили об этом 1 апреля с лозунгом, стилизованным под хештег #СвоихНеБросаем. Спустя год, в мае 2023-го, в местных медиа появились сообщения о том, что представители иркутской театральной общественности уже дважды обращались к городским властям с просьбой убрать баннер – дескать, его закидывают тухлыми яйцами, заливали зеленкой, досталось заодно и самому зданию театра. Упоминали авторы обращений и то, что закон запрещает вывешивать баннеры на объектах культурного наследия, а здание иркутского театра относится именно к ним. Чиновники эти письма проигнорировали.
Затем в телеграм-канале "Иркутский блог" была запущена кампания – создатели предложили читателям массово обращаться в мэрию с требованием снять баннер. И вот на прошлой неделе гражданскому активисту и создателю канала Вадиму Палько пришел официальный ответ мэрии.
– В тексте за подписью заммэра Татьяны Макарычевой говорится, что Z-баннер "защищает Родину, народ и традиции". После этого упомянули, что за "негативные высказывания" в адрес Z-символики в России заводят статьи о дискредитации армии, – говорит Палько. – Всего после запуска в сентябре сбора обращений за демонтаж Z-баннера удалось отправить 440 заявлений! (через бот телеграм-канал любой желающий мог сформировать и отправить заявление против баннера). Но важно отметить – борьба за демонтаж Z-баннера с драмтеатра продолжается: дальше по плану – отправка новых писем в прокуратуру.
Активизмом иркутянин Палько занимался задолго до войны: тогда его канал писал про городские проблемы, в том числе про незаконную рекламу, а он сам отправлял жалобы на незаконные билборды и баннеры.
– Как правило, когда дело касалось незаконных конструкций с "нейтральной" рекламой, незаконные билборды успешно демонтировали (за редкими исключениями). С политическими приходится действовать осторожнее. Пример: в декабре 2022 года я писал про "креативные" (на самом деле упоротые) баннеры от иркутского Z-активиста. Отправил в мэрию запрос, используя не актуальное фото, а довоенное (где была другая реклама). Чтобы чиновники видели жалобу не на Z-агитку, а на незаконную конструкцию. Получилось. Билборд оказался незаконным, его уже там нет, демонтировали.
Таким способом Палько уже удалось заставить мэрию признать незаконными несколько билбордов в центре города, где в разные годы была реклама Путина (например, перед выборами 2018 года) и агитация за губернатора (выборы 2020 года).
– Иными словами, убирая незаконные билборды (сами конструкции, щиты), можно законными методами сокращать количество провластной уличной агитации к ближайшим президентским выборам – будет просто меньше поверхностей, на которых она сможет появиться, – делится лайфхаком Палько.
С Z-баннером на драмтеатре имени Охлопкова ситуация оказалась сложнее.
– Изначально там никак не получилось бы обойти тот факт, что жалоба касается Z-баннера. Поэтому мэрия, несмотря на реальные нарушения федеральных и городских норм, бросилась защищать незаконный Z-баннер, выдумывая неловкие оправдания. Но обычно чиновники мэрии прокуратуру очень боятся, поэтому в целом рассчитываю, что жалоба туда подействует. Ранее был всего один случай, когда дело дошло до прокуратуры (еще до войны). Это была странная история про пять билбордов в Иркутске, которые администрация Сведловского округа упорно без каких-либо объективных причин не желала демонтировать. В итоге главе Свердловского округа Иркутска прокуратура вынесла представление за бездействие. И спустя несколько лет переписок все пять билбордов снесли.
Сейчас Палько ждет, когда ему ответят все инстанции, которым он отправлял жалобы.
– Это служба охраны памятников, губернатор, депутаты Заксобрания. Служба отмолчалась, хотя мэрия вроде как попыталсь ответить за двоих (что вообще-то абсурдно). Но уже сроки подошли, так что, судя по всему, остальные просто проигнорировали. Значит, прокуратура по Z-баннеру скоро будет.
Важность борьбы с Z-баннерами активист объясняет тем, что городская среда формирует у людей планку "нормы".
– Если везде висит Zвастика, и никто не выступает против нее, то значит, что Zвастика — это нормально. А если кто-то борется за ее демонтаж, поднимает общественную дискуссию, значит, с этой символикой что-то не так, значит, нет тотального единения, иллюзию которого навязывает пропаганда, – поясняет Палько. – Короче говоря, такая борьба дает возможность людям, не принимающим войну, не чувствовать себя одинокими и бессильными, а остальных подталкивает задуматься.
"Не поверите, сняли все". Новосибирск
17-летний новосибирский школьник Евгений Фокин с прошлого года так же методично добивается снятия Z-баннеров в поддержку российской агрессии в Украине с фасадов Новосибирска. В конце мая 2022 года чиновникам пришлось снять первый такой баннер после того, как Фокин написал в мэрию жалобу о том, что "баннер не соответствует дизайн-коду, установленному регламентом".
– После первого зет-баннер в новой версии появился на здании по Красному проспекту опять. Только вместо надписи "ZА МИР ТРУД МАЙ!" на баннере появилось "Zа Россию! Новосибирск – zа мир без нацизма!". Я написал повторную жалобу на сотрудников администрации, утверждая, что баннер "по-прежнему не вписывается в городские стандарты и его обязаны снять", – рассказал Фокин.
В итоге новый Z-баннер сняли. А после по жалобам школьника – еще около десятка подобных. Сейчас таких баннеров, размещенных властями, которые даже не подумали оплатить это размещение, в Новосибирске практически не осталось. Последний раз Евгений Фокин жаловался на обычный рекламный баннер – сейчас ожидается его демонтаж.
– С баннерами все стало настолько лучше, что их [Z-баннеров] с этой весны в Новосибирске почти и не осталось. То есть нарушающие архитектурные регламенты уже не вешают, снятые ранее тоже никто не возвращал. Только один баннер заменили. Остались только те единичные, что оформлены как реклама "на законных конструкциях", с оплатой и прочим, но там уже никак не подкопаешься, – объясняет Фокин. – И с транспорта удалось все зетки снять! Только на автобусах остались, на трамваях и троллейбусах больше нет.
О том, почему борьба с провоенными баннерами так важна, школьник отвечает просто: "По-моему, в современном мире политика вообще не должна переходить к насилию. Тем более, в соседней стране".
На вопрос, не угрожают ли ему, как его иркутским коллегам, "применением статьи о дискредитации", отвечает "к счастью, нет".
– Сейчас стараюсь писать заявления к мэрии в форме депутатского запроса (Фокин стал помощником независимого депутата горсовета Новосибирска Светланы Каверзиной), может, поэтому никто так нагло не отвечает. Да, думаю, из-за должности они [чиновники] стали вежливее, стали быстрее отвечать, потому что если горожанин пишет запрос, они почему-то думают, что ему можно ответить все, что угодно, что нет какой-то особой возможности проверить это. А в случае с депутатом они обязаны отвечать на запросы по существу, плюс в их глазах депутат может проверить информацию и поднять шум в случае чего.
В целом что можно посоветовать активистам в других городах – упорства. Каждый муниципалитет, к сожалению, работает так, как хочет, и трактует законы так, как ему удобно, поэтому где-то достаточно просто написать обращение со ссылкой на документ, а где-то придется еще и в прокуратуру сходить, а то и посудиться, – говорит Евгений.
Киров, Тюмень, Петербург, Екатеринбург
Новосибирск и Иркутск – не единственные примеры успешной борьбы горожан с Z-баннерами.
В Тюмени Z-растяжку со здания местной филармонии убрали из-за решения руководства самого культурного учреждения. Латинскую букву в цветах георгиевской ленты повесили еще в конце марта 2023 года (из-за нее, кстати, в зале филармонии отказался выступать Юрий Шевчук), она провисела около двух месяцев. Тогда пресс-служба филармонии заявила: "День Победы прошел, и ткань в цвет георгиевской ленты потеряла свою актуальность".
В Петербурге демонтажа растяжки с Z-символикой добились горожане. В 2022 году они массово обращались к чиновникам городской администрации с просьбами убрать ее со здания на Кронверкском проспекте. В том же году ее убрали, и до сих пор стена остается чистой.
В Кирове законность размещения Z-баннера на здании драмтеатра в 2022 году попросил проверить городскую администрацию один из жителей города. Чиновники подтвердили, что размещение провоенной растяжки нарушает регламент установки таких конструкций, и сняли Z-баннер.
В Екатеринбурге известно о двух случаях успешной борьбы против рекламы войны. Сначала студенты и преподаватели Уральского архитектурно-художественного университета протестовали против Z-баннера на здании вуза и периодически отправляли личные и совместные жалобы в мэрию. Через 8 месяцев после первого заявления конструкцию демонтировали.
Позже мэр Екатеринбурга Алексей Орлов лично отказался монтировать на здании городской администрации Z-баннер. "Надо понимать, что здание администрации – это памятник. Поэтому очень сдержанно подходим ко всему, что можно повесить на фасаде", – заявил Орлов.
– Решение Орлова не повлекло для него негативных карьерных последствий. Он по-прежнему остается мэром Екатеринбурга, – отмечает Палько. – А еще важно – драмтеатр в Иркутске тоже является памятником. Мэрия Иркутска и других городов – обратите внимание!