Два старинных здания стоят в Иркутске на расстоянии полукилометра друг от друга. Их архитектура и общий план совпадают почти полностью. Существенно отличается лишь отношение к ним региональных властей. В одном из них в прошлом году после масштабной реставрации с помпой открыли Суворовское училище. Второе здание губернатор Игорь Кобзев предлагает снести и построить вместо него стадион. А в бывшей защитной зоне корпуса сейчас возводят жилой комплекс. Начали сразу, как гендиректор компании-застройщика Руслан Болотов стал мэром Иркутска.
Текст: Вадим Палько, "Люди Байкала"
Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм
На спутниковых снимках 2021 года, сделанных до того, как один из корпусов отреставрировали, видно, насколько они похожи – не только строением, но и актуальным на тот момент состоянием. Оба здания, построенные в одно время в первой половине 20-го века, так же синхронно были доведены до состояния руин.
Тем более удивительно выглядит диаметрально противоположный подход властей Иркутской области к вопросу об их будущем.
В 2020 году началась реставрация одного из корпусов под размещение Суворовского училища, и это стали преподносить как проект особого значения для региона. Губернатор Игорь Кобзев проводил еженедельные совещания по реставрации, уверял, что восстановление корпуса находится в "зоне внимания" президента Путина. "Федеральную" значимость реставрации подчёркивали и после открытия училища. Так, в мае 2024 года там принимали делегацию Совета законодателей регионов Сибири, отреставрированный корпус представили показательной практикой по "обеспечению государственной охраны объектов культурного наследия".
Разрушающийся в пятистах метрах корпус-"близнец" той делегации показывать не стали, что неудивительно, ведь статуса объекта культурного наследия у него нет. С активистами, которые пытались оспорить его исключение из исторического ансамбля, власти региона даже судились.
Здания-близнецы
Военный городок в Иркутске начали строить в 1915 году для размещения двух учреждений – Военного училища и Кадетского корпуса. Главные здания учреждений построили почти по идентичным проектам. Фасады были оформлены почти одинаково – в них использовали одни и те же элементы и композиционные построения. Заметно отличался лишь центральный портик.
В 1917 году стройка остановилась, а в 1920-м её полностью законсервировали. К этому времени успели соорудить 13 зданий, это чуть больше половины из запланированного. На плане 1919 года видно, что оба здания – и нынешнее Суворовское училище (Военное училище), и заброшенные теперь казармы (Кадетский корпус) уже были построены.
Когда стройку заморозили, площадку хотело забрать руководство недавно образованного Иркутского университета. Здания собирались достроить и разместить в них факультеты, но не нашлось денег. Следующее десятилетие уже построенные сооружения оставались бесхозными и разрушались. Стройка возобновились только после организации Иркутской школы авиатехников в 1931 году. Именно на 1930-е и 1950-е годы достроили все начатые здания и возвели новые.
В 2008 году второй раз за столетие архитектурный комплекс оставили разрушаться. Находившееся там Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ) фактически ликвидировали, здания всего комплекса забросили.
Как "потерялись" казармы
Крупный, особенно для Иркутска, архитектурный ансамбль начала 20-го века долго не имел никакого статуса. Лишь в 1990 году "Комплекс построек кадетского училища и юнкерское училище" внесли в реестр объектов историко-культурного наследия. Однако есть важный нюанс: все здания, находившиеся на закрытой территории, попали в список под одним общим адресом – улица Советская, 176.
В 2003 году для постройки новых зданий на территории ИВВАИУ потребовалось согласование Центра по сохранению историко-культурного наследия. В итоге был
создан историко-архитектурный опорный план-схема с обоснованием ценности всего комплекса построек. Казармы входили в этот список.
В 2016 году этот же перечень, включавший казармы, в составе охранного обязательства утвердила Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Иными словами, казармы рекомендовали к сохранению как часть единого ансамбля.
Всё изменилось в 2020 году: из очередного приказа Службы по охране объектов культурного наследия следовало, что из состава ансамбля исключили несколько строений, в их числе главное здание Кадетского корпуса (казармы). При этом "близнец", главный корпус военного училища, был в составе памятника успешно утверждён.
Эта новость взбудоражила архитектурную общественность. Иркутская региональная организация Союза архитекторов России провела на территории ИВВАИУ выездное заседание правления; вице-президент организации, заслуженный архитектор России Елена Григорьева выступила с публичной критикой решения об исключении казарм из ансамбля.
К ней присоединились экс-председатель общественного совета при службе по охране памятников Надежда Красная, глава иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Алексей Чертилов, заслуженный архитектор Владимир Стегайло, основатель движения "Наследие" Дмитрий Разумов и другие. Все они обратились к губернатору с просьбой "спасти для иркутян казармы ИВВАИУ".
Строить там, где нельзя
Общественная организация "В поле зрения", ссылаясь на жителей городка ИВВАИУ, утверждает, что причина исключения казарм из ансамбля предельно прозаична – земля, которой заинтересовались застройщики.
Однако дело не столько в участке, на котором непосредственно стоят казармы, сколько в охранной зоне вокруг него. Речь о буфере шириной 150 метров, опоясывающим памятники по контуру наружных стен. Его задача – не допустить "вторжения" новых объектов в исторический ландшафт. Там ограничена хозяйственная деятельность и запрещено строительство новых зданий.
На современных градостроительных схемах видно, что кадетский корпус (казармы) уже выведены из ансамбля и своего буфера не имеют.
Не прошло и трёх месяцев после подписания приказа 2020 года, который вывел казармы из ансамбля, как власти приняли решение увеличить площадь жилой застройки городка ИВВАИУ более чем в три раза. В 85 метрах от "бывшего" памятника началось строительство ЖК "Авиатор".
Жилой комплекс появился в зоне, где стройка была бы невозможна, останься казармы в ансамбле. В общей сложности в 150-метровую бывшую буферную зону попали как минимум девять высотных блок-секций.
ЖК "Авиатор" возводит застройщик АЗГИ, входящий в группу компаний "Новый город". Важно, что бывший гендиректор АЗГИ Руслан Болотов в апреле 2020 года, за считаные месяцы до "разжалования" казарм, стал мэром Иркутска. А бывший замгендиректора "Нового города" Дмитрий Ружников стал вице-мэром города в мае 2020-го.
Уже летом на территории комплекса провели историко-культурную экспертизу, на основании которой казармы и "выпали" из ансамбля. Её проводил доцент ИРНИТУ, кандидат исторических наук Александр Прокудин.
"Не настолько они ценны"
"Люди Байкала" поговорили с Прокудиным. Он заявляет, что основная часть комплекса включена в реестр и что ансамбль даже дополнили другими объектами – домами вдоль по Советской.
Относительно "выпавших" казарм его позиция следующая: если два очень похожих корпуса когда-то стояли в одной описи, то это вовсе не значит, что они должны считаться единым ансамблем.
"Они [строились] как два разных учебных заведения. Формально можно сказать, что это ансамбль, потому что на одном участке. Но условно – на одной громадной территории. Пространственно это абсолютно изолированные объекты. Сказать, что вот есть такой вот ансамбль – ну это смешить людей", – говорит автор экспертизы, при этом не отрицая, что оба здания "действительно в какой-то степени похожи".
Прокудин признаёт, что вопросы, почему казармы не включили в охраняемый ансамбль, ему продолжают задавать до сих пор. Отвечает так: в 2020 году уже было известно, что на один из корпусов зайдет Минобороны и откроет там Суворовское училище. У второго внятных перспектив не было – звучавшие тогда предложения отреставрировать и открыть среднюю школу были нереалистичны из-за несоответствия исторического здания современным нормативам.
"Оценив ситуацию с их техническим состоянием – это мероприятие очень и очень дорогостоящее, чтобы его поддержать в нормальном эксплуатационном состоянии. Не настолько они ценны, чтобы вот это всё вкладывать. Если давать оценку технического состояния, то слова "удовлетворительное" там не будет", – считает доцент ИРНИТУ и добавляет, что будь у него "неограниченные финансы и возможности", то он бы "попытался, применил хоть какие угодно попытки для того, чтобы его сохранить".
Недостаточную ценность казарм Прокудин обосновывает и наличием аналогов – мол, подобные здания можно найти и в Бурятии (казармы в Кяхте), и в самом Иркутске: "У него замечательный дублёр в трестах метрах. Я имею в виду Суворовское училище".
"В юнкерском комплексе "пропало" три здания-памятника, а кадетский исчез весь"
С 2020 года Иркутская общественная организация "В поле зрения" подаёт иски, чтобы оспорить приказ областной службы охраны памятников, но суд их планомерно отклоняет.
Позицию организации поддержало архитектурное сообщество. В публикации другого доцента ИРНИТУ – Алексея Чертилова, а также Анны Сидоренко из института "Наследие" так говорится об отрицательной экспертизе Александра Прокудина:
"В юнкерском комплексе "пропало" три здания-памятника, а кадетский исчез весь, пять объектов [в том числе главное здание, позже – казармы]. И это не "деревяшки", а капитальные кирпичные здания. По нашему мнению, произошло незаконное исключение этих памятников истории и культуры из Госреестра. Дело в том, что в Акте экспертизы отсутствует их обязательное изучение и пообъектная историко-культурная оценка, чего требует федеральное законодательство".
Исследователи заключают, что весь комплекс, в том числе казармы, представляет историко-культурный интерес как ансамбль военного-учебного назначения, обладает и мемориальной, и исторической, и градостроительной, и архитектурной ценностью. При этом главное здание Кадетского корпуса (казармы) имеет самостоятельную историко-культурную ценность. Следовательно, с действиями госоргана охраны наследия согласиться невозможно.
"К сожалению, в акте государственной историко-культурной экспертизы, составленном в 2020 году аттестованным экспертом Прокудиным, не исследованы постройки кадетского училища; им не дана квалифицированная историко-культурная оценка, и они не были им рекомендованы для включения в Госреестр ОКН (объектов культурного наследия. – ЛБ). Ещё недавно входившие в реестр памятники истории и культуры регионального значения оказались перед реальной угрозой уничтожения", – говорится в заключении.
Региональные власти резко реагировали на публикации экспертов. Так, в своём годовом послании в 2021 году губернатор Игорь Кобзев говорил об экспертах как о людях, которые хотят сорвать строительство Суворовского училища. В СМИ стали появляться заголовки об "угрозе реализации поручения Владимира Путина" и про "срыв развития городка ИВВАИУ".
Критика градозащитников подкреплялась тезисом: те, кто хочет сохранить "нисколько не ценные" казармы, тем самым мешают отреставрировать под Суворовское училище их почти точную копию. В материалах областных медиа появились нарративы о корыстной заинтересованности архитекторов.
В разговоре с "Людьми Байкала" доцент Прокудин тоже выдвинул этот тезис. По его словам, дать охранный статус зданиям "очень часто" хотят бизнесмены, желающие купить участок под этим домом, избавившись от других претендентов на него.
Какое отношение к этому имеет его коллега из ИРНИТУ и другие исследователи-градозащитники, Прокудин пояснить не смог.
В сентябре 2023 года Верховный суд РФ поставил точку в многолетней тяжбе – казармы отказались признать объектом культурного наследия, нуждающимся в защите.
В конце июня 2024 года депутаты думы Иркутска передали 4,5 гектара земли под казармами из муниципальной в областную собственность. Ранее губернатор предложил снести казармы и вместо них построить стадион. В Минспорта региона заявили, что на это пока нет ни денег в бюджете, ни проекта.
А до этого на месте казарм хотели построить военный госпиталь. От идеи пришлось отказаться из-за того, что здание находится в приаэродромной зоне иркутского аэропорта. Там запрещено строить соцобъекты, предполагающие постоянное пребывание людей.
Таким образом до сих пор единственным практическим следствием вывода казарм из-под охраны стала постройка ЖК "Авиатор".