"Казались идеальной парой". Бывший чиновник полгода скрывал убийство жены

Ксения Попова-Сапожкова (в центре)

30 января 2022 года замначальника отдела московского метро и экс-глава района Новокузнецка Александр Попов сознался в убийстве жены Ксении, Мисс Кузбасс – 2010. Он также признался в том, что останки жены в пакетах сбросил в реку. Ксения Попова пропала полгода назад, но лишь за 20 дней до признания в преступлении ее муж заявил в полицию о пропаже жены. Затем Попов отказался от своих показаний. Сейчас он арестован на два месяца и формально находится в статусе подозреваемого.

"Улетела в Дубай"

10 января 2022 года Александр Попов написал в МВД Москвы заявление о пропаже своей жены и матери их общей 6-летней дочери Ксении Поповой. Он сообщил, что не видел жену с 31 августа – в этот день та якобы собрала вещи и заявила, что улетает в Дубай.

Ксения Попова-Сапожкова

"По прилету написала в своем инстаграме, что долетела. Сообщила, что теперь будем связываться только в этой социальной сети", – написал в заявлении Александр Попов, отметив, что в октябре Ксения якобы также через инстаграм написала ему, что вместе с подругами приглашена на круиз до Африки, а уже 14 декабря якобы сообщила, что находится в ковид-центре в пригороде Кимберли.

Тогда Попов, согласно его заявлению в МВД, связался с консульством ЮАР и попросил предоставить официальную информацию о точном местонахождении жены, а там ему посоветовали написать заявление в полицию.

В МВД Москвы сразу выяснили, что Ксения Попова с августа вообще не пересекала границу России, а ее сотовый в день пропажи находился рядом с мужем.

– По биллингу сотрудники пробили, что телефон оставался все время у этого [следует крепкое ругательство]. Что 31 августа он отвез дочку сестры к какому-то мужику, оставил на два дня, а сам вытаскивал тело мешками из квартиры. Это соседи подтвердили – видели его с большими пластиковыми пакетами. А потом он сам признался, – говорит брат Ксении Руслан Сапожков.

Провести обыск в машине и квартире семьи полиции не удалось. К январю Попов успел продать и квартиру, и авто, которыми пользовалась семья за полгода до этого. Новые владельцы старой квартиры Поповой даже успели сделать капремонт.

Александр Попов

– Я не знаю, на что он надеялся с этой бредовой версией. Я сразу, как узнал, что Ксения "пропала", понял, что она уже мертва. Но узнал не сразу, мы с ней давно не общались. С мамой они были постоянно на связи, она приезжала сюда, мама – в Москву. Созванивались по видеосвязи. Ранее никогда сестра не уезжала вот так надолго, дочь не оставляла. Поэтому мне все было очевидно. Но мать до последнего не хотела верить, все выспрашивала, но поддакивала. Полгода пудрил ей мозги. Но в Новый год племянница, видимо, постоянно спрашивала ее про маму (Попов в сентябре отправил дочь к теще в Новокузнецк, заявив, что на воспитание ребенка у него нет времени), поэтому мать сказала ему: мы заявим в полицию тут, в Новокузнецке. Хотя они года три как уехали уже отсюда. Видимо, он перепугался и пошел [в МВД] сам. А там его и раскололи, куча же нестыковок, – считает Сапожков.

Подруги Ксении сообщили редакции, что стиль инстаграма пропавшей сильно изменился еще полгода назад.

– Она стала меньше постов делать, сторис реже, прямых эфиров вообще не стало. Ну, подумали, может, не до этого. Потом мы узнали, что в "Дубай" она уехала как-то спешно, без дочери. Это показалось очень странным. Но не таким, чтобы подозревать убийство, тем более Александром. С виду они казались идеальной парой, признания в любви, цветы он ей дарил очень часто – в общем, со стороны очень красивая картинка была, – говорит подруга убитой Александра.

Другая подруга убитой Дарья рассказала, что подозревать что-то нехорошее начала только спустя несколько месяцев, когда та не ответила на поздравления с днем рождения.

Ксения Попова-Сапожкова

– 3 сентября у Ксюши был день рождения, юбилей – 30 лет исполнилось. Я поздравила эсэмэской, но даже спустя месяц-полтора сообщение осталось непрочитанным. А Ксюша не такой человек – она всегда отвечает, никогда не игнорит, не отмалчивается, очень вежливая. Я стала при случае задавать вопросы всем общим знакомым – кое-кто из близких мне говорил, что нет, мол, отвечает, кратко и реже обычного, но на связи. Я и успокоилась, но зря, – говорит Дарья.

Родные Ксении, напротив, говорят, что сразу подозревали, что с Ксенией что-то случилось, и именно по вине мужа.

– Я с ним лично не был знаком, спустя время узнал, за кого она замуж вышла. Сразу подумал, дело гиблое. Он уезжал-то из Новокузнецка, потому что ему прямо говорили, что он ворует, в лицо. Кажется, и дело грозило. Надо еще проверить, как он в начальники метро-то вылез, он же этим сроду никогда не занимался. Мелкий муниципальный служащий, специализация – питание и всякое такое, – говорит брат убитой. – Сестра тоже работала в администрации, там они вроде как и познакомились. Моделью она подрабатывала задолго до этого. А после переезда в Москву дизайном вроде занималась, декором, на фрилансе.

По словам собеседника, в Новокузнецке новую должность Попова в Московском метрополитене объясняют его дружбой с племянником мэра Москвы Антоном Собяниным (с 2006 по 2008 гг. возглавлял Новокузнецкий драматический театр, с 2008 года – депутат Кемеровской области).

В 2010 году Ксения Попова выиграла конкурс "Мисс Кузбасса", до этого год работала в Южной Корее моделью, участвовала в Seoul Fashion Week – 2009.

"Деньги уходили неизвестно куда"

Руководителем администрации Центрального района Новокузнецка Попов работал с апреля 2012 до 16 сентября 2015 года. В конце октября 2015 года он был назначен директором муниципального предприятия "Комбинат питания", поставляющего горячее питание в образовательные учреждения Новокузнецка. До 2012 года руководил отделом содействия малому и среднему предпринимательству, был награжден золотым знаком "Новокузнецк".

– В апреле 2012 года все отметили, что новый замглавы Новокузнецка (в то время мэром был Валерий Смолего) очень молодой, ему и 27 лет не было. Оказалось, что он сын директора управляющей компании "Новый город" Виктора Попова. Позже его обвиняли в лоббировании интересов компании отца, но он не смущался, очень активно общался с журналистами, раздавал интервью, выдвигал различные инициативы по благоустройству города. Хотя мэр его открыто критиковал и ставил в вину пропажу денег, которые, кстати, должны были идти на благоустройство, а уходили неизвестно куда, – говорит местная предпринимательница Светлана Морозова. – На публике он бизнес, особенно малый, активно поддерживал, а по факту занимался вымогательством. Например, у владельцев ларьков, чтобы их не сносили.

В сентябре 2015 года Попов ушел из городской администрации (по официальной версии – по собственному желанию), а в ноябре его назначили руководителем МБУ "Комбинат питания". Меньше, чем через год – в июле 2016-го – его отстранили от этой должности после скандальных итогов проверки Комитетом городского контроля администрации Новокузнецка.

Передумал

30 января Попов написал явку с повинной, признавшись, что убил жену во время домашней ссоры, ударив ее дважды по голове. Причиной конфликта он назвал свою ревность. Полиции Попов признался, что останки Ксении в пакетах сбросил в реку Десна, расположенную возле жилого микрорайона в Новой Москве, где жила семья. Он указал место, где утопил останки жены – туда выехали полицейские и водолазы, но тело не нашли.

После того, как стало известно, что тело Ксении не найдено, Попов отказался от собственных показаний и стал отрицать вину. От дачи показаний он отказался, воспользовавшись статьей 51 Конституции РФ.

31 января Щербинский районный суд Москвы арестовал Александра Попова, подозреваемого в убийстве жены и попытке сокрыть преступление, на два месяца.

– Домашнее насилие – это систематическое явление. Это значит, что домашние тираны не останавливаются на одном акте насилия – они делают это систематически. Издевательства становятся все более жестокими, а периоды "затишья" все более короткими, – говорит руководитель центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских неправительственных объединений, адвокат Мари Давтян (занимается проблемой свыше 10 лет; входила в рабочую группу по разработке законопроекта "О профилактике семейно-бытового насилия в РФ"). – Пострадавшие от домашнего насилия люди живут в постоянном страхе за безопасность – свою и родных. Ведь агрессору хорошо известно, где работает или учится жертва, где живут ее родные и друзья, у которых она может прятаться. Нередко бытовые агрессоры начинают преследовать жертву, когда та решает разорвать отношения. Для решения проблемы нужно вводить охранные ордера для жертв плюс протоколы оценки рисков повторения насилия для сотрудников полиции вместе со спецобучением полиции. А также спецпрограммы для самих агрессоров. Но законопроекты, предложенные Госдуме РФ, были отклонены. Почему? Потому что такой закон "не вписывается" в консервативную повестку, которую Россия активно продвигает на национальном и международном уровне.

Россия является единственной из стран – членов Совета Европы, где не принят закон против домашнего насилия. В феврале 2017 года Владимир Путин подписал закон о декриминализации побоев в семье, разработанный сенатором Еленой Мизулиной. Побои в "отношении близких лиц" перевели из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения – в том случае, если насилие было совершено впервые.

После этого, по данным правозащитников, количество жалоб на домашнее насилие только увеличилось. К примеру, по статистике уполномоченной по правам человека Татьяны Москальковой за апрель 2021 года, число жалоб на домашнее насилие в России выросло в 2,5 раза (с 6054 до 13 тысяч обращений). Омбудсмен тогда назвала ситуацию "достаточно неоптимистичной".