Правозащитная организация Human Rights Watch выпустила Всемирный доклад о правах человека в Китае. Исследователи подробно рассказали об усилении репрессий китайского правительства в стране за 2022 год: о политике "нулевой терпимости" к ковиду, задержаниях и уголовном преследовании правозащитников и "китаизации" религии путем правительственного контроля.
Коронавирусные ограничения
Правозащитники указывают, что в 2022 году генсек компартии Китая Си Цзиньпин переизбрался на третий срок и стал самым влиятельным китайским лидером со времен Мао Цзэдуна. Коммунистическая партия Китая под его руководством ужесточила в прошлом году ковидные ограничения, введя политику "нулевой терпимости". В результате этой политики сотни миллионов людей неоправданно отправляли на карантин. В некоторых случаях форсирование карантина доходило до блокирования домов колючей проволокой, арматурой и баррикадами.
Политику "нулевой терпимости" начали сворачивать только после массовых протестов. В декабре городе Урумчи произошел пожар в одном из зданий, которое находилось в зоне "высокого риска" из-за ковида. В результате пожара погибли десять человек, местные издания утверждали, что из-за политики "нулевой терпимости" выход из здания был затруднен, что привело к гибели людей.
"Китаизация" религии
В докладе HRW говорится, что китайские власти продолжают вводить строгие ограничения на свободу вероисповедания. Так, в стране установлены рамки "нормального" (то есть легального) исповедания веры. Религиозная деятельность, согласно требованиям властей, должна соответствовать партийной идеологии и содействовать формированию лояльности компартии и лично Си Цзиньпину. Это же коснулось и религиозных сайтов.
Религиозные деятели или общины, которые не соответствовали этим критериям, подвергаются уголовному преследованию и/или бывают вынуждены покинуть страну, сообщают правозащитники. Религиозные интернет-ресурсы, которым не удалось получит одобрение компартии, подвергались блокировкам.
Смотри также Тоталитаризм 3.0. Как в Китае людей разделили на плохих, хороших и очень хорошихПравозащитники
Правозащитники в Китае регулярно становятся жертвами уголовного преследования или исчезают или умирают при невыясненных обстоятельствах. Так, в июне в провинции Шаньдун начался суд против правоведа Сюй Чжиюном и юриста Дин Цзяси за организацию встречи, на которой обсуждались права человека и демократия. Под стражей с февраля 2021 года также остается соратница Сюй Чжиюна, фем-активистка Ли Цяочу.
В сентябре в тюрьме умер Дун Цзяньбяо – отец активистки Дун Яоцюн, которая исчезла при невыясненных обстоятельствах в 2018 году после того, как залила тушью портрет Си Цзиньпина. Отец Яоцюн проводил акции, чтобы привлечь внимание к исчезновению дочери, родственники сообщали, что на его теле были следы избиения.
Частными были преследования по статьям о критике правительства, в том числе онлайн и в частных мессенджерах, распространении слухов, провоцировании конфликтов и дестабилизации и оскорблении представителей власти.
Продолжилась и цензура. В частности, после начала войны России против Украины, цензоры удаляли в соцсетях антироссийские и антивоенные посты.
Экоактивисты и изменение климата
Китай занимает первое место в мире по объему выбросов парниковых газов. Главная причина этого - угольная промышленность. На Китай приходится половина мировой добычи угля, это крупнейший импортер угля, нефти и газа в мире.
Активисты из Climate Action Tracker указывают, что с такими показателями страна не соответствует целям Парижского соглашения об ограничении глобального потепления. Также китайские компании регулярно оказываются прямо или косвенно причастными к нарушениям прав человека и ущербу окружающей среде.
На следующий день после того, как HRW опубликовал отчет, исполняющая обязанности исполнительного директора организации Тирана Хассан заявила: "Мы были свидетелями того, как мировые лидеры цинично отказывались от обязательств в области прав человека и ответственности за нарушения прав человека в обмен на кажущиеся краткосрочными политические победы. Игнорирование нарушений прав человека дорого обходится, и не следует недооценивать волновые последствия", — говорила она.