В проекте "Такие малые народы" мы рассказываем об исторических судьбах и современных проблемах аборигенов Сибири.
Ханты и манси – два разных народа с общей судьбой, их имена связаны даже в названии города – Ханты-Мансийска. До 1940 года эта столица двух народов называлась Остяко-Вогульск, потому что ещё русские первопроходцы называли хантов остяками, а манси – вогулами.
Но жизнь в городе неорганична для этих народов, чьей родной стихией всегда были река и тайга. Каждый род хантов имел в распоряжении собственную реку, богатства которой использовал. И при этом нес ответственность за сохранение природы перед речными и лесными божествами. Деревянные изображения этих богов каждая семья хранила в особом священном амбаре.
Также считались священными березовые рощи, входя в которые человек не должен был иметь "черных мыслей", потому что они, согласно поверью, вызывают появление черных полос на стволах деревьев. Поверье "работает". Путешественники до сих пор отмечают удивительную белизну берез, растущих в Среднем Приобье, возле поселений речного народа.
В начале января в новосибирском Академгородке открылась выставка предметов религиозного культа хантов и манси. О судьбе хантов и манси, их происхождении и том, чем они совершенно не похожи на другие коренные народы, Сибирь.Реалии рассказал доктор исторических наук, заместитель директора по научным вопросам Института археологии и этнографии СО РАН Аркадий Бауло.
– Ханты делятся на две части: на Ямале живут северные ханты, а в Томской области – восточные. Во многом это разные народы. Манси живут в Березовском районе Ханты-Мансийского округа – это там, где умер в ссылке фаворит Петра Первого Александр Меньшиков. Немногочисленные группы манси живут также на севере Свердловской области. Вопрос происхождения народов – один из самых сложных. Ханты – коренной северный народ. А манси – угорский народ, его родственники венгры, эстонцы и финны. Видимо, манси пришли с южных степей. Это подтверждает и то, что один из их главных богов Мир-сусне-хум – всадник, при том, что живут они в тайге и верховой езды здесь никогда не было.
Место, где сейчас расположен Ханты-Мансийск, впервые упоминается в "Летописи Сибирской краткой Кунгурской" как городок князя Самара, являвшийся местом боя дружин Самара и Ермака в 1582 году. В конце 1620-х – начале 1630-х годов был основан ямщицкий Самаровский ям (будущее село Самарово, ныне это район Ханты-Мансийска).
Когда русские в 16-м веке двинулись в Сибирь, они сместили манси с Западного Урала на Восточный. Те пришли на реки Лозьва, Северная Сосьва, где проживали ханты. Ханты, в свою очередь, потеснили самоедов – ненцев, которые ушли на север. Есть и другая точка зрения, что манси шли не только с запада, но и с юга – из иранских степей. Их мировоззрение имеет отчетливые иранские корни – об этом много сказано, и это подтверждается их атрибутикой.
Мировоззрение определяют базисные вещи, проживание на одной территории привело к одинаковому образу жизни. Ханты и манси – почти один народ, их можно различить только по языку, и то это задача для специалиста. Единственное – антропологически у хантов лица тюркские, а у манси бывает внешность и тюркская, и европейская. Манси занимались охотой, рыболовством, собирательством и простыми промыслами. Было и оленеводство, сейчас оно сохранилось только у хантов.
– Встреча с русскими, пришедшими в Сибирь, у хантов и манси была мирной или сопровождалась конфликтами?
Если берешь крестик – получишь рубаху. Естественно, все брали крестики с рубахой и через день забывали, что назвались православными
– Согласно взглядам известного исследователя Андрея Головнева, было три волны давления на коренные народы. Первый – это военное давление, начиная с походов Ермака, затем церковное и административное. Но если смотреть царские грамоты, то там много внимания уделено тому, что нельзя притеснять вогулов и остяков, с них было положено брать минимальную дань – пушниной, конечно. Они также могли писать челобитные царю, и царь на них отвечал. Государство не проводило политику репрессий, потому что, видимо, понимало, что территория большая, ее полностью не освоишь, всегда там будут жить местные жители, и по лесам их не переловишь.
В церковном плане давление началось со времен Петра Первого, который направил миссию епископа Филофея Лещинского с задачей крестить местное население. С одной стороны, церковники жгли идолов, с другой покупали лояльность: если берешь крестик – получишь рубаху. Естественно, все брали крестики с рубахой и через день забывали, что назвались православными. Третий этап – чиновничий – относится к реформе Сперанского в 19-м веке. Сначала чиновники опирались на местных князьков, от Екатерины грамоты получили три правящие династии: Артанзеевы, Тайшины у северных остяков и у манси Шишкины. Но потом была создана административная система, которая перехватила все рычаги управления, и местные уже ничего не решали.
– У советской власти была другая политика?
– Да, это было более жесткое давление. С одной стороны, новая власть создала Комитет содействия народностям северных окраин. Сотрудники собирали статистику, строили культурные базы. Это когда при крупном селе строили школу, интернат для детей, фельдшерско-акушерский пункт, библиотеку и многое другое. И там были, конечно, красные уголки, а грамоте обучали прежде всего для того, чтобы жители могли читать политическую литературу, то есть задача ставилась идеологическая – создание советского человека. Заодно детей отрывали от стариков, от тех, кто был носителем национальной культуры. Часто это делалось силой – местные жители не хотели отдавать детей. Тут власти еще одну ошибку совершили. Они долго не понимали, почему местные не хотят не только детей отдавать, но само место культурной базы далеко стороной обходят. Оказалось, что их подвела привычка все сокращать, они же культурную базу стали называть культбазой. А "куль" по-мансийски это "черт". То есть они создали чертову базу и забирали туда детей…
В начале тридцатых годов давление властей привело к Казымскому восстанию. Местные жители были недовольны тем, что их заставляли строить на реке Казым культбазу, что туда потом стали насильно забирать детей. Кроме того, людям не нравилось, что власти притесняли шаманов и кулаков, а также не выполняли обязательства по снабжению продуктами. В итоге ханты убили нескольких представителей власти, на их подавление пришлось отправить карательную экспедицию.
В 30-е годы советская власть репрессировала всех шаманов: кого-то расстреляли, кого-то отправили в тюрьму. Были такие, что поднимали над юртой красный флаг и объявляли себя красными шаманами. На какое-то время это их спасало. Террор был жестокий. В деревню приезжала ЧК, арестовывали мужчин в первую очередь пожилых, тех, кто имел религиозный авторитет. Это делалось под лозунгом борьбы с шаманизмом. В каждом уезде были уполномоченные, они писали доносы – кто где провел какой-то обряд, кто зарезал лошадь, кто участвовал. Кто шаман, кто против советской власти. Эти документы историки используют как источник информации – там в материалах уголовных дел сохранились подробные описания обрядов. Арестованных вывозили на баржах в Остяково-Вогульск, там сажали в тюрьмы и расстреливали, в ГУЛАГ валить лес обычно не посылали. Перед Великой Отечественной войной мужское население сильно выкосили.
– Почему при советской власти названия остяков и вогулов сменили на ханты и манси? Что было их самоназванием?
– У манси было самоназвание манси или манзи, что значит человек. У хантов сложнее, их группы называли себя по бассейну реки, где обитают. Ась (Обь) ях (народ) – русские записали как остяк. В 20-е годы темой занялись советские лингвисты и обнаружили, что остяками называют и кетов, и селькупов, и хантов. Появились пограничные названия остяки-самоеды. Известный лингвист Григорий Прокофьев в 20-е годы с научных позиций предложил прекратить путаницу и ввести вместо самоедов – ненцев, остяков называть хантами, вогулов – манси, остяко-самоедов – селькупами, и т. д.
– Чем ханты и манси отличаются от других народов Сибири?
– У них есть два параметра, которые выделяют их среди других очень ярко. Это наличие в их мировоззрении степного культа всадника, а ведь в их таежной зоне болота и реки, как я уже говорил, верховой езды быть не могло. Они, по сути, всадника никогда не видели, а поклоняются ему. Остальные народы поклоняются медведю, лосю, бобру – а эти тому, чего не видели. И второе. Остальные народы делают свою атрибутику из того, что есть под рукой – дерево, камень, тряпки. У манси и хантов тоже это есть, но они потрясающе легко заимствуют вещи других этносов и превращают их в свои культовые атрибуты. Например, раз они поклоняются всаднику, то для них любой всадник будет иметь религиозное значение. И получается, что сасанидское блюдо, на котором изображен иранский шах, – это их атрибут, хоть он и изображен верхом на быке, но он "конный". Потом появлялись другие блюда волжско-булгарские, урало-венгерские. По их вере богам нужно подносить еду на металлических блюдах – вот их и везли купцы. Русская детская игрушка всадника из папье-маше – тоже для них бог, так же как детские солдатики. Встречаются у них кресала времен Отечественной войны 1812 года – они также были выполнены в виде конной фигуры. И Георгий Победоносец, безусловно, их бог.
Они почитают лягушку, и в конце 20-го века мы открываем священный сундук ханта – а там пластиковая лейка в виде лягушки. Для него главное облик, а что это лейка – вторично. Дело в том, что человек, по их убеждению, не может своими руками сделать фигуру бога, которой будет поклоняться. Грубо говоря, я не могу вырезать икону. Поэтому такие предметы заказывали шаманам или покупали у купцов. Если у эвенков на 90% культовая атрибутика своя, а тут наполовину иноэтичная. В конце 19-го века делали коньячные бутылки в виде медведя, стоящего на задних лапах, – они ее брали, надевали шапочку – и готова фигура божества. Использовали даже обычные бутылки. Шапка, одежда и готово. У одного ханта хранилась металлическая коробка из-под леденцов николаевской эпохи (середина XIX века) с изображением женщины на крышке. Я сначала не обратил внимания, а мне объяснили: дедушка был неграмотный, но слышал про Богородицу и эту коробку воспринимал как икону с ее изображением.
Находили мы и советские офицерские ремни на идолах, милицейский мундир и даже фуражку сотрудника НКВД с синим околышем
Еще один источник атрибутов – это найденные вещи. В основе фигуры духа, который стоял на крыльце амбарчика на выставке, находится наконечник железного копья 12–13-го века. То, что найдено, – это дар свыше, это благоволение богов, удача. Поэтому тот, кто нашел эту редкую вещь, считал, что это культовая вещь. Он обернул наконечник в лоскут с монеткой. Потом второй. Прошло лет 20 – все забыли, что там внутри. Но уже сформировалась форма – ей сделали халатик и шапочку. Если нашли древнюю бронзовую фигурку – это еще проще – это значит изображение богатыря-предка. Самая простая схема. А раз предок богатырь, то идола могли нарядить в военный мундир, положить рядом шпагу. В 19-м веке у власти были чиновники – один исследователь у ненцев увидел идола в чиновничьем мундире и с чиновничьей шпагой. Находили мы и советские офицерские ремни на идолах, милицейский мундир и даже фуражку сотрудника НКВД с синим околышем.
– Вы упомянули шпагу – оружие местные жители тоже собирали?
– У нас скоро открывается выставка коллекции оружия, там будут шпаги и сабли, сохранившиеся у хантов и манси. Они никогда саблями не сражались, это были культовые предметы. Есть холодное оружие елизаветинских, екатерининских времен, французская сабля времен войны 1812 года. Сабли, кстати, использовали шаманы для гадания. Они привязывали к эфесу и концу клинка веревку и держали за нее саблю на пальце. Они гадали по тому, как во время обряда сабля раскачивалась.
– У них много уникальных вещей сохранилось благодаря тому, что они включали их в культовую сферу?
– Есть феноменальные вещи. У хантов хранится серебряное блюдо династии Сасанидов, таких блюд в мире около 20. Серебряный ритон, изображающий девочку с головой антилопы в руках – таких ритонов фигурных 9-го века всего 5–6 штук в мире, в России один в Оружейной палате Кремля. У нас есть мундир из Северной Европы начала 18-го века – в других музеях России такого нет. Есть уникальное блюдо, двойник которого в Эрмитаже называют "знаменитое Аниковское блюдо" – а наше по качеству выше. И ни у одного народа Сибири ничего подобного нет.
– Что приносили богам в жертву?
– Поскольку был культ всадника, то самая важная жертва – лошадь. Особо ценилась белая. Этим пользовались купцы – пеструю они продавали за три рубля, а белую кобылу за 15. Петух тоже был выгодной жертвой, и больше всего ценилась красная или рыжая птица, цена такой была в десять раз выше, чем петух другого окраса.
– В какой степени ханты и манси сохранили свои святилища?
– Мы не знаем, сколько святилищ было уничтожено. По хроникам 16-го века в одном уезде 1200 идолов уничтожили. Это большая цифра. Я столько за свою жизнь не видел. Поэтому сохранилась, может быть, десятая или двадцатая часть. Мы не можем сказать. В 18-м веке везде были эти священные фигуры.
– Но они не отказались от религии, несмотря на жестокое преследование?
– А как отказаться? Главная идея этих людей – они живут в одной среде с богами. Все, что вокруг них, – все принадлежит божествам. В речке живет такой-то дух. На горах такой-то, в лесу третий. Все, что люди могут, – просить того или иного божества, чтобы он им помог. Поэтому это взаимодействие не выветришь. Оно ежедневное, ежечасное – по любому поводу. Можно отобрать атрибуты, но веру не уничтожишь. Ведь человек знает: он поймал рыбу потому, что ему бог воды ее дал. Специальные обряды существуют, чтобы эта рыба приплыла. Много пушнины добыл – бог леса дал. Поэтому первую лису охотник положит в дар этому богу. Когда репрессии начались, они священные места с территории селений перенесли подальше в тайгу. Многие священные места поэтому посещаются только зимой, 10 километров по болотам летом не пройдешь, а зимой на нартах проехать можно. При Хрущеве произошло укрупнение поселков. Десять деревень в одну согнали – значит девять священных мест исчезло. Эта политика там проводилась очень активно, потому что государству было невыгодно содержать эти деревни. А то, что если охотников согнать на территорию в три километра, и они за час всю дичь перебьют – это никого не волновало.
– Как долго вы занимаетесь изучением культуры хантов и манси? Что изменилось за это время в их жизни?
– Сотрудники института начали работать у них в 1980-е годы, я впервые поехал в экспедицию в 1985 году. То, что сейчас осталось, – это десятая часть от того, что мы видели тогда. Раньше мы знали в бассейне реки Ляпин 20 священных мест, сегодня их пять осталось. В 1980-е годы мы работали со стариками, которые были ветеранами войны, они родились в конце позапрошлого века и начале прошлого. Они прекрасно знали свою культуру и говорили по-русски. Сейчас в основном это люди, которые воспитывались в интернатах. Они были оторваны от стариков, у них таких глубоких знаний нет. Современные люди не настолько зависят от природы, чтобы кланяться божеству. Они четко понимают, что зависят от техники, что выигрыш дают снегоходы, сменяющие нарты.
В 1985 году у каждой деревни обязательно было женское священное место. Поскольку запрещено жениться на женщинах из своей деревни, то все жительницы были чужие, и не имели право ходить на деревенское священное место, и для них строили свое. Тогда в деревне было, допустим, 10–12 домов, женщин 15–20, они могли собраться. Сегодня в этой деревне три дома и одна женщина осталась пожилая. Женского места уже нет. А на мужское ходят два человека – значит, и его скоро не будет.
– То есть эта народная среда активно размывается и исчезает как раз в последние десятилетия?
– Да, это глобализм. Самый простой пример, раньше в амбарчике духи были одеты в традиционные головные уборы и халаты. Были мастерицы, которые их изготавливали – это непростое дело. А сейчас в амбарчике можно встретить духов в вязаных спортивных шапках и китайских рубахах из магазина. В магазине легче купить, чем сделать самим, но в итоге мансийский божок ничем не отличается от нас. Какая это национальная культура будет? Глобализм в данной ситуации, к сожалению, уничтожает традиционную культуру. И перспектив ее изучать никаких нет. Это уже не этнография, а социология – история о том, как меняется общество, – но это другая наука.
– Насколько охотно делятся местные жители с вами своими вещами? Трудно их получить?
– И в 1980-е годы что-то отдавали. Те старики-ветераны понимали, что такое русская культура, наука и могли что-то отдать. В прошлом году мы купили коллекцию покрывал жертвенных за 50 тысяч рублей. Но отдают и продают не свое – это исключено, потому что грех. Осталось что-то от дядьки – может продать. Мы сейчас ищем пустые, брошенные деревни – это уже поверхностная археология. Нас местные жители знают хорошо, отношения выстраивались десятилетиями. Чужому и показывать ничего не будут, а нам отдадут – но это через 20 лет знакомства. И у них осталась память о том, что за религию могут наказать. Мало ли – завтра прокурор приедет, предъявит. Они помнят, что их дедов за это расстреляли.
Первое что они говорят: "Это не я тебя убил, это русская пуля тебя убила, это из русского ружья тебя убили"
– Получается у хантов и манси память длиннее, чем у русских?
– Да. Но, кроме того, они же видят, что православие и сейчас очень агрессивное. Священники проповедуют, что они язычники, их нужно снова крестить. Православная церковь там очень жесткую политику проводит. И люди это прекрасно понимают. Там и протестантские религии активно миссионерской деятельностью занимаются.
– И в какой мере успешно?
– Ни в какой. Это бесполезно. Для чего там православная церковь – что она им даст? При этом у многих жителей в домах сохраняются металлические иконы – это, настоящее, сакральное, похожее на их исконные атрибуты. Из-за этого у них больше старообрядческих икон – они в основном литые. Ну, а какие они старообрядцы? И еще у них святой Николай популярен – он помогает путникам, в том числе на воде, это им вдолбили в голову в 19-м веке. На священной полочке стоят и идолы, и икона. А в 20-е годы ещё портрет Ленина появился. И они всем дары подносят. А если приедет уполномоченный из ЧК – Ленин на почетном месте.
– У хантов и манси есть ритуал – медвежий праздник. В советское время его преследовали, а теперь показывают по местному телевидению. Как удалось его сохранить?
– Медведь – одно из основных божеств, кроме того, он считается братом человека. Добыча медведя – сложная задача. Если его убили, то это и добыча, и убийство божества и брата. Поэтому нужен обряд, который носит характер извинения. Первое что они говорят: "Это не я тебя убил, это русская пуля тебя убила, это из русского ружья тебя убили" и так далее. Медведя разделывают, шкуру складывают, впереди кладут голову. Вторая сторона обряда – это праздник, жители отмечают, что их посетил предок, они его восхваляют и радуются этому божеству. В обряде есть жертвоприношения, драматические сценки в масках, чтобы медведь не узнал своих убийц и прочие. Сейчас обряд почти не проводится, а если и бывает, то в виде художественной самодеятельности для журналистов Эта обрядовая сцена – она запретная во многом. Многие песни и молитвы запрещено произносить при женщинах или детях. Я давно о реальных таких случаях не слышал. Сейчас, если проводят праздник, то достают старую шкуру, которую не выбрасывают, и с ней воспроизводится обряд. В советские времена тайно проводили обряд в 80-е годы, в 70-е такие случаи описаны. В 30-е годы эти праздники сплошь проводили – есть источники. Я сам никогда на такой праздник не попадал. Но теперь это делается для посторонних людей и даже атрибутика используется современная. Для историка это не интересно.
– Что еще изменилось за последние десятилетия?
– В 1985 году в каждой деревне были рыболовецкие бригады, люди получали зарплату, соцгарантии, сейчас их нет уже. Застали мы в советское время зверофермы – там чернобурок разводили. Были совхозы, где держали коров, и была своя молочная продукция. Даже теплицы строили, где выращивали местные овощи. После исчезновения Советского Союза сельское хозяйство там развалилось. Сейчас валежник собирать запрещено, рыбу с удочкой ловить запрещено. Это неправильно. Закупочные цены низкие. Людей толкают на браконьерство, но если поймают – лодку, сеть отберут и срок дадут – за то, что рыбу ловил. А как ему жить? Штрафы – нереальные. Если мужик поймает осетра – то тут же выбрасывает, потому что знает, что за него сразу тюрьма. При этом процветает браконьерство пришлых людей, имеющих технику. Они ставят на баржу рефрижератор и вылавливают все подряд. Не зря же муксуна и нельму внесли в Красную книгу – с рыбой, значит, плохо. И это не ханты и манси ее выловили. Раньше местные жители сдавали пушнину – сейчас на нее спрос упал – все в пуховиках ходят. Еще один фактор, который влияет на ситуацию – это газовые и нефтяные промыслы, они портят экологию. Ханты и манси теперь охотно отдают детей в интернаты – это выгодно: детей там кормят и одевают. Люди живут очень небогато.
– Сколько сейчас хантов и манси?
– 20 и 8 тысяч, но это цифра неточная. В смешанных браках выгодно записывать детей манси – это дает разные льготы, в том числе для строительства домов. К примеру, немало азербайджанцев, женившихся на женщинах-манси записывают своих детей как манси. Раньше это были нефтяники, приехавшие с Каспия, сейчас те, кто занимается торговлей. Промышленное освоение территории уничтожает традиционный образ жизни, государство старается как-то компенсировать местному населению эти потери, составляет программы, выделяет деньги.
– Сохраняют ли местные жители свои языки, есть у них желание возрождать традиции?
– Это движение идет с 90-х годов, создаются центры, союзы. Промыслы воссоздать невозможно, но возрождают декоративно-прикладное искусство, народные музыкальное инструменты, организуют дома ремесел. Есть языковые курсы, в школах детей учат, и в семьях на родных языках говорят. Есть периодические издания на языках манси и хантов. Создан Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок в Ханты-Мансийске. Они занимаются языками, традициями, проводят семинары, издают специальную литературу и прочее. Но на мой взгляд – это не возрождение. Аутентичное возрождение это как заставлять человека снова на деревянной лодке ездить, когда он уже на моторную пересел. Поэтому такой процесс назвать возрождением сложно. Это привлечение к себе внимания как к какому-то феномену. Сейчас быть ханты и манси выгодно в какой-то мере – есть какие-то льготы. И ты должен тогда показать, что ты принадлежишь к этой культуре. Это попытка сохранить элементы традиционной культуры в условиях изменившегося, промышленного глобального мира.