Омскому курьеру грозит до пяти лет колонии за "реабилитацию нацизма"

Сотрудники центра "Э" УМВД России по Омской области задержали местного жителя 1998 года рождения, написавшего негативный пост в одной из соцсетей. Против работающего курьером омича возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 354.1 УК РФ – "реабилитация нацизма, совершенная с использованием сети Интернет".

"В тексте поста фигурант негативно высказывался о подвиге Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, используя в том числе бранную лексику, преподнося её действия как несущие вред мирному населению. Положительно оценивал её казнь фашистами через повешение", – говорится в сообщении пресс-службы городской полиции.

В ходе обыска у подозреваемого изъяли смартфоны и компьютер. После заведения следователем уголовного дела суд избрал в отношении интернет-комментатора меру пресечения в виде подписки о невыезде. По указанной статье уголовного кодекса молодому человеку грозит до пяти лет лишения свободы.

  • В 2014 году российские власти приняли поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие уголовную ответственность за отождествление роли Германии и СССР, а также за отрицание фактов, признанных международным военным трибуналом в Нюрнберге. Правозащитники отмечали, что закон затруднит дискуссию о событиях, связанных со Второй мировой войной, а также приведет к появлению несправедливых приговоров суда. Российские власти ссылались на то, что законы против отрицания Холокоста действуют в странах Европы.
  • По мнению аналитиков исследовательского центра "Сова", многие дела по статье о реабилитации нацизма возбуждаются неправомерно и должны квалифицироваться по другим статьям Уголовного кодекса или же решаться в рамках гражданского, а не уголовного процесса.
  • Зоя Космодемьянская была посмертно удостоена звания героя Советского Союза за то, что, попав в плен к немцам, стойко вела себя на допросах и перед казнью. Сложнее обстоит дело с оценкой операции диверсионно-разведывательной группы, в состав которой она входила: группе из комсомольцев-добровольцев поручили "разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40–60 км в глубину от переднего края и на 20–30 км вправо и влево от дорог". Практика выжженной земли приводила к тому, что на оккупированных территориях замерзать под открытым небом приходилось и мирному советскому населению.