Бывший заключенный рассказал о системе пыток в иркутской колонии

Анатолий Макагонов

Бывший заключенный исправительной колонии №15 в Иркутской области (Ангарск) Анатолий Макагонов (кличка "Макагон") рассказал основателю правозащитного проекта "Гулагу.нет" Владимиру Осечкину о системе пыток в учреждении и вербовке осужденных на войну в Украине. Сибирь.Реалии собрала главное из его истории.

"Отбили ноги — ну так, по мелочи". Кто такой Макагонов и чем он занимался в колонии?

В январе 2013 года Анатолия Макагонова завербовали в "разработчики" — активиста, который занимается пытками над заключенными в интересах администрации учреждения ФСИН, например, под предлогом дачи нужных показаний.

28 июля 2022 года Макагонов попал в ИК-15. Начальник оперативного отдела Артем Ермаков предложил ему заниматься "разработкой" заключенных в "карантине" — месте колонии, где содержатся новоприбывшие осужденные. В случае отказа Макагонову пригрозили переводом в "общую массу" заключенных, а именно — к уроженцам Тувы.

С июля по сентябрь, когда колонию возглавлял экс-начальник СИЗО-6 Арслан Мажидов, Макагонов "обучался работать так, как активисты". Затем, при начальнике Сергее Шведкове, заключенный приступил к "разработке этапов".

"Разработка была только за колонии: [спрашивали], где находятся наркотики, сотовые телефоны и как это туда поставляется", — объяснил Макагонов.

Собранные сведения он передавал руководству отдела безопасности и оперативной работы (БиОР) колонии, а именно — замначальника Сергею Юрину, а тот, по словам Макагонова, отправлял документы первому замначальника областного ГУФСИН Андрею Ладану.

По указу Ладана в ИК-15 отправляли заключенных для "перевоспитания". Во время пыток "активисты" по совету Шведкова громко включали музыку, чтобы осужденные за пределами "карантина" не слышали криков.

"Спецэтапом привезли из ИК-6 осужденного Токарева. Мы его встретили: связали, отбили ему ноги — ну так, по мелочи. Произвели полноценную разработку, он нам рассказал всю информацию", — рассказал Макагонов.

В конце 2022 года в ИК-15 снова из ИК-6 отправили заключенного по фамилии Наренко, который считался в колонии "положенцем" (человек, следящий за заключенным на уровне всего исправительного учреждения — прим. С.Р.).

"Ладан мотивировал его этапирование тем, что он "проколол" всю колонию, то есть стало много наркотиков. Была поставлена задача: узнать, кто поставляет, как поставляет — чтобы перекрыть каналы", — вспоминает Макагонов.

Чтобы добиться нужных сведений, "активисты" избили Наренко в помещении камеры для хранения личных вещей ("каптерка"), а затем сотрудники оперотдела колонии увели его в туалет, где заставили мыть руками унитаз. Весь процесс, по словам Макагонова, снимался на видео, чтобы в дальнейшем шантажировать Наренко (по тюремным понятиям, мытье унитаза считается обязанностью заключенных из низшей касты — прим. С.Р.).

"По всем, кто был отправлен именно Ладаном для "разработки", Шведков, Юрин и начальник оперотдела Ермаков специально приходили с проверкой того, как мы проводим с ними работу. То есть, поняли ли мы указ Ладана или нет", — вспоминает заключенный.

Смотри также "Был весь черный от гематом". Как в России разваливают дело о пытках заключенных

Как в ИК-15 "случайно" погиб заключенный и чем это закончилось для руководства колонии

28 февраля 2023 года на територии ИК-15 впал в кому заключенный Николай Шайхутдинов.

Поздним вечером его, как и других этапируемых заключенных, вывели в "каптерку" для допроса. Разговор с ним начал Макагонов.

"Он начал пытаться дерзить, я ему начал нормально объяснять: тут просто такая колония, и сейчас вообще не те обстоятельства, чтобы ты выёживался", — рассказывает бывший "активист".

Между заключенными завязалась драка, во время которой Шайхудтинов получил удар по лицу от Макагонова и упал, ударившись затылком о порог. Заключенного госпитализировали в медсанчасть.

Замначальника оперотдела Сергей Юрин пообещал Макагонову, что травму осужденного "сведут на несчастный случай — документально и по показаниям". Через неделю после этой встречи у "активиста", который уже готовился к выходу на свободу, попросили "на всякий пожарный" написать явку с повинной.

"И Юрин мне просто говорит: либо ты сам пишешь, либо на тебя просто дадут показания", — вспоминает Макагонов. Заключенный согласился с требованием сотрудника ФСИН и 10 марта дал признательные показания. На следующий день Николай Шайхудтинов умер от полученных травм — Макагонова задержали и арестовали.

"Привезли в Следственный комитет, в третий отдел по особо важным делам. Говорю [следователю]: они предали меня, давайте я буду давать показания, — рассказал экс-"активист". — [Начальника колонии] Шведкова по моим показаниям задержали, привезли, провели между нами очную ставку. С [начальником оперотдела] Ермаковым тоже провели очную ставку. [Замначальника оперотдела] Юрин подался в бега. В отпуске он написал задним числом [заявление об увольнении] и уехал к себе в Хакасию. ФСБ его доставила в Иркутск".

Сейчас, по словам Макагонова, бывшее руководство ИК-15 находится в СИЗО, а часть заключенных, исполнявших их приказы, проходят по делу о пытках как свидетели.

"При мне [в колонии] было всего два трупа. [Кроме Шайхудтинова], один якобы умер при непонятных обстоятельствах. Задохнулся, воздуха у него не было, — говорит Макагонов. — Алексей Петухов двухтысячного года рождения, то есть совсем молодой, пытался общаться с сотрудниками на уровне правил внутреннего распорядка: почему вы делаете так, а там такого нет. В итоге его избили до такой степени, что он сейчас ходит в позе шахматного коня. Причинили ему серьезные травмы и увечья. [Это был] октябрь-ноябрь 2022 года".

Смотри также Экс-начальник иркутской колонии получил еще 10 лет лишения свободы

"Вы будете страдать до окончания сроков". Как война в Украине пригодилась иркутскому ГУФСИН

"[Первый замначальник ГУФСИН] Ладан под шумок всех, кто мог дать показания, как я, отправил на СВО", — говорит Макагонов.

По словам бывшего "активиста", после начала вербовки заключенных на войну в Украине осужденные, "имевшие вес в колонии", сами создавали списки тех, кто поедет на фронт.

"Были двое осужденных, которым прямо говорили: вы либо идете сейчас к начальнику и говорите, что "Сергей Викторович [Шведков], мы хотим служить Родине, воевать, внесите, пожалуйста, в списки", или вы здесь будете страдать до окончания своих сроков. А у них сроки были по 7-8 лет", — вспоминает Макагонов.

Смотри также "Из кого героев лепят? Из убийц?" Жители забайкальского поселка против торжественных похорон "вагнеровца"

Как давний коллега главы иркутского ГУФСИН "кодировал" своим пенисом

На вопрос Осечкина о том, у кого из сотрудников ИК-15 была склонность к сексуальному насилию в извращенной форме, Анатолий Макагонов назвал только замначальника оперотдела Сергея Юрина.

"Многие сотрудники говорят о том, что он поехавший на этой теме. Осужденный Курилин, который приехал к нам с Хакасии из больницы, [не хотел становиться разработчиком]. Юрин сразу же забрал Курилина в каптерку. Там было слышно, как он материт, бьет его — прям шлепки такие хорошие. На следующий день осужденный Воеводин спросил у Курилина: типа, а ты кто вообще по жизни? Он говорит: теперь "красный" (сотрудничающий с администрацией — прим. С.Р.). Я у него спросил: брат, что было в каптерке? Он рассказал, что Юрин достал свой половой член и начал бить его по лицу, чтобы он ушел в "красную массу". В пыточной системе это называется "кодировка", "закодировать человека", — рассказал Макагонов.

По словам заключенного, Сергей Юрин прибыл в Иркутскую область вместе с начальником ГУФСИН Леонидом Сагалаковым, с которым он до 2020 года работал в Хакасии.

Помимо Юрина, физическую силу к заключенным применял надзиратель Максим Соболев по прозвищу "Блондин" и дежурный помощник начальника колонии Андрей Сотнич: "В его смену всегда производилось все самое жесткое".

Как протесты в ИК-15 2020 года повлияли на положение заключенных в системе

По словам Макагонова, когда он попал в ангарскую колонию в июле 2022 года, в ней содержалось около 1200 заключенных — около половины из них были в статусе "опущенных" после пыток с применением сексуального насилия из-за акции протеста 2020 года.

"Как мне рассказывали ребята, [начальник ГУФСИН Леонид] Сагалаков дал стопроцентное одобрение на любые действия. Вообще на любые. То есть кто на что горазд, чтобы разработчики работали в полную силу со всеми", — объясняет бывший заключенный.

Как полагает Макагонов, у Сагалакова "есть очень обширные связи" в силовых структурах, чтобы скрывать жалобы заключенных на превышения полномочий со стороны надзирателей.

"Когда [готовилась] какая-то проверка, то звонили, сообщали о них. Допустим, приехал прокурор по надзору в колонию, — "завхоз карантина", дневальный, строит отряд, подает им команду, весь отряд делает вдох и на выдохе все очень громко здороваются. С любой другой проверкой — то же самое", — говорит собеседник Осечкина.

Смотри также Ангарск: СК отказался завести дело на спецназ, избивший заключенных ИК-15

Почему бывший заключенный, причастный к пыткам, решил об этом рассказать?

"Все, что происходит во ФСИН, мне самому не нравилось, потому что я принудительно это делал. В Иркутской области сейчас они затихли, потому что вновь начали закрывать сотрудников из-за того, что я начал давать показания. В России еще очень много мест, где до сих пор пытают и "разрабатывают", — резюмирует Анатолий Макагонов. — В любой момент я сам могу обратно приехать в тюрьму, и я не хочу больше заниматься принуждением к попыткам "разработки".

  • В марте 2023 года за пытки заключенных экс-начальника ангарской ИК-15 Андрея Верещака приговорили к четырем годам строгого режима. В июне его осудили еще на 10 лет по делу о взятке на миллион рублей и превышении полномочий.
  • Сейчас ИК-15 до сих пор возглавляет Сергей Шведков, которого Анатолий Макагонов назвал причастным к пыткам заключенных во время этапирования в колонию.