Минюст включил в реестр СМИ-иноагентов художницу и фемактивистку из Комсомольска-на-Амуре Юлию Цветкову, которая находится под следствием, журналистов Олега Кашина, Алексея Пивоварова и историка, сотрудника Радио Свобода Михаила Соколова, политолога Николая Петрова и крымскую правозащитницу Ирина Данилович.
В реестр физлиц-"иностранных агентов" внесли предпринимателя и бывшего совладельца "Евросети" Евгения Чичваркина, который сейчас находится не в России.
Олег Кашин отреагировал на новости словами "поздравьте, что ли". Маркировку "иноагента" на пост он не поставил и сказал, что не собирается.
"О списке "иноагентов" неправильно говорить"справедливо или нет", давно практика показывает, что список составляется абсолютно произвольно, и никак не привязан к каким-то фактическим делам, никакой логики в нем нет, кроме какого-то личного отношения администрации президента", - сказал он, добавив, что для него это хорошая новость.
Пивоваров назвал включение в реестр ожидаемым и политически мотивированным. Он планирует подавать апелляцию, но "не питает иллюзий" по поводу статуса.
Евгений Чичваркин прокомментировал свое внесение в список иноагентов. Он ждал этого два месяца. "Я вхожу в антивоенный комитет, мы отправили в Украину и в украинскую армию гуманитарной помощи на два с половиной миллиона, поэтому я, конечно, ожидал давно", - сказал бизнесмен.
Чичваркин заявил, что не будет соблюдать требования российского Минюста, но при этом пойдет в суд, чтобы оспорить свой статус.
Смотри также "Наступила очередь моей фамилии". Минюст расширил список СМИ-иноагентовХудожница Юлия Цветкова находится под следствием по обвинению в распространении порнографии среди несовершеннолетних из-за абстрактных рисунков женских половых органов. В 2020 году она получила награду от Index on Censorship в номинации "Искусство", став первой россиянкой, удостоенной её, после Анны Политковской.
Законодательство об "иноагентах" в России появилось ещё в 2012 году. Закон позволил Минюсту признавать некоммерческие организации "иностранными агентами", если они получают финансирование из-за рубежа и занимаются "политической деятельностью".
Критерии, по которым определяется такая деятельность, в законе чётко не определены, что позволяет властям преследовать организации, работающие в области просвещения, культуры, здравоохранения, экологии, защиты прав человека. При этом за девять лет существования закона его несколько раз ужесточали, расширив его действие не только на организации, но и на частных лиц.
Впервые реестр физлиц-"иноагентов" пополнили в начале апреля. Сейчас в нем уже 8 человек.