"Мужчины с сумками бегут". Как россияне скрываются от призыва в соседних странах

Автомобильная очередь на границе России с Финляндией, 23 сентября 2022 года

21 сентября, сразу же после объявления в России "частичной мобилизации", были раскуплены авиабилеты в соседние безвизовые страны – Армению, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан. Те, кому не хватило билетов на самолет, устремились к границам Грузии, Казахстана и Монголии на машинах. Сейчас очереди перед КПП, состоящие из желающих срочно покинуть Россию, измеряются километрами.

Редакция Сибирь.Реалии собрала актуальную информацию о том, что сейчас происходит в пунктах наземного пересечения границы РФ.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал. В нем новости появляются быстрее, чем на сайте.

Монголия

Что нужно для въезда: заграничный паспорт РФ.

Длительность пребывания без визы: 30 дней.

Как проехать: через Кяхту и Монды (Бурятия), Ташанту (Алтай), Шара-Сур, Цаган-Толгой и Хандагайты (Тыва), Верхний Ульхун и Соловьёвск (Забайкальский край).

Приграничные города: Сухэ-Батор, Дархан, Улан-Батор, Улаангом, Мурэн, Чойбалсан.


Монголия стала спасением для жителей регионов Восточной Сибири. В соседнюю страну едут не только из приграничных Бурятии, Тывы и Забайкалья, но и из Иркутской области и Якутии.

Самый загруженный пункт пропуска расположен в районе бурятского города Кяхта. С первого дня мобилизации на этом направлении увеличился пассажиропоток, сообщил министр юстиции Монголии Хишгээгийн Нямбаатар.

По его данным, 22 сентября с восьми до 12 часов дня в страну через КПП "Кяхта-Алтанбулаг" проехали 74 гражданина России, то есть по 18 человек в час. По наблюдениям общественников и самих уезжающих, поток желающих покинуть Россию только растет. В чатах по выезду в Монголию, по подсчетам Сибирь.Реалии, состоят не менее 3,3 тысячи человек.

Житель Тывы Начын создал в телеграме чат для жителей республики, которые хотят покинуть страну. Как признается тувинец, он сам не попал под мобилизацию, так как в военкомате ему дали отсрочку. После этого он решил помогать другим.

– Мне мой народ важен. Я не хочу, чтобы он попал в человеческую мясорубку. Очень много тувинцев умерли на войне в Украине. И мне, знаете, очень больно смотреть в глаза людей, которые плачут из-за сыновей, своих родных. Очень больно, страшно и неприятно, – объясняет он.

Большинство тувинцев уезжают в приграничную Монголию – туда же отправились родственники Начына. По его словам, живущие в приграничных районах тувинцы "более-менее знают монгольский".

– Проблем с пересечением границы и больших очередей нет. Люди стоят два часа и спокойно проезжают. Некоторые уезжают в Казахстан, потому что билеты из Кызыла стоят дешево, – рассказывает он.

По наблюдениям Начына, сложности с отъездом есть у мужчин старше тридцати лет, так как у них зачастую нет загранпаспорта, который нужен для въезда в Монголию.

– Тувинцы не так часто путешествуют. Загранпаспорт есть в основном у предпринимателей и молодежи, – объясняет он.

В первый день мобилизации военный комиссариат Республики опубликовал приказ, который запрещает солдатам и офицерам запаса выезд за пределы региона, обратило внимание движение "Новая Тува".

Тем не менее, на границе никого не задерживали. Военный юрист "Коалиции российских правозащитников за сознательный отказ от военной службы" объяснил в интервью "Медузе" (попросив не называть его имя), что смена места жительства, которую запрещает приказ военкома, и выезд за границу – это разные правовые понятия.

"В законе о порядке въезда и выезда за границу говорится, что право на выезд может быть ограничено только у тех, кто призван на военную или на альтернативную гражданскую службу. То есть у тех, кто уже призван, а не тех, кто подлежит призыву и мобилизации. Пока человеку не дали повестку на отправку в войска, он может выехать", – объясняет логику эксперт.

Очередь на границе с Монголией в Бурятии

Со стороны Бурятии уезжающим помогает бывший координатор штаба Навального в Улан-Удэ активист Пётр Дондуков. Он модерирует один из "эвакуационных" чатов в телеграме.

Вместе с общественниками из движения "Азиаты России" и фонда "Свободная Бурятия" он помогает организовывать автобусы из Улан-Удэ до приграничного пункта в районе Кяхты. Сюда же приезжают люди из Иркутской области и Якутии.

– Душа болит за своих соотечественников, поэтому хочется им как-то помочь. В Бурятии довольно мало людей для такого числа повесток. Это столько горя будет, если их мобилизуют и приедут "двухсотые", "трехсотые". Переживаем, не спим нормально третий день.

На подъезде к городу расположен пост приграничной службы ФСБ. Сотрудники расспрашивают о целях поездки и проверяют документы. После ответа "в Монголию" людей пропускают, рассказывает Дондуков.

По его словам, проблем с прохождением погранконтроля, как правило, не возникает. С отказом сталкиваются должники под ограничением со стороны судебных приставов, но это, отмечает Дондуков, "доля процента" от общего потока.

В эмиграционных телеграм-чатах некоторое время распространялись слухи, что граница с Монголией будет закрыта, а также что выйдет приказ не выпускать мужчин моложе 30 лет, а вдоль очереди будут дежурить сотрудники военкомата с повестками. Однако эта информация пока не подтвердилась.

– Днем люди хорошо проходят, а ночью поток медленно идет. Официальной информации о закрытии границ не было, есть только вбросы, которые, я больше чем уверен, делают провластные каналы и СМИ. Один водитель рейсового автобуса в Монголию лично рассказал мне со ссылкой на начальство пропускного пункта, что граница скоро будет закрыта, а у пункта появятся сотрудники военкоматов. Я думаю, что это фейк властей. Кто-то, может быть, хочет выслужиться из бурятских эфээсбэшников, – комментирует активист.

Тем не менее, днем 23 сентября у КПП в Кяхте заметили сотрудников полиции. К некоторым выезжающим они стучались в автомобиль и задавали вопросы о целях поездки и воинском статусе. Повесток полицейские не вручали и никого не задерживали, рассказал Дондуков.

– Видимо, собирают какую-то статистику, но люди все равно переживают, – признает экс-глава штаба Навального.

Дондуков предполагает, что за двое суток с момента объявления о мобилизации из Бурятии выехали несколько тысяч человек: к границе едут полностью загруженные автобусы, а автомобильная очередь в течение дня растягивается больше чем на полтора километра.

– Люди ждут проезда от шести до двенадцати часов. Уже берут "за попутку" пять тысяч рублей, то есть тут спрос превышает предложение, – замечает активист.

Узнав о мобилизации, двоюродный брат Туяны (имя изменено по просьбе собеседницы) и четверо его друзей за несколько часов собрали вещи и к полуночи выехали на машине в сторону Кяхты. К трем часам ночи молодые люди прибыли на границу.

– На месте они разделились, прибежали к началу очереди и стали искать автомобили со свободными местами, чтобы сесть с кем-то. Около восьми утра они начали проходить границу, – рассказала Сибирь.Реалии жительница Бурятии.

Молодые люди попали в Монголию, однако у кузена Туяны в России осталась семья, "в надежде, что женщин будут выпускать на границе".

– Брат немного не понимает, что вообще произошло. Мне кажется, сработал инстинкт самосохранения, когда он начал собираться, – говорит собеседница редакции. Сама Туяна после начала войны в Украине эмигрировала в США.

– Молодые мужчины с сумками буквально бегут к границе, подсаживаются к монголам и проезжают. Есть те, кто лезет без очереди. В приграничном кафе сидят молодые парни, растерянные, некоторые с семьями и очень маленькими детьми, – рассказала Сибирь.Реалии анонимно участница чата по эмиграции через Кяхты.

На пропускном пункте в Монды обстановка спокойнее, так как машин гораздо меньше, но погранучасток работает только с десяти утра до восьми вечера, сообщал фонд "Свободная Бурятия" в своем инстаграме.

Некоторые жители Монголии стараются помогать "братьям россиянам". Выпускники российских вузов предлагают свои юридические услуги для адаптации в стране, а местные жители – помощь с финансовыми операциями (в Монголии не работают российские карты).

Казахстан

Что нужно для въезда: внутренний или заграничный паспорт РФ.

Длительность пребывания без визы: 30 дней без регистрации и 60 с регистрацией по месту жительства.

Как проехать (в Сибири): Исилькуль, Невольное, Одесское, Ольховка, Иртышское, Черлак (Омская область); Локоть, Кулунда, Третьяково, Неверовская, Веселоярск, Топольное, Горняк, Малиновое озеро, Славгород, Михайловка (Алтайский край); Карасук, Павловка (Новосибирская область), Казанское (Тюменская область).

Приграничные города: Петропавловск, Кокшетау, Павлодар, Астана, Караганда, Семей, Усть-Каменогорск.


Другим популярным направлением для мужчин призывного возраста после объявления мобилизации стал Казахстан.

Житель Омска Александр уехал в Павлодар через КПП "Исилькуль". В ожидании своей очереди он рассказал корреспонденту Сибирь.Реалии, как принял решение об отъезде:

– Днем 21 сентября прочел новость о мобилизации. Через десять минут позвонила сестра: стала упрашивать съехать с квартиры по месту прописки. Муж сестры начал хаотично накидывать варианты, как избежать первой волны мобилизации, про выезд за границу речи не шло. Я сам пришёл к этому решению спустя часы гугления и чтения новостей. Приехал срочно домой к маме, рассказал о планах уехать немедленно, она неожиданно просто согласилась со мной — и вот я уже в пути. Я не хочу убивать или быть убитым. Лучше подстраховаться хорошенько, – признался омич.

По словам Александра, он задумывался о том, что будет в случае мобилизации, еще весной, но "гнал мысли прочь". Однако после 21 сентября, говорит он, "последние иллюзии на какой-нибудь приемлемый исход испарились", решил уехать в Казахстан.

– Решение далось тяжело, есть риск, что могут завести уголовку, и я ещё много лет не увижу родных и друзей, не ступлю на родную землю. Отец сейчас на Крайнем Севере, связи с ним никакой, он, скорее всего, даже не знает, что сейчас происходит в России. Особенно обидно покинуть страну и не сказать ему "До скорого!". С другой стороны, я работаю на удаленке, холост, без детей и не имею ипотеки, так что это, полагаю, решение далось мне легче многих, – рассказал Александр.

Люди на границе Казахстана с Оренбургской областью, 22 сентября 2022 года

Границу с Казахстаном также проходят на юге Тюменской области, со стороны города Ишим.

– Проехали ночью, были пробки, потратили где-то час-полтора. Жильё нужно искать заранее – хотя бы на первое время, чтобы отдохнуть после дороги. В городах прибытия уже ничего нет, – отмечает Елизавета, знакомая эмигрировавших молодых людей.

Елена выехала в Казахстан из Барнаула, через погранпункт "Кулунда". Прохождение очереди, по ее словам, заняло около часа.

– Народу мало. Вопросов почти не задавали. Но у нас Казахстан – это не конечный путь, – рассказала собеседница Сибирь.Реалии.

Свои отчеты о пересечении границы с Казахстаном беглецы от призыва публикуют в телеграм-канале "Пограничный контроль". Большинство попыток перейти границу заканчиваются успешно. Известно о случае недопуска на КПП в Оренбургской области.

Вот как описывает свой опыт в одном из чатов житель Дальнего Востока, который летел в Казахстан через Омск: "Шёл первым. Сначала завели в комнату, где пересчитали баксы. Потом отправили в комнату, где задавали вопросы про обратные билеты, цель поездки и так далее. Военник показал, я ограниченно годен (категория "В") – пропустили. Менты, ФСБ уже на страже. Прошли все, кто не служил. Самолёт был полный, свободных мест не было".

В МИД Казахстана призвали "избегать резких высказываний" в адрес россиян и заверили, что ситуация с волной миграции находится под контролем.

"Верим, что наши граждане проявят свойственную мудрость и останутся верны традициям гостеприимства", – говорится в обращении пресс-службы министерства.

В то же время в Алматы задержали двух студентов, которые вышли на одиночный пикет с плакатами "Че, поняли, что вы мясо" и "Уважай или уезжай".

– Я против притока граждан России в Казахстан. И не только я так считаю. Я показала тот резонанс, который сейчас вызван в обществе. Никто не дает гарантий, что они [прибывшие россияне] не будут отстаивать сепаратистские взгляды и не воткнут нож в спину в тяжелый для страны момент, – сказала студентка Карагоз Касым.

Участники акции объяснили ее желанием поддержать народ Украины. Их отпустили из полиции после беседы и устного предупреждения.

"Бежим, куда глаза глядят"

Самая большая автомобильная пробка России сейчас начинается под Владикавказом и тянется на много километров до пограничного пункта "Верхний Ларс". Тысячи мужчин призывного возраста штурмуют российско-грузинскую границу. Все очень нервничают и спешат, в Телеграм-каналах распространяются панические слухи: "границу закрывают", "уже закрыли", "разворачивают всех, кто с военниками", "погранцы вручают повестки".

У грузинского КПП

На самом деле ничего такого не происходит. Практически все желающие, у кого хватает терпения провести в очереди 20-30 часов, благополучно выезжают из России. Самые нетерпеливые оставляют свои машины на обочине и едут через границу на велосипедах и самокатах. По правилам, двухкилометровую нейтральную полосу в ущелье Терека запрещается проходить пешком. Предприимчивые люди из Владикавказа уже наладили продажу двухколесных транспортных средств. Велосипед стоит 25 тысяч рублей, обычный (не электрический) самокат – 15.

– Никогда ещё столько молодых мужчин не пересекало одновременно границу. Едут на машинах, автобусах и велосипедах. Вид ошалевший, большинство не представляют, куда приехали и что будут делать, – говорит один из очевидцев происходящего в Верхнем Ларсе.

Площадь перед КПП "Ларс" на грузинской стороне напоминает сборный пункт военкомата. Женщин почти нет. Прорвавшиеся через границу группы мужчин с рюкзаками рассаживаются в автобусы и маршрутки. Только едут не на фронт, а в Тбилиси и Батуми. Вид у большинства растерянный.

Омар

– Многие из этих людей ничего не знают о Грузии, – говорит Омар из Волгограда. – Они не представляют, чем будут заниматься, где жить и работать. Задают в чатах странные вопросы, типа "а рублями тут можно платить" или "пропускают ли в Грузию машины с буквой Z"? Лично мне проще – у меня отец грузин. Поэтому никаких сомнений, куда ехать, у нас с женой не возникло. 22 сентября собрали вещи, закрыли квартиру и поехали. Оставили практически всё, что у нас было. Но не жалеем об этом. Путин не оставил нам выбора.

По словам Омара, никто из его друзей и коллег не поддерживает "специальную военную операцию". При этом никто не выходит на антивоенные акции, не делает в соцсетях постов против войны. Сейчас за каждое неосторожное слово может прилететь. – говорит Омар.

Другой беженец от призыва, не назвавший ни своего имени, ни города, откуда приехал, говорит, что никогда в жизни ещё не видел такого страшного зрелища, как в этой очереди на границе.

– Вы не представляете, что творится на той стороне. Десять тысяч мужиков, все озлоблены, расталкивают друг друга, чтобы только быстрее вырваться из России. Если бы они с таким настроением вышли на площадь где-нибудь в Москве, то порвали бы ОМОН в клочья. Но вместо этого мы бежим, куда глаза глядят.

По сообщению тг-канала "Николай Левшиц – channel in Georgia", на российско-грузинской границе сохраняется пробка из машин длиной 15–18 км. "На всей протяженности, в отличие от ночи, увеличилось число пешеходов с сумками, велосипедистов, людей на самокатах. Выглядит, конечно, как массовое бегство из России.

На обоих КПП продолжаются стандартные процедуры опроса о целях визита, поездки. Со стороны РФ добавляются вопросы о военных билетах, наличии родных в Украине. После фиксации ответов 99,9% людей пропускают", – пишет автор канала. По сообщениям очевидцев, МВД Северной Осетии ограничивает проезд автомобилей всех регионов, кроме 15-го (местный) и отправляет в отстойники.

Куда еще уезжают из России

По наблюдениям Сибирь.Реалии, почти в каждом регионе восточной части России появился свой чат для координации действий по выезду из страны.

Жители Приморского и Хабаровского краев обсуждают, как добраться на пароме в Южную Корею – для въезда требуется только заграничный паспорт и электронная виза, затем на территории страны можно находиться до 60 дней.

Россияне также уезжают в Армению, Кыргызстан, Белоруссию и Сербию, где не требуется виза для пересечения границы.

Из приграничных европейских стран граждане уезжают в Финляндию, на границе с которой образовались автомобильные пробки. На фоне волны миграции премьер-министр страны Санна Марин призвала "положить конец российским путешествиям и туризму". А министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто заявил сегодня, что не расценивает отказ проходить военную службу как достаточное основание для запроса убежища в Финляндии.

Эта страна в ближайшие дни ограничит въезд всех российских туристов, заявили в МИД страны. Россиянам будет разрешено только посещение друзей и родственников. Транзит по шенгенским визам других стран также запрещается. Кроме того, отменяется облегчённый порядок получения виз владельцам недвижимости из России.