В России продолжаются коммунальные катастрофы. По данным Росстата за 2022 год (информации по 2023 г. пока нет), из-за износа в стране нужно заменить 30% тепловых и паровых сетей. Самая сложная ситуация наблюдается в Севастополе – там износ теплосетей превысил 90%. Еще в пяти регионах – Северной Осетии, Липецкой области, Кабардино-Балкарии, Томской и Свердловской областях – в замене нуждаются более 50% тепло- и паровых сетей. В Подмосковье, жители которого в 30-градусные морозы оказались без тепла, износ теплосетей чуть меньше среднероссийского уровня – 29%.
Алексей Александров, "Настоящее Время"
Этой зимой без отопления в России осталось в два раза больше домов, в чем в прошлом году. В первые полтора месяца зимы в этом году без отопления осталось на 91% больше домов, чем в аналогичный период прошлого года, свидетельствует анализ публикаций региональных и федеральных изданий, проведенный "Агентством".
Между тем в Новосибирске ввели режим ЧС в связи с коммунальными авариями: в городе уже второй за неделю прорыв трубы с горячей водой. Местные жители рассказывают, что днем 17 января на одной из улиц образовался фонтан кипятка высотой минимум в шесть этажей. Власти назвали произошедшее "дефектом". Минздрав региона сообщил о 14 пострадавших – у людей термические ожоги ног. Десятки многоэтажек в городе из-за аварии остались с холодными батареями, а температура воздуха ночью опускается до минус 29 градусов мороза. Горожане рассказывают, что температура в квартирах – примерно 10–14 градусов тепла. По словам чиновников, авария произошла из-за прошлого прорыва трубы теплотрассы 11 января. И еще с того момента восстановление теплоснабжения откладывается.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
А в Нижнем Новгороде из-за прорыва трубы ожоги получили 12 человек, один ребенок госпитализирован в ожоговое отделение. В нижегородском "Теплоэнерго", компании, которая обслуживает теплотрассу, пообещали компенсировать лечение всем пострадавшим.
С начала года крупные коммунальные аварии произошли как минимум в 43 регионах России. На этом фоне депутат Госдумы Андрей Гурулев предложил увеличить в России тарифы на ЖКХ. По словам чиновника, тарифы несколько лет не увеличивались и в них не закладываются траты на модернизацию систем теплоснабжения.
Российское издание Republic при этом пишет, что российские власти, напротив, планируют радикальное сокращение расходов на жилищно-коммунальную инфраструктуру в ближайшие годы, потому что все деньги уходят на войну против Украины.
Об экономических причинах коммунальных аварий в России и о том, поможет ли повышение тарифов на ЖКХ их избежать – в эфире "Настоящего Времени" рассказала экономист Александра Осмоловская-Суслина.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Действительно ли коммунальные аварии в России этой зимой происходят потому, что у ЖКХ не хватает денег?
– Конечно же, нет. То есть с таким успехом можно сказать, что все, что происходит вообще в мире, происходит из-за нехватки денег. Но на самом деле прекрасно понятно, что те аварии, которые мы имеем сейчас, – это на самом деле результат невнимательности, халатности и бесхозяйственности, которая имела место 10-20 лет назад, когда было понятно, что коммуникации устаревают, но деньги из бюджета, которые выделялись на обновление, были освоены не вполне эффективно. То есть они были "освоены", а не потрачены на обновление.
Не секрет, как в России часто происходит ремонт теплотрасс и прочего. Да, ремонтируют один и тот же участок тысячу раз для того, чтобы отчитаться, что деньги потрачены. А в какие-то отдаленные места, куда трудно добраться, считается, что там как бы все в порядке. Мы многократно видели, как перекладывают асфальт по сто раз в год в одном и том же месте.
– В Москве?
– Плитку. В Москве и не только в Москве. То есть, в принципе, во всех крупных городах, скажем так, ответственные органы грешны тем, что они осваивают бюджеты, вовсе не заботясь об эффективности потраченных ресурсов. И поэтому то, что сейчас это наконец прорвало, был вопрос времени, это будет в этом году, в следующем или могло случиться год назад. А здесь совпало, что аномальные холода и действительно эти старые трубы просто не выдерживают того, что происходит. Они промерзают и ломаются.
– А проясните этот момент, пожалуйста. Гурулев говорит, что денег не хватает. Но ведь коммуналку в России финансирует не государство, ведь платят за ЖКХ люди: за тепло, воду, свет и так далее.
– Да, во-первых, то, что он говорит, это вообще немножко странно. Он говорит, что тарифы не повышали. Как не повышали? В прошлом году, в 2023-м, не повышали, но в 2022 году повышали два раза. В этом году запланировано с июля.
То есть тарифы растут постоянно, и мы все, кто реально платит за квартиру, каждый год видим увеличение этой жировки, сколько приходит денег. И управляющие компании объясняют: "Ну а что вы хотите? Тарифы выросли". Поэтому в этом смысле очень странно его утверждение, что тарифы не повышаются. Они повышаются, это первый момент.
Второй момент связан с "нехваткой денег". Вы привели пример, что какое-то издание указало, что планируется какое-то жуткое сокращение расходов на ЖКХ.
– Издание Republic так писало, да.
– Republic, но со ссылкой на кого-то. Но тут очень важный нюанс, и почему я об этом хочу сказать, потому что сейчас популярны такие алармистские заявления о том, что что-то резко сократилось, что-то резко выросло. Но все-таки к цифрам нужно относиться аккуратно, корректно. И надо понимать, что финансирование ЖКХ с точки зрения государства происходит в большей степени за счет региональных бюджетов, а не за счет федеральной части. То есть там соотношение неровное, но примерно 30% за счет "федералки" и 70% за счет региона. То есть в большей степени ответственность за успех своего ЖКХ несет тот регион, в котором это происходит, я имею в виду материальную ответственность.
Более того, сокращение этого финансирования, заложенного в федеральный бюджет 2024-2026 годов, имеет место, но надо не забывать, что был большой рост финансирования этой статьи, например, с 2019 года. Иными словами, к 2026 году планируется выйти примерно на доковидный уровень.
Ведь бюджет – это некая смета расходов, что какие-то проекты будут к этому моменту завершены. То есть не надо думать, что сокращение финансирования – это и есть прямая причина или прямое следствие того, что происходит. Финансирование – это только деньги. Нельзя приравнивать расходы на рост и экономический рост. Нельзя приравнивать расходы на финансирование ЖКХ к качеству ЖКХ. Здесь имеет принципиальное значение то, как именно средства расходуются и насколько эффективно они расходуются. Поэтому бить в набат от того, что планируются сокращения расходов федерального бюджета на ЖКХ, не стоит.
Более того, чтобы уж быть совсем корректным, надо сказать, что сейчас бюджет очень трудно отслеживать исключительно по статьям расходов, по этой функциональной классификации, по которой можно было это делать раньше. Сейчас очень много расходов идет по направлению национальных проектов, госпрограмм и так далее. И они во многом друг друга перекрывают и дублируют. Например, что-то могло выйти из названия статьи ЖКХ и попасть в какую-нибудь госпрограмму "Борьба со старым разрушенным жильем". То есть оно просто перетекло в другое название. Но формально та статья, откуда ушло, считается, что меньше.
Для того чтобы грамотно посчитать расходы на ЖКХ, которые осуществляет правительство, нужно провести некий такой достаточно большой уверенный анализ, требующий квалификации и времени.
– То есть государство все же выделяет деньги на ЖКХ, но аварии происходят, потому что воруют.
– Лучше не скажешь.