16 человек уже погибли в результате природных пожаров, разгоревшихся в Сибири и на Урале. В нескольких селах и городах сгорело больше половины жилых домов. В разговоре с корреспондентом Сибирь.Реалии жители Красноярского края и Омской области признались, что первые часы тушить свои дома им пришлось самостоятельно. Пожарных машин либо не было совсем, либо было недостаточно. Погорельцы ожидали, что в условиях опасного верхового пожара на помощь придет авиация, но ни вертолеты, ни самолеты-амфибии так и не прилетели.
Красноярский край. Уяр
Жительница города Уяр Ольга Якоби с несовершеннолетней дочерью ночуют в машине. Они успели вынести из сгоревшего дома только кошку.
– Это случилось 7 мая, а я до сих пор в себя прийти не могу. Ночами снится этот кошмар, огонь, как он все пожирает на своем пути, никого и ничего не оставляет. Я радуюсь, что дочь спасла, кошку. Ведь люди погибли. У моего брата все животные сгорели, он не смог их спасти, хотя в горящий дом заходил несколько раз, еле удержала его, когда он рушился. Огонь такой силы был, мы даже не пытались потушить, только схватить живых и, может быть, ценные вещи какие-то. Что человек с ведром мог сделать? Пожарной машины ни одной за весь вечер я не увидела, но земляки говорят, две маленькие ездили, они видели. Я все ждала, когда авиация поможет – это же верховой пожар, с ним с земли справиться очень сложно – к вечеру сказали, не будет никого, опасно прилетать из-за сильного ветра, – говорит Ольга Якоби. – Мой дом стоял в километре от дома брата, когда огонь пошел туда – я уехала за дочкой, брат за мной. Успели только их вытащить – и все.
В результате этого пожара в городе с населением в 12 тысяч человек восемь человек погибли, 17 пострадали, сообщает МЧС. В огне сгорели минимум 484 дома. Тушение продолжается в 13 муниципальных районах, уточнили в ведомстве. "Большинство погорельцев размещены у родственников", – добавили в МЧС.
По словам самих погорельцев, проситься к друзьям и знакомым – не их выбор, пункты размещения в самом Уяре свернули уже на третий день после пожара.
– Первую ночь их не было, ночевали в машине. Вторую – провели в техникуме, в общежитие ПТУ. Там в общей комнате, почти на проходной, за стойкой вахты, поставили кровати – все нормально было: чистое постельное белье, кормили в столовой. Туда же люди несли нам вещи, одежду, бытовые какие-то. Но на третью ночь нас уже погнали оттуда. Был выбор – или уезжать в Жарки, это километров 80 от Уяра, или ночевать в машине. Остались в машине. Потому что работаю я в городе, соцработник. Как мне каждый день добираться на работу и обратно? – говорит Ольга Якоби.
С выплатой обещанных компенсаций погорельцам тоже проблемы. Власти Красноярского края обещали начать выплачивать помощь погорельцам с 11 мая, когда после майских выходных откроются банки. "Сначала они получат по 15 тысяч рублей – это первичная единовременная адресная помощь. Затем пострадавшие от пожаров смогут получить выплату из резервного фонда края. Ее размер – от 20 до 50 тысяч рублей (зависит от того, частично или полностью утрачено имущество)", – рапортовали чиновники. Погорельцы говорят, что до сих пор не могут получить даже первые 15 тысяч.
"Беда коснулась многих в Уяре, в том числе и моей семьи. У моей бабушки и у тети сгорели полностью дома, они остались практически без всего, из домов успели вынести только необходимые вещи и документы. Если есть возможность, кому сколько не жалко", – пишет в соцсети Анастасия Малыгина.
Таких просьб о помощи десятки – некоторым погорельцам не выплатили даже 15 тысяч, обещанные всем без исключения пострадавшим от огня.
– У отца сгорел дом, у родственников, у крестного и у друзей дома сгорели. Сотни погорельцев. Выплаты, по ощущениям – большая часть не получила даже этих минимальных. Поэтому часть живет у родственников и знакомых, отец у меня сейчас живет. Просто не на что даже снять жилье. Финансовую помощь обещают, кто-то уже успел получить, но мой отец пока не получил, – говорит Юлия Иванова из Уяра. – С компенсацией на жилье вообще непонятно – чиновники уже говорят о том, что жилье будет только тем, у кого оно было единственное, а остальные как хотите…
По словам местных, даже при наличии денег крышу над головой в Уяре найти практически нереально, так огонь уничтожил едва ли не треть всех домов.
– За 10 километров до города выжженное поле, сгоревшие деревья, запах гари. В самом Уяре уже просто не продохнуть от него. Мы бы и рады уехать, но мне с боем выдали 15 тысяч рублей – говорили, что, мол, вы не пострадали, раз у вас сгорел арендованный дом, а не свой собственный. А то, что там вещи мои, все имущество – это, видимо, побоку. Просили, жутко вспомнить, чеки на стиралку, холодильник – и это у погорельца, который паспорт не успел из огня спасти, представляете? – возмущается Ольга Якоби. – На эти пятнадцать тысяч мы смогли только продукты купить, и даже не все необходимое из вещей, так как часть мне надо растянуть до зарплаты. Спасибо тем жителям, кто скинулся вещами – мы хоть с дочкой одежду смогли бесплатно взять. Но пока ехать из Уяра некуда и не на что. Да и что делать в других городах? Работа-то здесь. Остается поливать пепелище, кому свое, нам – родным помогать и думать, на что строиться.
По словам Ольги, в борьбе с чиновниками ей не помогли ни в Следственном комитете, ни в прокуратуре. "А где искать помощи? В прокуратуре? Я была в прокуратуре. Мне там сказали еще жестче, чем в администрации: "Вы просто арендатор? Значит, не погорелец. Ну и что, что ваши вещи все сгорели".
Больше, чем проблемы с выплатами, жителей края возмутили слова представителя губернатора края Владимира Шаешникова, который приехал на разговор с погорельцами и заявил, что 95% сгоревших в Уяре строений – это "старые деревянные дома".
– Центр Уяра сгорел, там двухэтажные дома стояли новые! Это больше половины всех сгоревших. Где-то в переулках, может, и были старые деревяшки, но вот у двух сестер и двух теток моих дома сгорели под 200 квадратов. Новые, с отделкой. Они кредитов понабрали для этого. А сколько я лично видела горевших новехоньких? Это просто ложь! – заявила жительница Уяра Наталья П.
С ней согласны все опрошенные редакцией жители.
– Я вот не погорелец, бог миловал. Мне врать ни к чему. Так вот новых домов из сгоревших – точно больше 70%. Я хорошо знаю эти улицы, где полыхало – Бограда, Пятую, Третью, Четвертую – там новые сплошь дома, много коттеджей двухэтажных. Люди строили дома по 10 миллионов тратили, по 15. Конечно, в кредит, у кого сейчас такие доходы-то! Причем многие же не страховали дома, еще у части это был потребительский заем, не ипотека. В общем народ и так в шоке от перспектив платить за уничтоженный дом, а этот такое заявляет, – объясняет Александр Гомонов. – Как люди не разорвали его [полпреда губернатора края Шаешникова] за эти слова?! Реально была такая опасность. Мало того, что пострадали, он в глаза им глядя еще врет.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
12 мая замглавы Уяра Артем Швец был задержан в рамках уголовных дел о халатности, повлекшей гибель нескольких человек, и о причинении смерти по неосторожности. По версии Следственного комитета, на территории города находилась несанкционированная свалка, а Швец якобы проигнорировал письмо о необходимости устранения нарушений требований по уборке мест сухостоя и скопления мусора, а также не ликвидировал мусорку, из-за чего 7 мая она загорелась.
Смотри также "Тушить нечем, нет техники". Война в Украине лишила российских пожарных самолетовОмская область. Называевск
В Омской области пожары уничтожили около 100 жилых домов и десятки нежилых строений. Больше всего пострадал город Называевск и село Новоалександровка. По обвинению в халатности, которая привела к пожарам, задержан начальник региональных электрических сетей Евгений Шаламов. Глава Называевска Виктор Лупинос арестован по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями.
В СК заявили, что 7 мая огонь уничтожил 88 домов, оставив без жилья 250 человек. Восемь человек обратились за медицинской помощью из-за отравления продуктами горения.
– В Называевске у многих сгорело вообще все: дом, машина, документы, – перечисляет Кирилл Курашев. – Фактически половина города сгорела! Многие траванулись угарным газом, в больнице лежат.
По словам жителей, пожары в местных лесах и полях по соседству – дело привычное, на пикниках плохо тушат костры, огородники устраивают пал травы, но такого, как в этом году, пламени они не припомнят.
– Еще несколько лет назад опашку вокруг города проводили. Такие полосы безопасности делали. В этом году не было. Я не знаю, экономия это или лень, но в результате сотни без домов остались, – говорит Виктория Дондукова.
Кузбасс. Изындаево
В Кемеровской области при тушении загоревшихся домов в Тяжинском районе пожарные обнаружили тела троих человек. Всего там сгорело более 50 домов. Большая часть – 46 – в деревне Изындаево.
– У нас считай, все в деревне погорельцы. В Изындаево сгорело 46 жилых домов. Осталось только 6 домов целыми! – говорит Виктор Титов.
Его соседи Галина Потривайло и Никита Незамутдинов приводят те же цифры: "У нас 79 пострадавших от огня! Один погибший, один пропавший без вести, но считай, тоже погиб".
Жители Изындаево говорят, что опашку деревень и соседних сел не проводят уже несколько лет.
– 7 мая у нашей семьи случилось страшное горе: сгорел дом, сгорело все, что наживали годами. Мы остались ни с чем. Пожар забрал все. Сейчас вынуждены собирать в "Одноклассниках" и других соцсетях, потому что у соседей не спросишь. Тут сейчас все пострадавшие, безо всего, – говорит Елена Незамутдинова. – Каждая копейка в помощь. Спасибо людям, не оставили нас в этой страшной беде. Потому что от властей мы так и не дождались ни средств, ни жилья, хотя бы временного.
Жителям Изындаево районные чиновники заявили, что пункт временного размещения в деревне "организовать негде". Поэтому им приходится переезжать к родственникам или знакомым в другие села или города.
– Сказали, что восстанавливать нечего. Надо всех переселять отсюда. Ну считайте, нет больше нашей любимой деревни, нашей родины. Люди остались без крыши над головой, без средств к существованию – огород, хозяйство, все уничтожено. А ведь жили большей частью пенсионеры и люди немолодые уже. Очень тяжело сейчас начинать все с нуля. А тем, у кого и родных-то нет? Очень страшно, очень больно, – признается Елена.
"Без слез нельзя смотреть, и это моя Родина", – комментируют видео сгоревшей деревни в соцсети.
Иркутская область. Половино-Черемхово
В двух поселках Иркутской области 7 мая, по данным МЧС, огонь уничтожил 41 жилой дом и единственную школу. Местные чиновники обещали погорельцам выплатить компенсацию за жилье и построить в Половино-Черемхово новую школу взамен сгоревшей.
10 мая на встрече сибирских губернаторов с президентом России по поводу пожаров глава Иркутской области Игорь Кобзев внезапно для половино-черемховчан заявил Путину, что школу "решили не восстанавливать". Он поблагодарил президента за увеличение финансирования охраны лесов и уверил, что техникой пожарные обеспечены и зарплаты им подняли.
– Мы возмутились этому, мягко говоря. Губернатор мало того, что сам так и не посетил Половино-Черемхово, ни он, ни его подчиненные даже не спросили нашего мнения о том, нужна ли нам школа. На минуточку, она была культурным центром села. Речь не только о том, что нашим детям придется ездить в другое село на учебу (с какими перебоями организуют эти поездки, сами знаете), но и в том, что село заодно осталось без клуба, кинотеатра, места общественных обсуждений. Видимо, чем меньше мест, где люди могут собраться и высказать свое мнение, тем для наших властей лучше, – говорит жительница села Юлия К. – Поэтому мы решили записать обращение к Путину, показать всем, что мы против этого решения губернатора. Знаем, что до адресата наше обращение дошло, но будет ли эффект, непонятно. Конечно, мы переживаем.
К 11 мая огонь в Иркутской области прошелся по территории более чем 17 тысяч гектаров. В регионе введен режим ЧС. Жителям запрещено посещать леса, разводить открытый огонь, в том числе сжигать мусор, а также охотиться и рыбачить.
После того, как пожар перекинулся с лесов на жилые дома, в пресс-службе правительства Иркутской области заявили, что пострадавшим выделят по сто тысяч рублей за утраченное имущество (то есть дома), и еще 5 тысяч рублей в качестве материальной помощи. Жители села признаются, что по 5 тысяч рублей на сегодня получили только несколько погорельцев, а обещанные сто тысяч – никто. Пострадавшим для этого нужно собрать документы, подтверждающие, что сгоревшее жилье было оформлено в собственность.
Согласно данным МЧС, на 12 мая в результате пожаров в Сибири и на Урале 16 человек погибли и 18 пострадали. Врио главы МЧС России Александр Чуприян сообщил об этом на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным, где собрались главы регионов, пострадавших от пожаров. По данным главы МЧС, огонь уничтожил свыше 1 298 строений, в том числе порядка 730 жилых домов. Всего с начала года в стране возникло около 4 тысяч лесных пожаров.
Главы сибирских регионов, участвовавшие в совещании, просили помощи у Владимира Путина. В частности губернатор Омской области Александр Бурков заявил, что региону пришлось гасить долги деньгами, которые временно взяли со счетов бюджетных учреждений, в том числе больниц. Президент отказался комментировать эту реплику.
– Со стороны федерального центра созданы все условия, чтобы кратно сократить площади возгорания, обеспечить их быстрое и эффективное тушение, – заявил Путин.