Российские СМИ сегодня сообщили, что в Москву приехала группа китайских специалистов по киберугрозам – 41 человек. Издание "Октагон" пишет, что эксперты из КНР совместно с российскими коллегами подготовят "техническую дорожную карту по полной блокировке YouTube". Предполагается, что при этом часть технологий от комплекса "великой китайской firewall" предоставит НОАК (Народно-освободительная армия) КНР, остальное будет базироваться на российских и белорусских разработках. Блокировка YouTube согласно графику будет возможна в четвертом квартале 2023 года. Затем якобы будет доступна работа по блокировке всех типов VPN. Возможно ли это – такой вопрос Сибирь.Реалии задали экспертам.
"Даже из Туркмении пользователям удается выходить в инет"
YouTube наравне с Telegram остаются, пожалуй, единственными незаблокированными в России источниками независимой от Кремля информации на русском языке. Но если попытка блокировки Telegram предпринималась в России несколько лет назад и потерпела неудачу, то блокировать YouTube власти еще не пытались, хотя призывы к этому раздаются регулярно. Прошлой осенью основатель ЧВК "Вагнер" Евгений Пригожин направил в Генеральную прокуратуру РФ заявление, в котором попросил ограничить доступ к видеосервису YouTube, а также объявить "нежелательной" деятельность компании Google в России.
В январе 2023-го бывший глава Роскомнадзора и нынешний гендиректор "Газпром-медиа" Александр Жаров предложил заблокировать YouTube на территории России, если видеосервис будет нарушать закон. Пару недель назад заблокировать видеохостинг призвал актер Гогунский, известный по роли Кузи в ситкоме "Универ" – он пожаловался, что площадка заблокировала его совместный с Марией Кожевниковой клип. К блокировке YouTube призывал даже член президентского Совета по правам человека Игорь Ашманов – после того, как сервис заблокировал аккаунты Совфеда и телеканала "Вместе-РФ".
– Не могу сказать, что я удивлен этой новостью, понятное дело, что российские и китайские госорганы общаются и обмениваются опытом по поводу блокировки и выстраивания цензуры в целом, – говорит технический директор "Роскомсвободы" Станислав Шакиров. – Получится ли заблокировать ютьюб? Ничего сложного в целом в этом нет. Единственное – у Китая блокировка неугодных сервисов – это давняя история, и есть импортозамещение. Андроидные операционные системы, которые принадлежат "Гуглу", в Китае используются переделанные местными производителями так, что в случае блокировки сервисов "Гугла" смартфоны пользователей не страдают. У нас же может случиться так, что, если сервисы "Гугла" заблокируют, могут быть проблемы с андроидными девайсами. Самая масштабная история, которая может случиться: у всех обладателей андроида (а с уходом Apple из России их становится больше, чем раньше) перестанут работать push-уведомления или просто обновления телефонов.
Большая часть истории по блокировке ютьюба и сервисов "Гугла" – в том, чтобы пересадить российских пользователей на отечественные или китайские операционные системы на основе андроида, на которых не будет таких проблем. Вот такое может быть препятствие.
Можно ли заблокировать все VPN? Ну, мы видим, что даже из Туркмении пользователям удается выходить в инет через VPN, но делать это им достаточно сложно. Что касается Китая, то надо понимать, что примерно треть пользователей там используют VPN и достаточно успешно. Там даже есть уголовная ответственность за использование VPN, при этом все используют. По-моему, только в 2017 году было одно показательное дело, которое не изменило привычки китайских пользователей (житель юга Китая получил 5,5 лет за продажу аккаунтов к VPN). Там постоянно появляются новые протоколы, которые обходят цензуру, бесконечные кошки-мышки. Через год-два-три китайцы учатся их блокировать, но к этому моменту уже появляются новые протоколы, которые снова обходят цензуру.
Поэтому нельзя сказать, что китайский Firewall – это какая-то технологически совершенная история, она не совершенна. Но при этом сценарий, при котором в Китае существует замена абсолютно всех сервисов, что есть на международном рынке – свой поисковик, свой ютьюб, все свое – это базовая история в китайской цензурной модели, и этого пока в России нет, – говорит Станислав Шакиров.
Программист, специалист по кибербезопасности и блогер Сергей Вакулин относится к перспективам тотальных блокировок скептически:
– Заблокировать абсолютно все VPN невозможно, если не прибегать к полной изоляции. К слову, я арендовал два сервера, которые находятся в Германии, и установил один из протоколов VPN, при помощи которого я могу пользоваться тем же самым Instagram, как и мои близкие, друзья, знакомые, друзья знакомых и так далее. Простыми словами говоря, в Германии находится компьютер, который постоянно во включенном состоянии. Поскольку мы не изолированы в России от глобальной сети интернет и можем получать доступ к зарубежным ресурсам, то я могу подключаться к этому компьютеру удалённо. VPN работает по принципу, что я отдаю свой запрос серверу, а сервер отдаёт запрос заблокированному ресурсу. Ответ я получаю в противоположном порядке. От Instagram к серверу, а от сервера на своё устройство. "Роскомнадзору" неизвестно даже о существовании моих серверов, поскольку они не публичны и не пользуются большим спросом среди пользователей из Российской Федерации.
Относительно блокировки YouTube. Интересно будет на это посмотреть, конечно. Удачно блокировка пройдёт или нет? Мы уже посмотрели на блокировку Telegram, и здесь скорее всего, будет то же самое.
– Но Telegram – мессенджер, а YouTube – просто видеосервис с конкретным адресом. Его разве не проще заблокировать?
– А Telegram – это тоже адрес. Просто вы его не видите, но все наши сообщения идут через адрес. Пробовали же заблокировать не сам мессенджер, а IP адреса Telegram, поэтому и Google, и Amazon выделили для Telegram свои сервера, и поэтому, многие сайты, даже российские, которые располагались на Amazon (малый и средний бизнес), были заблокированы. Если за YouTube вступятся крупные сервисы и предоставят им ресурсы (сервера), то придётся блокировать и эти сервисы, – говорит Сергей.
Дуров: "Мы построили собственную безопасную облачную инфраструктуру"
В 2018 году, когда российские власти начали попытки заблокировать Telegram, пользователи Рунета стали испытывать ощутимые проблемы. Дошло и до судебных исков. В частности, бизнесмен Александр Вихарев подал в Арбитражный суд Москвы иск против Роскомнадзора, утверждая, что понес убытки из-за попыток ведомства заблокировать мессенджер Telegram.
"Данные ограничения нарушили пропускную способность самой организации, и большое количество инвесторов, использующих платформу истца, не смогли произвести операции в своих личных кабинетах", – говорилось в исковом заявлении. СМИ цитировали также генерального директора курьерской службы "Птичка" Владимира Кобзева, который рассказал, что из-за действий Роскомнадзора его сервис простаивал шесть часов – он тоже грозился подать в суд.
Сам Павел Дуров, комментируя специфику технического принципа, на котором основана работа Telegram, писал пару лет назад: "Telegram не полагается на Amazon или любой другой сторонний облачный сервис. Мы построили собственную безопасную облачную инфраструктуру, распределенную по всему миру. Нам потребовалось несколько лет, чтобы создать технологию мгновенной синхронизации зашифрованных данных между нашими дата-центрами и зашифровать локальное хранилище в каждом из них таким образом, чтобы взлом любого дата-центра и захват серверов были бесполезны. Ключи шифрования, используемые для защиты Telegram Cloud, разделены на части и никогда не хранятся в том же месте, что и информация, которую они защищают.
В результате наш подход является более продвинутым и безопасным, чем то, что может предложить Amazon или любой из этих универсальных облачных сервисов. А поскольку у нас есть собственная инфраструктура, такие провайдеры, как Amazon, не могут нас заблокировать.
Кроме того, у нас нет иллюзий в отношении конкретно Amazon. Когда в 2018 году Россия запретила Telegram (подробнее об этом здесь https://t.me/durov/80 ), мы установили независимые прокси-серверы на Amazon AWS, чтобы позволить нашим российским пользователям свободно общаться в Telegram. Amazon довольно быстро отказал нам в доступе к своим услугам. Тогда менеджеры Amazon сказали нам, что они должны сделать это, чтобы защитить свой бизнес, но в результате они также защищали цензуру. Другие провайдеры, такие как Digital Ocean, оказались гораздо более полезными, когда дело дошло до настройки прокси-серверов для защиты свобод в России и других странах".
"Блокировка всех VPN в принципе невозможна"
– Блокировка всех VPN в принципе невозможна, и в Китае она тоже никогда не была возможна, – говорит один из ведущих российских экспертов-китаистов, попросивший не называть его имени. – В принципе, китайский интернет изначально строился совершенно по другой архитектуре, чем российский интернет, то есть было всего пару точек международного обмена трафиком, соответственно, было легко контролировать весь этот трафик на вход и в случае чего блокировать его. Китайский Firewall – это система фильтрации и блокировок интернет-контента, который власти Китая считают нежелательным. Все начиналось с блокировки целых зарубежных интернет-ресурсов, которые власти Китая сочли нежелательными, потом блокировки стали более точечными, они включили семантический анализ и стали блокировать отдельные страницы по ключевым словам, не блокируя целиком веб-сайт. Потом стали применять более совершенную технологию DPI – глубокого анализа пакетов, что позволило даже блокировать нежелательные сообщения в мессенджерах, которые, в принципе, в Китае разрешены. То есть послать в WeChat запрещенные ссылки, слова или картинки друг другу невозможно – лично проверял, эта система работает.
В принципе, всегда существовала возможность обойти эти блокировки с помощью VPN-сервисов. Система динамичная, какие-то сервисы блокируют, они отваливаются, тут же появляются альтернативные, которые пока работают. Заблокировать для пользователей доступ в интернет можно только одним способом – перерубив все соединяющие кабели. Но этого никто делать не будет, а значит, будут способы обойти эти блокировки. Да и не стоит такая задача – тотально закрыть любую возможность для людей пользоваться запрещенными интернет-ресурсами. Идея в том, чтобы широкие массы населения не потребляли нежелательный контент. Для этого мало создать блокировки, нужно еще создать альтернативу.
Большинству людей не так важно, как проголосовал Совбез ООН, что происходит в большой политике. Им важен другой контент – который им ближе: хобби, развлечения, что происходит в их собственном районе, дворе. Так устроена психология людей во всех странах. Важно, чтобы для людей существовала местная альтернатива заблокированным сервисам, которая контролируется властями и предоставляет только разрешенный ими контент. Китай с этим очень хорошо справился, аналоги всех сервисов, начиная с фейсбука, ютьюба и заканчивая Википедией, в Китае есть. Поэтому у большинства людей даже нет потребности обойти блокировки и прочитать запрещенный контент. А если отдельные индивиды будут читать Wall Street Journal, Сибирь.Реалии или другой запрещенный ресурс, то, в принципе, с точки зрения охвата – это в пределах статистической погрешности и никакой угрозы для китайских властей не представляет.
Про техническое устройство китайского Firewall написано много книг, вкратце это описывать просто невозможно. Но Китай научился блокировать нежелательный контент достаточно быстро, точно. С другой стороны, всегда будут технические возможности эти блокировки обойти. Но главное при этом, чтобы существовала альтернативная внутренняя структура интернета, которая бы позволяла людям не выходить в неконтролируемую сеть, удовлетворяя все свои потребности во внутренней сети, полностью подконтрольной государству. Тогда не потребуется даже усложнять механизм блокировок, – считает собеседник Сибирь.Реалии.
Заблокировав ютьюб, российские власти нанесут удар по собственному рейтингу, но вряд ли заставят его аудиторию смотреть федеральные каналы, считает российский политолог Аббас Галлямов.
– Согласно данным соцопросов, не менее 60 процентов населения страны являются пользователями YouTube. Естественно, этим людям блокировка сервиса не понравится. Напомню, что когда в 2018 году власти попытались заблокировать Telegram, в его защиту на улицу вышли тысячи людей. Это было ещё в те времена, когда в стране существовал "крымский консенсус". А ещё стоит иметь в виду, что свобода слова является одной из тех ценностей, которую большинство россиян называют очень значимой для себя. Причём в последние годы её значимость росла. Если в 2017 году её назвали среди наиболее важных 34 процента респондентов "Левада-центра", то в 2018 году их было уже 42, в 2019 – 58, а в 2021– 61 процент. В общем, заблокировав YouTube, власти резко ухудшат отношение к себе – в том числе и в тех группах населения, которые до сих пор были лояльны им. К тому же не стоит думать, что люди, привыкшие получать политическую информацию с помощью YouTube, тут же отправятся смотреть Соловьева. Нет, они в любом случае будут искать независимую от властей информацию – например, в телеграм.