Правозащитников отстранили от "пыточных" дел заключённых из Иркутской области

Иллюстративное фото

В Иркутске управление ФСИН отстранило от уголовных дел о пытках в колониях и изоляторах правозащитников, которые представляют интересы пострадавших заключенных. Оперативники управления собственной безопасности службы вручили трем юристам из общественной организации "Сибирь без пыток" повестки о том, что их признали свидетелями – в этом статусе их не допустят к защите потерпевших в суде. Об этом редакции Сибирь.Реалии сообщил правозащитник Святослав Хроменков.

"Это у Следкома такой ход – чтобы не допускать юриста в дело о пытках, его признают свидетелем и выводят из уголовного дела. Якобы, когда к юристу обращаются за помощь в уголовном деле, он уже что-то об этом деле знает как свидетель. Мы считаем, что это давление за правозащитную деятельность. И постановление Конституционного суда в нашу пользу есть. Власти не желают, чтобы гражданское общество, в нашем лице, имело информацию о пыточных делах, смотрело, как криво Следком предъявляет обвинение, и как не тщательно расследует", – прокомментировал Хроменков.

На сегодня три юриста, защищавшие осужденных Кежика Ондара, Евгения Юрченко и Тахиржона Бакиева, переведены из числа защитников по делу в статус свидетелей, а также были вынуждены подписать предупреждение о неразглашении тайны предварительного расследования. По словам Хроменкова, они намерены оспорить это решение.

"Такой шаг – назначение статуса свидетеля адвокатам и юристам – крайняя мера, применяется только если они стали непосредственными свидетелями преступлений. В данном случае все преступления над заключенными совершались за закрытыми дверями колоний и СИЗО – правозащитники в принципе не могли быть их свидетелями. Этому препятствует вся система ФСИН. То есть это явно фальшивый повод для того, чтобы лишить пострадавших бесплатной помощи юристов", – убежден адвокат Дмитрий Дмитриев.

В пресс-службе регионального УФСИН прокомментировать смену статуса защитников оперативно отказались, потребовав от редакции письменный запрос. На запрос ответ не получен.

В конце мая в Иркутской области были заведены три новых уголовных дела о насильственных действиях сексуального характера группой лиц (ст.132 ч.2а УК РФ) в иркутском СИЗО-1 и ангарском СИЗО-6. О пытках упомянутых выше заключенных – Кежика Ондара, Тахиржона Бакиева и Евгения Юрченко – стало известно в конце 2020 года – начале 2021 года. Ондару и Бакиеву из-за жестоких избиений и изнасилований пришлось сделать несколько сложных операций – оба остались инвалидами. Юрченко рассказал о том, как повергался избиениям и наблюдал пытки и истязания других заключенных, когда освободился.

Смотри также "Кипятильник внутри него взорвался". Родные заключенного из иркутской колонии заявили о пытках
  • В 2021 году сообщалось о серии инцидентов в учреждениях ФСИН Иркутской области, в которых пострадали заключенные. В колонии №15 Ангарска Евгения Рыльского избили заключенные-разработчики. Пострадавшему сломали кости таза, врачи удалили селезенку. В СИЗО №1 Иркутска избили заключенного Антона Грязнова, которого госпитализировали с переломом руки.
  • В марте 2021 в исправительных учреждениях Иркутской области было заведено девять уголовных дел о превышении должностных полномочий сотрудниками ГУ ФСИН, а также об истязаниях и насилии в отношении осужденных. В регионе работала комиссия московского главка ФСИН. Причиной проверки и начала расследования в отношении сотрудников ведомства стали неоднократные свидетельства заключенных о пытках и избиениях.
  • В марте областная прокуратура подтвердила правозащитникам факт сговора местных сотрудников ФСИН с так называемыми разработчиками или прессовщиками – заключенными, которые выполняли указания сотрудников в отношении других заключенных, добиваясь от них нужных показаний.
  • В апреле 2020 года в ИК-15 Ангарска произошел бунт. Более 200 заключенных нанесли себе увечья в знак протеста против пыток. Всего пострадали около 300 человек. Бунт сопровождал пожар, под завалами нашли тело погибшего заключенного. После бунта многих заключенных отправили в другие колонии и в СИЗО-1. Там, согласно их заявлениям, из них пытками "выбивали" признания в организации бунта.