Полтора месяца в оккупированной части Запорожской области Украины российские силовики не могут задержать завербованного на фронт заключенного, расстрелявшего десяток сослуживцев. Как выяснили Сибирь.Реалии, ранее ему ставили психиатрический диагноз, не допускающий службу в боевых подразделениях.
Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм
Облил кипятком и порезал из ревности
"Максим Федорченко, ранее осужденный на 4,5 года за нанесение тяжких телесных повреждений, [...] предположительно заключил контракт с МО РФ и был направлен в зону СВО. [...] 26 октября, находясь в районе села Басань (в Пологовском районе Запорожской области, оккупировано ВС РФ. – Сибирь.Реалии), он, по предварительным данным, закинул гранату в блиндаж, после чего открыл огонь из автомата, убив 11 сослуживцев (другие источники пишут о десяти погибших и одном тяжело раненном. – СР). С места происшествия Федорченко скрылся с оружием. При наличии информации о его местонахождении граждан просят немедленно обращаться в военную комендатуру", – 1 ноября такая заметка вышла во владивостокской вкладке "Московского комсомольца".
Украинское издание РIА "Пiвдень" опубликовало ориентировку на Федорченко, которую российские военные распространяют в оккупированном Мелитополе. Федорченко также объявлен в федеральный розыск в России. Как выяснили Сибирь.Реалии, в российской базе розыска используется та же фотография, что и на мелитопольской ориентировке.
В ориентировке указана особая примета – вытатуированная на левой лопатке "смерть с косой", а также статьи последней на данный момент судимости Федорченко: часть 2 111 УК (нанесение тяжких телесных повреждений при отягчающих обстоятельствах) и часть 2 115 УК (причинение легкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах).
По имеющимся сведениям, на жену Федорченко напал в конце 2023 года, какое-то время был в заключении, а когда суд вынес приговор, в 2024 году оказался на фронте, завербовавшись в "Шторм V" . Он служил рядовым, был старшим помощником гранатометчика второй штурмовой роты "В" 3-го мотострелкового батальона 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады 35-й общевойсковой армии Военного восточного округа. Так называемый "шторм V" – воинские структуры, в которых обычно вербуют бывших заключенных и часто отправляют на опасные штурмы.
Телеграм-канал ВЧК-ОГПУ связался с супругой Федорченко. Она рассказала, что он звонил ей уже после расстрела сослуживцев и просил "никому не верить", и утверждал, что никого не убивал.
При этом супруга предположила, что расстрел мог произойти в результате ссоры в ходе длительного пьянства. И добавила, что Максиму Федорченко пить противопоказано: он попал в колонию, а затем на "СВО", потому что в нетрезвом состоянии приревновал её к соседу. Облил кипятком и четыре раза ударил ножом. Опомнившись, вызвал жене скорую.
Несмотря на федеральный розыск, не исключено, что беглый заключенный может с кем-то поддерживать связь до сих пор. Один из аккаунтов Максима Федорченко в "Одноклассниках" был активен 17 ноября, спустя три недели после расстрела сослуживцев.
Украинский военный аналитик Игаль Левин не удивлен, что расстрелявшего десяток сослуживцев российского заключенного до сих пор не поймали.
– [Запорожская область] – это огромный фронтир. Куча сел. Там много русских дезертиров прячется. В каждом селе взвод ФСБ не поставишь. Российские силовики туда заскакивают с облавами, но искать там одного дезертира – как иголку в стогу сена, – рассказывает он.
Ещё два собеседника Сибирь.Реалии – корреспондент одного из официальных российских медиа, посещающий расположения ВС РФ в Украине, и человек, работающий в МВД, подтвердили, что задержание даже особо опасного преступника на оккупированных РФ украинских территориях – сложная задача для российских силовиков.
– Ничего удивительного. Люди, бывает, годами живут в федеральном розыске и даже особо не прячутся. Полтора месяца – небольшой срок. Если не поймали в первые несколько суток, значит, где-то залёг. Или вообще ушел в сторону Украины. Терять-то уже нечего. Ситуация с кадрами в МВД в Херсонской и Запорожской областях плачевная, служить некому. Да и в старых регионах России всё хуже, – рассказывает собеседник из российского МВД.
Семья была пьющей
Максим Федорченко рос в селе Барабаш-Левада Пограничного района Приморского края, рядом с границей с Китаем. В селе, по данным "Википедии", живет менее трехсот человек. 16 сентября, за пять недель до расстрела сослуживцев Федорченко, в местной газете "Вестник Пограничья" вышла заметка "Село маленькое, а героев много", в которой перечислялись жители Барабаш-Левады, воюющие против Украины. Максима Федорченко в тексте не упомянули: возможно потому, что в селе у него не лучшая репутация. Это выяснили Сибирь.Реалии, поговорив с некоторыми из местных.
Жительница Барабаш-Левады Наталья знает Максима Федорченко с детства. По ее словам, он ни разу в жизни нигде не работал, а алкоголем "увлекался со школы".
– Нигде никогда не работал, первые его деньги начались с воровства, потом пошел по квартирам, посадили. И началось: выйдет – и опять в тюрьму. Постоянно синий. Родня такая же – брат употреблял, мать с отцом. Все пили, пока не умерли. Один он и остался, – говорит Наталья. – Насчет диагноза мы [соседи] сильно сомневаемся. Считаем, что ему нарисовали, чтобы не давать [срок большой] много. Кто там эту экспертизу делал, я не знаю.
Бывшая жительница села Татьяна подтверждает это.
– Я с деревни давно уехала, Максим ещё маленький был. Семья неблагополучная, родители выпивали, да, – рассказывает она.
Дальняя родственница Максима Оксана (имя по ее просьбе изменено) признается, что многое из сказанного соседями – правда.
– Семья у них получилась действительно неблагополучная. Но Максиму действительно ставили умственную отсталость, еще маленькому. Потом в легкой форме. Так что ничего "не рисовали" в медкарте, – говорит Оксана. – Другой вопрос, как его на "СВО" с таким диагнозом взяли? Видим же, к чему привело то, что ему оружие в руки дали.
Соседи говорят, что были в шоке, когда узнали, что Федорченко освободили от обвинения в причинении вреда здоровью средней тяжести за уход на войну.
– Я не знаю, кого там вербуют теперь, похоже, даже не всех подряд, а самое дно. Он же даже не сидел – как я поняла, суда не было (на самом деле суд был и приговорил подсудимого к 4,5 годам). Просто согласился идти на "СВО", и ему все простили. Хочешь от ревности жену кипятком обливать? Пожалуйста. Ножом кидаться на неё? Да ради Бога! Он из-за этого должен был сесть в тюрьму, а пошел на СВО! – возмущается Наталья. – А знаете, кто больше всего этому рад? Облитая кипятком жена! Она до сих пор трещит, что "будет его ждать". Празднует кожаную свадьбу. Ну мне-то до этого нет дела. А вот до того, что его выпустили, а с войны он мог обратно к нам вернуться – от этого не по себе. Ну, видите, как получилось. Нашел кого расстрелять раньше, чем добрался до жены и соседей.
О том, почему ждать мужа с войны пострадавшая жена предпочитает не в Барабаше, а во Владивостоке, жители хорошо понимают.
– Начнем с того, что из развлечений у нас только баня и центр досуга, – говорит жительница Барабаша Ольга. – Шутка. И баня, и ДК стоят заброшенные, окон нет, дверей нет. Ну, школа есть, детсад, библиотека, лесопилок несколько, охотхозяйств. Совхоз лет десять назад закрыли. Раньше мы коров разводили, пасеки были, сейчас все заглохло. Молодежь, понятно, не задерживается. В основном бегут во Владивосток. "Всего" 300 километров от нас.
После нескольких отсидок, видимо, в жизни у Максима началась светлая полоса. Он женился на женщине старше него (он – 1991, она – 1979 года рождения). В аккаунтах в "Одноклассниках" и его, и его супруги много фотографий, на которых они целуются и обнимаются.
Максим по крайней мере пытался заняться сельским хозяйством. В "Одноклассниках" ставил "классы" постам о тракторах и комбайнах, фотографировался с лошадьми и коровами.
Но семейно-фермерская идиллия закончилась: напился, приревновал жену, чуть не убил её. Оказался за решеткой, поехал на фронт, убил сослуживцев.
Легкая умственная отсталость
Сибирь.Реалии нашли в открытом доступе один из приговоров Федорченко. В 2016 году его осудили за кражу со взломом. Проникнув в дом соседки, он украл крупы, картофель, соль, сахар, сухое молоко, консервы и "бутылку водки производства КНР", "на общую сумму 876 рублей".
"По соседству с ним в [...], во второй половине дома живет соседка [...], которой он иногда привозит дрова, за что та дает продукты питания и спиртное, утром соседка уехала в Китай, а вечером того же дня он решил проникнуть в дом [...] с целью хищения продуктов питания и ценных вещей, так как дома продуктов совсем не было.
Дверь соседки была заперта на навесной замок китайский плохого качества, он его дернул, замок открылся. [...] Сложил похищенные продукты и унес к себе домой, входную дверь закрыл на тот же навесной замок, без ключа, общий порядок в квартире не нарушал; этой же ночью часть из похищенных продуктов съел, продукты употреблял в течение следующего дня, оставшиеся продукты были изъяты сотрудниками полиции, о краже никому не рассказывал, [...] не разрешала ему проникать в жилище и пользоваться её продуктами питания. Он раскаивается в содеянном", – описывается в приговоре.
Там же указан диагноз Федорченко: "Согласно заключению судебно-психиатрической комиссии экспертов [...] страдает легкой умственной отсталостью с минимальными поведенческими нарушениями, обусловленной неуточненными причинами. В период времени, относящийся к инкриминируемому ему деянию, он мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается".
За кражу круп и водки в 2016 году Федорченко назначили два года лишения свободы. Достаточно жёсткий приговор судья мотивировал опасным рецидивом преступления: на момент суда Максим пробыл на свободе около года. В тексте приговора указано, что он освободился в 2015 году, отбыв срок за некое тяжкое уголовное преступление.
Автомат давать опасно
– Диагноз Максима Федорченко, а именно "легкая умственная отсталость без существенных отклонений в поведении", иначе называющаяся дебильностью, сам по себе не создает предпосылок для агрессивного поведения, – прокомментировал ситуацию психолог/специалист антивоенного проекта психологической помощи Without Prejudice. – Страдающий таким расстройством человек испытывает сложности в выстраивании логических последовательностей или причинно-следственных связей, поэтому он может совершать действия, предположить последствия которых не в силах. К сожалению, в некоторых случаях такие действия могут носить разрушительный характер. В данном случае важно то, что уже имевшаяся у Максима судимость была связана с нанесением тяжких телесных повреждений близкому человеку – жене. Склонность к насилию как таковая не связана с умственной отсталостью, но может являться следствием других аспектов его психики (например, антисоциального или пограничного расстройства личности), которое могло ранее не попадать в поле зрения специалистов (или быть ими проигнорировано). Вместе с тем, даже известного факта о диагнозе дебильность достаточно, чтобы утверждать недопустимость ситуации, когда огнестрельное оружие оказывается в руках человека, не способного в полной мере оценить масштаб последствий его применения. Склонность к насилию, которую он демонстрировал ранее, лишь усугубляет неприемлемость подобного решения.
Два юриста, работающие в России, объяснили Сибирь.Реалии, что такие люди, как Максим Федорченко, при постановке на воинский учет получают категорию "В" – ограниченно годных к воинской службе. Они могут быть призваны лишь по мобилизации. В армии они могут заниматься работами, не связанными с выполнением боевых задач с оружием в руках, но на войне с Украиной в ВС РФ это игнорируется.
– В советское время категория годности "В" называлась "годен к нестроевой службе", а теперь нет такого, каждый командир сам решает, годен у него солдат к строевой или нестроевой с категорией "В", – говорит один из юристов.
Представитель проекта помощи людям, старающимся избежать призыва в ВС РФ "Идите лесом", Иван Чувиляев рассказал Сибирь.Реалии, что расстрелы сослуживцев в том числе могут быть следствием постоянного стресса.
– Недавно мы публиковали историю контрактника, в которого в учебке смеху ради кидались гранатами. Мы знаем много кейсов, когда в частях насилие проявляют по любому поводу. Классический прием – стреляют у уха. Насилие применяется ко всем и всегда, никакого другого метода коммуникации [в российских войсках на фронте] не существует, – резюмирует он.
Летом стало известно о задержании 29-летнего Алексея Журавлева, открывшего стрельбу в белгородской Козинке, его задержали в Грайворонском районе области. Ранее сообщалось, что контрактник расстрелял троих сослуживцев: двое погибли, один получил ранения. Тг-каналы писали, что поводом стало то, что мужчина не хотел воевать и якобы не видел для себя другого выхода. По данным Baza, мотивом убийства могла быть месть сослуживцам за унижения.
4 мая в Донецкой области 57-летний младший сержант Юрий Галушко расстрелял шестерых военнослужащих артиллерийского дивизиона и скрылся с места преступления с автоматом и боекомплектом, следует из распространенной СМИ ориентировки. По данным Baza, Галушко завербовали на фронт в феврале 2024 года из исправительной колонии.
18 апреля неподалеку от оккупированного запорожского села Заря обнаружили труп 56-летнего военного Александра Овчинникова, пишет ASTRA. Ранее он был судим за причинение тяжкого вреда здоровью, уклонение от уплаты алиментов и вождение в пьяном виде. Овчинникова нашли с огнестрельным ранением в груди. Позже силовики задержали подозреваемого в убийстве. Им оказался рядовой в/ч 63354 Анатолий Горячев, судимый как минимум по 20 статьям УК РФ, в том числе – за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийства, истязания, незаконное хранение оружия, хищение боеприпасов, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов, оскорбление и применение насилия в отношении представителя власти, подделку документов, незаконное проникновение в жилище, угрозы убийством.