"Заботливыми детскими руками". Школьники шьют одежду для мобилизованных

В городе Лабытнанги ученики школы №3 шьют одежду для местных мобилизованных. Акция получила название "Тепло наших рук". Авторы и инициаторы проекта утверждают, что делают они это добровольно, без указаний от властей.

15 учеников шестых-десятых классов местной школы №3 после уроков шьют балаклавы и теплые кофты для мобилизованных. 31 октября мэр Лабытнанги Марина Трескова опубликовала пост, в котором рассказала, что "заботливыми детскими руками" уже "изготовлено семь комплектов одежды, в планах увеличить объем в три раза".

– Это была моя идея, у меня много шьющих девочек, – рассказывает Сибирь.Реалии учитель технологии школы №3 Снежана Канашова. – Я увидела новостную передачу, что по всей России активизировались рукодельницы. Я подумала: а почему нам бы это не сделать?

Спонсором акции, по словам Канашовой, стала бизнесмен из Санкт-Петербурга и мать одного из учеников Наталья Ковалева, которая раньше жила в Лабытнанги.

Наталья Ковалёва учредитель и глава местной компании "Форас". Ее чистая прибыль на конец 2021 года составила 33,7 миллиона рублей, следует из данных "Контур Фокуса". В октябре 2022 года Ковалёва открыла еще одну фирму с похожим названием – "Форас-Групп", но уже в Ленинградской области.


– Она выделила около 25 тысяч рублей на флисовую ткань для балаклав и кофт. Как только нам перечислили деньги, мы приступили к работе, самостоятельно сделали выкройки, – объясняет Снежана Канашова. – Мы решили сделать 30 комплектов, потому что я видела новости, что из Лабытнанги мобилизовали именно столько человек.

Школьники добровольно участвуют в проекте?

– Совершенно добровольно. Никакой "принудиловки" нет, это чисто желание детей. Мне никто не говорил "может быть, вы бы сшили". Никакой разнарядки со стороны руководства даже близко не было. Для детей это только плюс: они совершенствуют навыки шитья. Еще мы хотим [в комплект одежды] положить сладкий пряник, нарисовать открыточку. Это не просто какая-то гуманитарная помощь, а конкретно сделано руками детей.

У нас есть отделение "Единой России", они собирают гуманитарные посылки. Хотелось бы адресно каждому мобилизованному передать посылку, но уже известно, что их отправили в разные регионы.

– Не кажется ли вам, что обеспечением военных должно заниматься государство, которое получает налоги от граждан, а не сами граждане?

– Думаю, если бы в городе была фабрика по пошиву одежду, то они бы присоединились к этой акции. Я привыкла иметь активную жизненную позицию: считаю, что если могу, то я все для этого сделаю. Это чисто добровольное дело.

Да, страна должна, но если такая ситуация неожиданная – не могут же все фабрики по одежде переквалифицироваться.

А как вы вообще относитесь к мобилизации?

– Мне задавали этот вопрос: "У вас что, кто-то ушел?" Нет, мои родственники не ушли, но ушли друзья, коллеги мужа. К мужу и сыну не приходила повестка, они пока с семьей.

Как я отношусь? Как муж говорит: если Родина скажет, значит, пойдем. Я тоже такого мнения: никто уклоняться не будет. Конечно, больно, тяжело, но что делать, если такая ситуация в стране.

У меня есть родственники на Украине, они с нами общаются. Мы тему [войны] не затрагиваем, просто узнаем, как здоровье, как дети. Нет такого, что нас врагами считают.

– ​Вам не кажется, что детей подобными инициативами и так называемыми "Разговорами о важном" вовлекают в политику?

– Нет, не кажется. А на "Разговорах о важном" говорится о России, о патриотизме, об истории. Это даже не политинформация, а больше обсуждение каких-то вопросов исторических или из области обществознания. На уроках больше говорят о патриотическом воспитании, чем о войне, – говорит Канашова.

Снежана Канашова

Смотри также Что учителя и родители думают про "Разговоры о важном"

Где еще в России учащиеся шьют одежду для военных

В школе №4 города Собинки (Владимирская область) учащиеся шьют балаклавы на уроках технологии и "занятиях внеурочной деятельности". Об этом сообщила сама администрация учреждения.

В Самарской области учащиеся школы №4 из поселка Безенчук также занимаются пошивом балаклав. В середине октября школа из посёлка Октябрьский в Ростовской области отчиталась о 190 сшитых отличительных повязках "свой-чужой".

К шитью балаклав, термобелья и Z-шевронов также привлекают студентов колледжей, обратила внимание DOXA. Фотографии с учащимися публикуются в соцсетях с хештегом "Шьем для наших".

В Бурятии студенты конструкторского бюро "Силуэт" и сотрудники ВСГУТУ сшили маскировочный костюм для снайперов. Спонсорами выступили военный корреспондент Александр Гармаев и волонтеры дацанов республики.

Прокремлевское движение "Мы вместе" 22 октября отчиталось о том, что к шитью экипировки для военных привлечены студенты 143 колледжей из 192.

Смотри также "В кредиты влезать или почку продать". Как родные мобилизованных собирают их на войну

Как оценивает подобные школьные инициативы "Альянс учителей"

Член профсоюза "Альянс учителей" Хельга Пирогова в разговоре с Сибирь.Реалии оценила такие акции в школах как "абсолютно пропагандистскую историю, которая вовлекает во взрослую политическую деятельность детей, против закона об образовании".

– Дети шьют одежду для мобилизованных солдат, и со стороны может показаться что ничего в этом страшного нет, такая помощь, поддержка и воспитание каких-то качеств положительных, но нужно понимать, что это всё проходит на фоне абсолютно агрессивной военизированной повестки. Подобное, во-первых, является эксплуатацией детского труда, во-вторых, нормализует в детском сознании происходящее в целом со страной, делает их причастными к этому, – отмечает Пирогова.

Смотри также "С чего начинается родина?" И почему она заканчивается "спецоперацией"