Родители погибшего на войне в Украине 20-летнего Андрея Федорова из Красноярского края пытаются вернуть из армии младшего сына после того, как похоронили старшего. Военные им отказывают.
Андрей Федоров из города Заозерный Рыбинского района Красноярского края подписал контракт всего через три месяца срочной службы. Родители отговаривали от контракта, но безуспешно: знакомые считают, что это решение он принял, так как не видел других вариантов устроиться в жизни. В феврале его увезли в Беларусь на "учения", а после в Украину. Вместе с Андреем погиб его друг Александр.
"Мы с отцом уговаривали его вернуться"
Андрею было 20 лет, очередной день рождения он должен был отметить в сентябре. О гибели молодого солдата стало известно из публикаций в соцсетях города Заозерный. Позже родители Андрея подтвердили эту информацию. Никаких официальных сообщений в газетах или на местных сайтах власти не делали.
– Сын окончил девять классов в Саянской школе, потом поступил в техникум в Заозерном. Выучился на мастера отделочных работ. Сразу после техникума его призвали в армию, в 2020-м. И буквально через три месяца срочной службы он подписал контракт. Сразу на три года! – говорит Дмитрий Федоров, отец погибшего. – Мы пытались его отговорить, но куда там. Прощание прошло в доме культуры в Усть-Кандыге – деревня в 50 километрах от Заозерного.
Мать Андрея говорит, что накануне 24 февраля Андрей звонил домой и рассказал, что его отправляют в Беларусь.
– Позже оказалось, что он в Украине, участвует в спецоперации. Он после редко, но выходил на связь. Мы с отцом уговаривали его вернуться, но он не соглашался. Да и не поговорить там толком-то, – говорит Алена Федорова.
Дмитрий согласно кивает – после начала войны сын выходил на связь только с незнакомых номеров и очень ненадолго.
– Очень редко звонил по ватсапу, всегда с незнакомых номеров. Быстро спрашивал, все ли дома здоровы. О себе ничего не рассказывал. Разговором это трудно назвать, – говорит Федоров-старший.
О смерти сына Федоровым сообщили через несколько дней после его гибели.
– 25 апреля меня набрали из военкомата и говорят: "Мы не знаем, как вам сказать. Ваш сын погиб", – вспоминает Алена. – Погиб он, получается, 18 апреля, а сообщили нам 25-го. Когда позвонил военком, я была на работе. Там и села. Потом уже дошла до военкомата, пытались узнать, как погиб. Сказали, телесно-осколочные ранения. Больше ничего. Цинковый гроб. Лицо сына через стекло только видели, – рассказывает Федорова.
Смотри также "Хотелось понять, почему он погиб". Отец поехал на войну после гибели сына"Таз развернуло на 180 градусов"
На запрос об обстоятельствах гибели солдата в военкомат Рыбинского района ответили, что все вопросы следует адресовать комиссариату Зеленогорска, так как Федоров призывался оттуда. В зеленогорском комиссариате отказались ответить на вопросы редакции по телефону, а на предложение направить редакционный запрос на почту ответили, что "электронной почты у военкомата нет". В военкомате Красноярского края отказ комментировать объяснили иначе, посоветовав все вопросы "по погибшим на спецоперации" адресовать в Министерство обороны.
Подробности гибели Федорова оказались известны родственникам его друга, Александра Мумбера, который погиб одновременно с ним. Александру было 19, родом он из села Половинкино Рубцовского района Алтайского края.
– Андрей – друг моего племянника Саши. Он тоже погиб 18-го числа. Они жили в одной квартире и погибли в один день, – говорит тетя Мумбера Евгения Дорофеева. – У племянника осколочное ранение с термическим ожогом, а у Андрея ранение в спину такое, что аж таз развернуло на 180 градусов. Мальчик, которого ранило в то же время, рассказывал, что их засекли с беспилотника, когда они расставляли минометки. Сказал, начался обстрел из градов – тогда все и произошло.
По словам Евгении, ее племянник "всегда хотел быть военным". Родные погибших не исключают, что друг уговорил Андрея "на контракт", но их общие приятели считают иначе.
– Работы, чтоб молодым сразу хорошо платили, в Заозерном нет. Тут всего 9 тысяч жителей. Это надо в Красноярск перебираться, двести километров почти. Но и там не факт, что найдешь. Тем более мастер-отделочник – ну что это за образование? Тут пахать надо. А в армии социалка, гарантии. Ну, так все рассуждали раньше. Мне повезло – у отца свой бизнес, я после училища сразу туда. А ребята сами крутились, – говорит бывший сокурсник Андрея Игорь К.
Сейчас Федоровы добиваются возвращения из армии своего младшего сына, 19-летнего Евгения. Несмотря на то что он сейчас находится в Алтайском крае и контракт не подписывал, у родных есть опасения, что его отправят в Украину.
– Женю отпустили на похороны брата, а потом ему пришлось вернуться в часть. Я добиваюсь, чтобы его комиссовали. Все-таки смерть брата, мало ли чего в голову взбредет, у него состояние не очень. В военкомат приносили документы о смерти старшего, но там нам отказали, – говорит Дмитрий.