"Его каждый раз отпускали". Сотрудник МЧС убил жену, которая регулярно жаловалась на него в полицию

Айнур

Тела 39-летнего пожарного-спасателя одной из частей ГУ МЧС по Омской области и его бывшей 33-летней жены родственники погибшей нашли 26 января в частном доме Омска, где она жила с маленькими детьми. Следователи омского СК подтвердили редакции, что основная версия: сотрудник МЧС зарезал жену, а потом – себя. Подруги и друзья убитой говорят, что Айнур регулярно заявляла в МВД на угрозы и насилие со стороны бывшего мужа. По словам одной из ее подруг, около полугода назад Айнур заставили переписать заявление о побоях, преуменьшив нанесенный ей вред.

Командир знал о пьянстве подчиненного

Сотрудники Следственного комитета подтвердили слова соседей и подруг убитой – в конце января утром Асылбек пришел к дому экс-жены по улице Блусевич, где она жила после развода с двумя детьми, дождался, пока дочь и сын уйдут в школу, а после вошел в дом. Там они с экс-женой поссорились, он схватил нож и нанес ей смертельные раны, а затем покончил с собой.

Дом, в котором произошло убийство Айнур

– Это частный дом, как и весь этот район в поселке Привокзальный. Он такой, межнациональный, считается, что тут больше всего мигрантов проживает. Айнур жила в доме №48. Там ее и нашли. Там такие раны в живот – она и не могла выжить, даже если б скорая доехала, – рассказывает соседка убитой Марина П. – Вообще семья давно – лет пять – тут жила, но в последний год они с Асылбеком разошлись из-за его пьянства. Дети остались с ней. В тот день, слава богу, они уже ушли в школу. А Бек опять пришел, он часто приходил к бывшей жене, часто пьяный. Пытался помириться. Их нашли лежащими в обнимку, он целовал ее, уже убитую в щеку. Такой ужас!

Айнур и Асылбек

По словам другой соседки Натальи Сапыкиной, пьяным муж постоянно бил Айнур, она вызывала полицию, писала заявления, но через несколько дней муж возвращался домой.

– Айнур была очень порядочная, вежливая, отзывчивая. Последнее время мыла полы в техникуме и местной школе, потому что на полный день не могла устроиться – детей не с кем было оставить после школы. С Асылбеком они разошлись, когда он стал не просто регулярно выпивать, а поднимать руку. Он ей не то чтобы не помогал совсем, он ее продолжал бить даже после развода, на который она решилась прошлым летом. Когда начинались побои, она вызывала полицию, не всегда, но иногда его даже забирали. Она всегда писала заявление. Но его каждый раз отпускали, я не помню, чтобы хотя бы штраф назначили, – рассказала соседка.

По словам подруги Айнур Алены Кантор, когда в предпоследний раз Асылбек напал на бывшую жену с ножом, в полиции ее заставили переписать заявление.

– Когда он нападал на нее уже с ножом, и она опять вызвала полицию, приехал его начальник, и вот они на пару с сотрудником уговорили ее переписать заявление – написать, что ножа не было! Обещали, мол, с ним разберутся на работе, переведут в район подальше, и он не будет их так часто "навещать". Ей в красках расписали, что будет, если заведут уголовную статью о побоях, а потом "вдруг" докажут, что она говорит неправду. Что ей пришьют лжесвидетельство. И что надо переквалифицировать ее на административку, тогда и "проблем не будет", – рассказала Алена.

Смотри также "Казались идеальной парой". Бывший чиновник полгода скрывал убийство жены

Эту информацию подтвердили обе соседки Айнур, отметив, что та потом очень жалела о том, что поддалась на угрозы и убрала из заявления упоминание об оружии.

– Она говорила, что Бек стал поднимать руку и на детей тоже. Что раз от раза бил сильнее, опаснее. Она очень боялась за детей. Я не понимаю, почему не пишут правду о том, что Айнур обращалась не только в органы всевозможные, что даже начальнику мужа жаловалась, да все были в курсе – даже на работе, в школе, где она убирала, директор и все знали, что он устроил им такую жизнь, ее можно сравнить только с адом. Он детей пугал сильно – они его не пускали в дом, так он выбивал окна и двери, но в дом попадал, там устраивал погром с криками. Вы думаете, она просто так его впустила в тот день, что ли? Она жила меж двух огней: с другой стороны, говорила, что если выполнят угрозы и ее посадят якобы за лжесвидетельствование (эти угрозы она всерьез восприняла), детям придется еще хуже. Сейчас мальчик и девочка у тети, она пытается оформить опеку. Если откажут – дети будут в детдоме. И понятно, что в итоге оказалось хуже, – говорит Марина П. – С другой стороны, даже если бы дело завели – разве его посадили бы? Сейчас за "домашнее" насилие не сажают ведь? Это же не пост "ВКонтакте"!

Погибшая часто заявляла на мужа в полицию

Алкоголизм Асылбека подтвердили и его сослуживцы. Сотрудник пожарной части, в которой он работал, на условиях анонимности подтвердил редакции, что погибший "выпивал очень часто".

– Он же мусульманин, но был прямо алкоголиком – мы поначалу удивлялись, потом перестали. Очень часто выпивал, и с перегаром на работу приходил. Или, бывало, пьяным после смены нам названивал. Нет, по самой работе к нему претензий не было, я, по крайней мере, не слышал о таком, – сообщил сотрудник ведомства.

В ГУ МЧС подтвердили, что погибший работал пожарным-спасателем в части города Омска, но отказались прокомментировать жалобы на его пьянство или избиения в семье. Начальник части от комментария также отказался.

Коллеги погибшего сообщили, что пожарный даже участвовал в спортивных соревнованиях, например в отборочном этапе "Открытых Московских парадельфийских игр "ВоИн Спорт 2015" среди ветеранов боевых действий. В каких именно боевых действиях он участвовал, прокомментировать в ведомстве также отказались.

В СК по региону заявили, что слова свидетелей и родственников убитой о том, что она неоднократно жаловалась в полицию на угрозы и нападение мужа с ножом, пока не подтверждены, но "проверяются".

В прокуратуре Омской области заявили, что расследование убийств "взяли на контроль".

Больше 60% женщин убивают в семье

По подсчетам участников проекта Консорциума женских неправительственных объединений, опубликованных в 2021 году, почти две трети (61%) женщин, убитых в России в 2018 году, оказались жертвами домашнего насилия, но официально МВД заявляет цифры в 20(!) раз меньше.

Авторы проекта проанализировали приговоры российских судов за весь год по статьям об убийстве, об убийстве в состоянии аффекта и об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего. Предварительно участники проекта вручную промаркировали более 500 приговоров, выделив из них случаи, где погибали жертвы домашнего насилия. На основе этой маркировки программа научилась сама сортировать приговоры и затем проанализировала более двух тысяч дел, возбужденных по преступлениям против женщин.

Смотри также "Заявляла в полицию – не помогло". Житель Канска убил свою семью и себя

В итоге было установлено, что 61% от общего числа убитых женщин в том году погибли от рук партнеров или родственников. Если исходить из данных Росстата о том, что за 2018 год в стране убили 8300 женщин, жертвами домашнего насилия за год стали около пяти тысяч человек. Эти данные в 20 раз превышают статистику полиции о жертвах домашнего насилия. По версии МВД, за 2018 год во время семейно-бытовых конфликтов погибли только 253 женщины.

Авторы проекта также установили, что на жертв домашнего насилия приходится почти каждое пятое убийство в России. Это в 15 раз больше, чем считают в МВД (1,2%). При этом данные Консорциума (61%) совпали со средним мировым уровнем домашнего насилия, приведенными ООН (58%).

Правозащитники уверены, что без ввода уголовной ответственности за домашнее насилие, а также без мер по защите жертв количество подобных преступлений в России продолжит расти.

Мари Давтян

– Домашнее насилие – это систематическое явление. Это значит, что домашние тираны не останавливаются на одном акте насилия – они делают это систематически. Издевательства становятся все более жестокими, а периоды "затишья" – все более короткими, – говорит руководитель центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских неправительственных объединений, адвокат Мари Давтян (занимается проблемой свыше 10 лет; входила в рабочую группу по разработке законопроекта "О профилактике семейно-бытового насилия в РФ"). – Пострадавшие от домашнего насилия люди живут в постоянном страхе за безопасность – свою и родных. Ведь агрессору хорошо известно, где работает или учится жертва, где живут ее родные и друзья, у которых она может прятаться.

Нередко бытовые агрессоры начинают преследовать жертву, когда та решает разорвать отношения. Для решения проблемы нужно вводить охранные ордера для жертв плюс протоколы оценки рисков повторения насилия для сотрудников полиции вместе со спецобучением полиции. А также спецпрограммы для самих агрессоров. На законопроекты, предложенные Госдуме РФ, были отклонены. Почему? Потому что такой закон "не вписывается" в консервативную повестку, которую Россия активно продвигает на национальном и международном уровне, – считает Мари Давтян.

Россия является единственной из стран – членов Совета Европы, где не принят закон против домашнего насилия. В феврале 2017 года Владимир Путин подписал закон о декриминализации побоев в семье, разработанный сенатором Еленой Мизулиной. Побои в "отношении близких лиц" перевели из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения – в том случае, если насилие было совершено впервые.

После этого, по данным правозащитников, количество жалоб на домашнее насилие только увеличилось. К примеру, по статистике уполномоченной по правам человека Татьяны Москальковой за апрель 2021 года, число жалоб на домашнее насилие в России выросло в 2,5 раза (с 6054 до 13 тысяч обращений). Омбудсмен тогда назвала ситуацию "достаточно неоптимистичной".

За последние десять лет законопроекты о профилактике домашнего насилия вносились в Госдуму более 40 раз, но не прошли ни одного чтения.​