"Профанация и трата времени". Что учителя и родители думают про "Разговоры о важном"

Урок "Разговор о важном" в Калининграде, 1 сентября 2022 года

С 5 сентября в российских школах появились новые факультативные уроки "Разговоры о важном". Как правило, они проводятся первым уроком по понедельникам.

На них, согласно официальным методичкам, классные руководители должны рассказывать о важности патриотизма, защиты Родины, а иногда – об Украине и "коллективном Западе".

В сценарии урока 12 сентября "Наша Россия – Родина моя" была глава под названием "Патриотизм и специальная военная операция". Через несколько дней, после возмущения родителей и учителей, она исчезла из методических рекомендаций.

Многие родители отказываются от посещения этих уроков детьми (это не запрещено, так как занятия факультативные), а учителя не всегда понимают, о чем они должны рассказывать. В Минпросвещения же настаивают на "обязательности посещения".

Уже известно о том, что не все педагоги получают выплаты за дополнительную нагрузку, а администрации образовательных учреждений не принимают заявления родителей об отказе от уроков.

Помимо "Разговоров о важном", в школах по понедельникам ввели ритуал поднятия флага России и исполнения государственного гимна.

Сибирь.Реалии попросили своих читателей рассказать о том, как "уроки патриотизма" проходят в их школах. Редакция публикует подборку анонимных ответов из анкеты (вы можете заполнить ее по этой ссылке).

Республика Хакасия, учитель начальных классов

– У нас нет обязательств рассказывать о "величии" России. Я рассказываю о малой родине, о месте, где мы родились и живём. Мне уроки не мешают, непосредственно "разговору о важном" я уделяю 10-15 минут, остальное время посвящено другим школьным делам.

За этот урок нет оплаты. Директор сказал, что это входит в "ваш функционал как классных руководителей, и уже оплачивается доплатой за руководство.

Алтайский край, село, учитель

– Это рутинное мероприятие, которое особо никого не волнует. Уроки проводим, потому что очередная обязаловка. Я решила для себя, что ни о какой "СВО" говорить с детьми не буду. Просто патриотический урок и все. Если дети сами захотят обсудить эту тему, не буду их принуждать к какой-то точке зрения.

Я не считаю уроки необходимыми. Более того, помню по своему детству, что патриотизм, вмененный в обязаловку подросткам, вызывает только отторжение.

Южно-Сахалинск, учитель

– Я лично не провожу такие уроки, но коллеги ведут. О чем говорят там, никто не проверяет. Администрация выполняет все требования, присланные сверху.

По форме я считаю уроки необходимыми — с детьми нужно говорить о важных вещах. По содержанию — нет. Детям было бы полезнее поговорить о депрессии, выгорании, половом просвещении, чем о всякой бесполезной ерунде.

Кемеровская область, город Тайга, учитель среднего звена

– Я классный руководитель шестого класса. Считаю, что ["Разговоры о важном"] – это полная профанация, лицемерие и трата времени и ресурсов.

На уроке мы говорили о том, что такое Родина, малая Родина, говорили о том, что у нас прекрасная природа и ее нужно беречь, а патриотизм это забота о людях.

После я предложила детям написать о том, что им действительно важно, и пообещала, что об этом мы будем говорить. БОльшую часть урока мы посвятили решению организационных моментов нового учебного года.

Официально отказаться от этих уроков нельзя, да и никто кроме меня не видит в этом проблемы. [Другие педагоги] активно используют предлагаемые методические материалы, либо рассказывают истории своей молодости о том, как хорошо было в Советском Союзе, когда "нас все боялись".

Четверо из десяти опрошенных Сибирь.Реалии учителей рассказали, что не получают выплаты за "Разговоры о важном".


Омск, родитель

– В школе говорят, что это обязательно для посещения. Мы не пытались отказаться.

Старшим на первом уроке рассказывали про трагедию в Беслане. Младшей – просто о дне знаний и важности их. На втором уроке – тоже о чем-то нейтральном. На собрании классная руководительница пообещала пропаганду не продвигать (сказала завуалировано, конечно, но смысл такой).

Патриотизм и "важное" не такими способами прививаются. Думаю то, как оно есть в нашей школе, это просто бесполезное времяпрепровождение.

Тюменская область, Тобольск, родитель третьеклассника

– Дочь сказала, что урок был не про "СВО" и патриотизм, а на отвлечённые темы, поэтому она хочет на них ходить. Они решали викторины по математике, русскому и другим предметам. Но заявление [об отказе] на всякий случай у меня под рукой. Если что-то нам с дочкой не понравится, принесёт заявление директору, чтобы её освободили.

Во время гимна и флага (он предпоследним уроком) дочка остаётся в классе, учительница и без моего вмешательства разрешила ей не ходить – во время первого такого собрания дочь не пела гимн, а стояла, сжав губы, а потом расплакалась.

Меня эти уроки тревожат, поэтому лучше бы их не было. Но, надеюсь, что они и дальше не будут касаться болезненной для нас темы.

Кемерово, родитель второклассника

– Эти уроки – однозначно пропаганда с ранних лет. Их точно нужно отменить. Ребёнок говорит, что этот урок ему неинтересен.

Пока все довольно "лайтово": никаких историй о "спецоперациях" и "плохих украинцах" нет, рассказывают о старой школе, как раньше было трудно учиться, что школа была привилегией богатых, что осенью учиться было некогда, так как собирали урожай. Посмотрим, что будет дальше.

На родительском собрании раздавали бланки, в которых нужно было выбрать занятия по внеурочке, которые будет посещать ребёнок, и устно сказали, что этот предмет является обязательным к посещению. Вся внеурочная деятельность проходит перед или после уроков. Этот же предмет стоит первым в понедельник в основное время.

Если вы что-то знаете и готовы рассказать о пропаганде патриотизма в школах и других образовательных учреждениях, свяжитесь с нами с помощью формы обратной связи: sibreal.org/contact-us.

  • Пишите нам на почту: sibir.realii@rferl.org
  • Или оставьте сообщение по телефону: +420 221-122-111 (4125)