Мэр Москвы Сергей Собянин утром 30 мая сообщил об атаке беспилотников на Москву и "незначительных повреждениях" нескольких домов. Телеграм-каналы сообщают о 25 беспилотниках, которые летели на сверхмалой высоте и зацепились за деревья и провода. На подлете к Москве были сбиты четыре дрона, в Подмосковье – более 10.
Киев в ночь на 30 мая также атаковали дроны. Сирены воздушной тревоги звучали три часа подряд. В Воздушных силах Украины сообщили, что российские военные выпустили 31 дрон-камикадзе, 29 удалось сбить. Но из-за падения обломков разрушения зафиксированы буквально по всему Киеву.
Об атаках беспилотников по Москве и Киеву рассказал "Настоящему Времени" эксперт по авиации Валерий Романенко.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Вы в Киеве. Вам сегодня поспать удалось?
– Я вообще-то мало обращаю на это внимание, привык. Все-таки я в Киеве безвыездно с начала войны. Но сегодня четко слышал звук "Шахеда" – он летел как раз вдоль моего дома. Я удивился, думал, реально мотоцикл. В такое время у нас запрещены такие звуки. Потом взрыв. Но я не очень удивился.
– Сегодня появилось интервью жительницы Москвы, которая тоже рассказывает про точно такой же звук. Сегодня Москва атакована беспилотниками. Буданов обещал ответ на вчерашнюю атаку по Киеву, на продолжающиеся атаки. Сегодняшняя атака на Москву – это и есть этот ответ?
– Понимаете, россияне должны привыкнуть, что война задевает обе стороны. Это не избиение какой-то одной стороны. И у них сейчас начинается новая жизнь. Сейчас в Москву попало три-четыре беспилотника. Завтра их будет 50. Поэтому пусть привыкают. Война есть война.
– Вы можете высказывать какие-то предположения, если на Киев летят иранские беспилотники "Шахед", то какие полетели в сторону Москвы?
– Украинские "Шахеды" полетят. Тут четко видно, что беспилотник самолетного типа. "Укроборонпром" обещал беспилотник с дальностью 1000 километров и 75 килограммами взрывчатки на борту. Данные беспилотники явно несли меньший заряд, потому что при попадании 75 килограммов разрушения были бы намного больше. То есть это еще только разминка. Мы еще не начинали налеты беспилотниками.
– Это беспилотники, которые производит Украина?
– Наверняка производит Украина. Окончательная сборка сто процентов происходит в Украине, а вот крупноблочная сборка это или нет – это мы уже узнаем позже. Если это производится в странах-союзниках, а в Украине идет просто сборка – это тоже хороший вариант. Он тогда показывает, что у нас этих беспилотников будет бесконечное множество. То есть намного больший объем поставок, чем из Ирана получают "Шахедов". И многим русским военным объектам и некоторым городам, с которых, собственно, и начинается война, придется теперь ощутить все ее прелести.
– Глядя на сегодняшние кадры из Москвы, удивляет даже не массовость этой атаки – наверное, это логично было предполагать после заявления украинских политиков. Удивляет, как вообще беспилотники в принципе долетают до Москвы? Если это сравнение корректно, то Киев и Москва находятся на разном удалении от границ. От Беларуси до Киева совсем близко, а Москва находится в 700 километрах от границы с Украиной. Выходит, что эти беспилотники пролетели несколько российских регионов и их не заметила российская ПВО?
– ПВО такая штука – она не дает стопроцентной гарантии. Во-вторых, наши беспилотники очень долго разрабатывались. И кроме того, они сделаны не из деталей от стиральных машин. Сейчас мы имеем возможность получать лучшие комплектующие западного производства. Мы смогли сделать беспилотники, которые не реагируют на радиопротиводействие и летят на низкой высоте. Были сообщения, что высота такая, что некоторые попали в деревья. Хорошо, пусть они попали в деревья, но это говорит о том, что они на сверхмалой высоте проходят практически весь маршрут. Это не "Шахеды", которые все-таки летят на высоте 60 метров, хорошо видимы противовоздушной обороной, и серьезная часть их сбивается просто пулеметчиками и легкими артиллерийскими системами на джипах и грузовичках. Те беспилотники, которые летят, по ним ПВО работать крайне сложно из-за малой высоты полета, малого размера и, как я понимаю, малой отражающей поверхности.
– Телеграм-каналы пишут, что они врезались в деревья, очевидно, уже либо рядом с Москвой, либо в самой Москве. Как они могли пролететь на этой высоте 700 километров?
– Есть обещанная "Укроборонпромом" дальность 1000 километров, то есть у них осталось еще немножко топлива для того, чтобы хорошо горело после попадания. В принципе, основа западной противовоздушной обороны – это летающие радары. В России таких летающих радаров – раз, два и обчелся. Всего их около 12, один был поврежден. По идее, если бы они осуществляли патрулирование всей территории, то работа с беспилотниками была бы более эффективной. Хотя все зависит от оборудования. Но в России все больше на словах. Противовоздушная оборона показывает свою низкую эффективность, как и российская авиация, которая до сих пор не способна даже близко подлететь к линии боевого соприкосновения.
– Если честно, после всех заявлений российских чиновников мы в очередной раз видим, что Москва системами ПВО не защищена.
– Нет, почему, она защищена. Она достаточно надежно защищена. На крышах там стоят комплексы "Панцирь", которые при пуске ракет точно поразят верхние этажи близкостоящих зданий при полете беспилотников на низкой высоте. Но она защищена так, как все делается в России. Не в эфире произносить слова, как это делается. Угроза украинских ответных ударов реальна. И сегодня в этом можно было убедиться.
Что такое усиление противовоздушной обороны? Это надо еще снять с фронта огромное количество зенитно-ракетных систем и еще более плотно расставить вокруг Москвы. В принципе, нас устраивают оба варианта накануне наступления: и стягивать с фронта, и то, что никаких действий не предпринимать. И тот, и другой вариант нам на руку.
– Эти атаки влияют непосредственно на украинское контрнаступление? Это может быть подготовкой к нему?
– Если будут оттянуты зенитно-ракетные комплексы от фронта и фокус противовоздушной обороны будет перенесен на центральные районы России, это значит, что эти беспилотники обрушатся на ближние тылы российской армии. Оба варианта нас вполне устраивают.
– Вы тоже назвали эту атаку беспилотниками ответной. Но давайте поговорим про те атаки, которые совершала российская армия в течение последних дней. Три атаки за последние сутки. Объясните тактику: чего пытается добиться Россия, обстреливая Киев ракетами третий день подряд почти без перерывов?
– Тут к гадалке не ходить. Я посчитал, сколько за май месяц было выпущено ракет и "Шахедов": более 150 ракет, более 360 "Шахедов". Вместе 500 объектов. Цель – максимально ослабить украинскую противовоздушную оборону, заставить ее отстрелять все запасы ракет. Это основная цель. Если мы израсходуем все запасы ракет, например, к старым советским комплексам – была информация в американской утечке документов, что критические запасы по всем видам зенитно-ракетных комплексов, – тогда у российской авиации появится шанс оправдаться. Она тогда обычными дешевыми бомбами, которых осталось огромное количество, будет превращать все украинские города в Алеппо, в Бахмут – в сплошные руины. У российских мерзавцев-летчиков, которые охотно бомбят беззащитные города, будут развязаны руки.
Но тут опять, как говорится, происходит неудача. Мы сейчас активно получаем разные виды зенитно-ракетных комплексов с Запада. Расчет на то, что у нас закончатся ракеты, не оправдается.
– Это так быстро работает? И главное, выделены деньги? Готов ли Запад помогать этими снарядами для ПВО постоянно? Есть ли ограничения ресурсов у Запада в этом смысле?
– Давайте считать. Комплексы IRIS-T, Германия: два поставлено, третий на подходе, четвертый запланирован. Плюс немецкие официальные лица сказали, что еще четыре комплекса средней дальности точно нам поставят.
Комплексы IRIS-T малой дальности: 12. Все самоходные, для сопровождения войск во время наступления, то есть идти почти в боевых порядках наступающих войск либо прикрыть какие-то прифронтовые объекты, пока нет наступления.
Patriot – два получено. Европейский Patriot SAMP/T на подходе.
NASAMS – количество удваивается.
Комплексы малой дальности Avenger: 14 комплексов поставлено Украине.
Старый комплекс Hawk с бесконечным количеством ракет.
Канада объявила, что поставит 43 ракеты Sidewinder к истребителям – ракеты малой дальности, чудесное средство для уничтожения крылатых ракет. Наверняка они будут приспособлены к нашим истребителям, потому что у них тепловое наведение и радиолокационного сопровождения не нужно. Позапрошлый "Рамштайн" был чисто зенитно-ракетный.
– Если говорить про ресурсы производства именно ракет для ПВО, производятся ли они с той же скоростью, с которой сейчас их использует Украина?
– К NASAMS ракет AMRAAM было произведено сотни тысяч. И они у всех стран состоят на вооружении. А это ракета, которая используется как авиацией, так и зенитно-ракетным комплексом NASAMS.
IRIS-T производятся примерно с 2000 года. Ускорить их производство – только стартовый ускоритель добавить сюда. Базовая ракета имеется тоже в достаточном количестве, которая списывается с авиации, слегка переоборудуется и переводится в зенитно-ракетные комплексы.
К американским комплексам Patriot ракет бесконечное множество в Соединенных Штатах – более 1000 пусковых установок, соответствующее количество ракет к ним.
А Hawk – вообще более 20 тысяч ракет находятся на складах.
А доставка все это контейнерная, малогабаритная. Ракета – это не танк, там нет сосредоточенных масс. И к транспортному самолету больше вопрос объема, чем вопрос веса. Вмещается бесконечное множество этих ракет.
То есть мечты опять получаются бесплодными, сколько бы ни пытались нашу противовоздушную оборону вывести из строя.
Все больше и больше в оборону включаются мобильные группы, которые уничтожают "Шахеды", а иногда и крылатые ракеты переносными зенитно-ракетными комплексами, легкой артиллерией и пулеметами. Таких случаев тоже достаточно. По крайней мере, до 10 процентов уничтожается именно таким способом.
А Россия не вытянула обещанные объемы ударных ракет. Все рассчитывали, что будет как минимум в полтора раза повышение производства, а повышается производство по отдельным типам на 30, максимум на 40 процентов. То есть темпы расходования ракет намного ниже расчетных. Пополнение зенитными ракетными комплексами именно западного производства, к которым есть на складах огромное количество боеприпасов, идет достаточно интенсивно.
– Российских запасов ракет, наверное, пока хватает? Темпы производства не такие же, их нельзя сравнивать с западными темпами. Но пока ракеты есть?
– Конечно, есть. У России 10 бригад вооружены "Искандерами". А запас – порядка 160 ракет, если посчитать. Там с боезапасом стоит каждая вторая установка. Это показывает запас российских ракет.