Советский районный суд Улан-Удэ вернул на доследование уголовное дело по ч. 2 ст. 297 УК РФ (оскорбление судьи на процессе) в отношении бурятского оппозиционера Баира Нимаева из-за описки в обвинительном заключении. Об этом Сибирь.Реалии сообщила юристка и правозащитница Надежда Низовкина. Нимаев вину отрицает, говорит о предвзятости судьи и необъективности следствия.
По версии следствия, 11 марта 2020 года Нимаев во время судебного заседания, на котором рассматривалось административное дело оппозиционерки Натальи Филоновой, вербально оскорбил судью Советского районного суда Богданову. Основанием для возбуждения дела против Нимаева стали рапорты самой Богдановой, секретаря суда Гетмановой и судебного пристава Васильева.
"Если человек совершил уголовное преступление, его обязаны остановить, установить личность, опросить, составить протокол. Ничего этого не было. После судебного заседания по Наталье Филоновой я, как и все остальные, свободно вышел из здания суда. И только недели через две начались эти разборки", – сказал обвиняемый корреспонденту Сибирь.Реалии.
Нимаев рассказал, что оскорбительные слова, прозвучавшие на заседании, если кто-то и произнёс, то не он. В тот момент, когда эти слова прозвучали в зале, он находился в коридоре суда. По словам Нимаева, он выходил, когда объявили перерыв перед оглашением решения, не успел вовремя вернуться, и судебный пристав не пустил его в зал. Он вошёл туда, только когда решение уже огласили, чтобы забрать свои вещи.
Защитница Филоновой Надежда Низовкина рассказала, что в день заседания несколько человек в зале что-то сказали уже после того, как судья объявила об окончании слушания. Низовкина не помнит, чтобы в этот момент Нимаев находился в зале.
"В протоколе заседания по Филоновой не сказано ни про то, что Нимаев что-то говорил в адрес судьи Богдановой, ни про саму фразу, которая оскорбила судью, ни про то, что несколько человек в зале одновременно что-то говорили", – объясняет правозащитница.
Как рассказывает Низовкина, во время заседания по Филоновой сотрудники суда не производили видеосъёмку, вели только аудиозапись, на которой не зафиксированы реплики в зале после оглашения решения. К делу приобщена видеозапись заседания, сделанная наблюдателем, и размещённая на ютьюб-канале "Республика Бурятия". На самом канале запись удалена.
"Оператор You Tube-канала "Республика Бурятия" снимала судью, секретаря, полицейских, привлекаемое лицо и её защитника. Все слушатели и остальные участники сидели сзади снимавшей, а кто-то вообще отсутствовал на оглашении", – рассказывает Баир Нимаев, и уточняет, что на видеозаписи его нет.
Подтверждает это и Надежда Низовкина, смотревшая видеозапись. По её словам, на той записи слышно отдельные реплики, например, "Люстрация неизбежна!", но невозможно определить, кто что сказал. Кроме того, нет оснований утверждать, что эти реплики сказаны именно в адрес судьи. Возгласы из зала прозвучали после завершения заседания, это означает, что, даже если кто-то и оскорбил судью вербально, сделал он это уже не в ходе процесса – - это всего лишь административная статья 5.61 КоАП РФ об оскорблении любого частного лица.
В деле Нимаева три лингвистических экспертизы, последовательно проведённые Забайкальской лабораторией судебных экспертиз, экспертами Бурятского госуниверситета и Читинской лабораторией судебных экспертиз. При этом, как подчёркивает Низовкина, "БГУ не имеет статуса экспертного учреждения". Низовкина считает, что вторая и третья экспертизы были назначены потому, что первая, по сути, свидетельствовала о невиновности Нимаева. В последних экспертизах, по словам правозащитницы, даже не ставился вопрос, имеет ли отношение к судье фраза, якобы произнесённая Нимаевым.
Надежда Низовкина – юрист, неоднократно добивавшийся отмены штрафов и других наказаний для бурятских оппозиционеров, в том числе и для Баира Нимаева. Рассчитывала защищать его и в этот раз, однако следствие лишило её такой возможности, сделав свидетельницей по этому делу.
Как рассказал Нимаев, из свидетелей, которые могут подтвердить его невиновность, следователь опросил только Низовкину. Полицейские и судебные приставы дали показания против него. Слушатели, находившиеся в зале на том заседании, опрошены не были.
Дело слушается в том же Советском районном суде, где, по версии следствия, Нимаев оскорбил судью Богданову. Процесс ведёт судья Цыденова, которая, по словам Нимаева, много лет знакома с Богдановой и не может быть беспристрастной.
"Цыденова решила заработать баллы на этом процессе, чтобы, возможно, перейти на повышение в Верховный Суд Республики Бурятия, как это сделала судья Богданова, которую в мае 2020 года перевели в этот Верховный Суд", – считает обвиняемый.
Ходатайство Нимаева о переносе дела в другой суд отклонено, как и другие его ходатайства.
Основанием для возвращения дела на доследование стала ошибка в обвинительном заключении. Там сказано, что, оскорбив судью, Нимаев "нарушил порядок уголовного производства", а дело Филоновой, слушавшееся в тот день, было административным. По мнению Низовкиной, это только повод, а настоящее причина – активная позиция обвиняемого и самой Низовкиной в суде.
На заседании 11 марта 2020 года, в ходе которого Нимаев, по версии следствия, оскорбил судью, слушалось дело Натальи Филоновой, обвинённой в том, что 29 февраля 2020 года, в день памяти Бориса Немцова, она стала организатором массового пикетирования без подачи уведомления (ч. 2 ст. 20.2 КоАП) на площади Советов в Улан-Удэ. В тот день на площадь с одиночными пикетами вышли ещё несколько оппозиционеров. По словам защищавшей Филонову Надежды Низовкиной, это был не массовый пикет, а серия одиночных, не требующих согласования. Советский районный суд Улан-Удэ оштрафовал Наталью Филонову на 20 тыс. рублей.