"Страшно представить, что начнут делать!" В России собираются снова убивать бродячих животных

Раненая собака, архивное фото

Депутат Госдумы от партии "Новые люди" и экс-мэр Якутска Сардана Авксентьева в апреле внесла на имя председателя Думы сразу два похожих законопроекта о наделении регионов правом самостоятельно решать, как поступать с бездомными животными. Власти регионов при принятии любого из проектов смогут узаконить умерщвление животных. Зоозащитники запустили петицию против нового закона – за три недели ее подписали почти 80 тысяч человек.

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм.

"Чиновники выступают за убийства еще до принятия закона"

Сардана Авксентьева

Днем 21 апреля у здания Госдумы на Охотном Ряду полиция задержала исполнительного директора Альянса защитников животных Юрия Корецких. Всю неделю зоозащитники собирали там подписи под обращением к депутатам с требованием не принимать законы об "эвтаназии" животных. Через пару часов Корецких отпустили, но стойку для сбора обращений изъяли без каких-либо объяснений. За неделю активисты только в столице сумели собрать более 3200 подписей. На следующей неделе, обещают они, сбор будет продолжен.

Депутаты тем временем готовятся рассмотреть законопроекты, фактически легализующие убийства как домашних, так и бродячих животных. "3 апреля "идеальный мэр" Сардана Авксентьева внесла на рассмотрение Госдумы законопроект о праве регионов самостоятельно принимать законы о процедурах регулирования численности животных без владельцев, в случае если жители региона высказались за принятие такого закона в ходе референдума или опроса. Даже страшно подумать, какие методы расправы над животными выберут главы других регионов, если этот закон будет принят", – пишут авторы петиции.

Неделю спустя, 12 апреля проект практически аналогичного закона в Госдуму внесла уже целая группа депутатов, в числе которых также есть Авксентьева и министр природы РФ Дмитрий Кобылкин.

Оба законопроекта отменят положение принятого с величайшим трудом в конце 2018 года действующего закона, который запрещает "применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных".

Экоактивисты уверены, что принятие любого из этих двух проектов приведет к тому, что большинство губернаторов выберет узаконить эвтаназию бездомных животных. В том числе из-за того, что денег на исполнение закона о гуманном обращении с животными (ФЗ-498, согласно которому власти регионов и городов должны организовать ОСВВ – "отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск") в бюджетах регионов по-прежнему остро не хватает.

Серьезный недостаток федеральных бюджетных средств, по словам зоозащитников, усугубляет откровенный саботаж закона чиновниками на местах.

– Чиновники не строят муниципальные приюты, не поддерживают уже существующие волонтерские организации и не контролируют освоение средств, выделенных на программу ОСВВ, – говорит основательница приюта "Счастливый берег" с филиалом в Якутске предпринимательница из Липецка Ирина Кретова. – Главная причина этого ужаса, конечно, для всех российских регионов едина: недостаток финансирования по госконтрактам на отлов. Так как тендеры работают по схеме "кто предложит меньше", в итоге контракты заключаются на суммы просто смехотворные. Ну, не может стерилизация стоить 500 рублей. 2000 рублей – минимальная ее стоимость. В итоге по городу бегают собаки с разрезанным брюхом. Или собаки с клипсами (то есть те, что должны быть уже стерилизованы) продолжают щениться из-за недобросовестно проведенной или не проведенной вовсе процедуры стерилизации. У муниципальных подрядчиков другая беда: они не умеют обращаться с животными. Плюс за обеими категориями отловщиков по сути нет контроля. Да, формально приюты с отловленными животными проверяет ветконтроль, природоохранная прокуратура, но на деле им запретили "кошмарить бизнес" и они могут добиться проверки только в экстренных случаях.

Кадры из приюта под Иркутском

Как в Иркутской области, где из горе-приюта такого отловщика десятки трупов выгребали. При этом я не думаю, что нужно спускать всех собак на региональных чиновников – они звереют оттого, что у них нет на это денег.

Бездомная собака со вспоротой раной на животе от силка, Якутск, январь 2022 года

В итоге депутаты и чиновники, преимущественно сибирских и дальневосточных регионов, регулярно предлагают решать проблему бездомных собак их массовыми убийствами. Только с начала 2023 года российские чиновники и депутаты минимум пять раз озвучивали агрессивные призывы убивать бездомных собак.

В феврале приморские депутаты предложили предусмотреть в федеральном законодательстве возможность эвтаназии агрессивных безнадзорных животных. Содержание их в приютах депутаты назвали "необоснованными расходами из региональных бюджетов, средства которых можно было бы использовать на более эффективные мероприятия".

Дважды убивать собак предлагал глава города Бодайбо Иркутской области Евгений Юмашев. В конце января он заявил, что бродячих собак, даже неагрессивных, нужно отлавливать, держать месяц в приюте и "уничтожать, если не нашелся хозяин". Он в том числе предъявлял претензии зоозащитникам, которые выступают против убийства собак, заявляя, что они "засланы Западом".

В конце января депутаты Заксобрания Алтайского края внесли законопроект, позволяющий уничтожение животных.

"Если идет человек по улице с оружием и открывает огонь, то он является террористом: его можно убить, застрелить. Он в принципе представляет опасность для окружающих. И это человек. А собаки, нападающие на людей, разве не представляют такую же угрозу?

Я недавно была в Крутихинском районе, и там люди говорили, что бродячие собаки уже играют рядом с детским садом. Сегодня эту проблему нельзя решить исключительно строительством питомников и стерилизацией. И этот законопроект поможет спасти жизни людей, прежде всего в сельской местности", – заявила депутат Госдумы, первый секретарь Алтайского крайкома КПРФ Мария Прусакова.

Мэр Братска Сергей Серебренников 18 апреля записал видеообращение, в котором выступил в поддержку скандального закона об обращении с животными.

"Сегодня даже зоозащитникам понятно, что когда собака кусает ребенка, негуманно думать, как оценит общественность негуманный поступок. Для меня это черта, которую я готов переступить", – публично поддержал мэр проект нового закона Авксентьевой, отметив, что "сейчас в возможностях Братска отлавливать и содержать 93 собаки в год, когда в городе их не менее 800".

В 2020 году в Якутске, когда Авксентьева была мэром, местные жители обнаружили контейнер, заполненный трупами бездомных животных с перерезанными шеями. Виновников не нашли.

К 2023 году, по словам местных зоозащитников, ситуация в республике не улучшилась, а напротив.

Владимир Бурматов

Автор нынешнего закона о гуманном обращении с животными зампред комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов открыто заявлять о недостатке федеральных средств не рискует, однако регулярно подтверждает факты коррупции в сфере регулирования численности бродячих собак.

– У нас есть мэры, которые ностальгируют по прежней системе, когда был разрешен массовый отстрел собак. Когда это не было тяжелым уголовным преступлением и приносило миллионы абсолютно не учтенных средств. Это была такая коррупционная распильная статья бюджета. И некоторые мэры до сих пор не могут прийти в себя от того, что эту лавочку прикрыли, – комментирует Бурматов проекты закона Авксентьевой. – Полиция не должна ловить собак. Что касается Якутска, то кем там должна заниматься полиция, так это вашими местными чиновниками. Потому что, и это мое оценочное мнение, люди при должностях просто саботируют исполнение законодательства, и случаются откровенно криминальные ситуации. Я имею в виду историю, когда в пункте передержки лопатами рубили десятки животных. Этим полиция не успевает заниматься. Запрет самовыгула является бичом Якутска. Мое мнение – нужно сажать руководство города по нескольким статьям: преступная халатность, возможное нецелевое расходование денежных средств, неисполнение должностных полномочий, которое повлекло гибель человека.

"Деньги на убийства людей у них есть, а на жизни животных – нет"

Возмутило зоозащитников и то, как Авксентьева аргументировала внесение закона об эвтаназии животных – итогами опроса в личных соцсетях.

– Она решила провести голосование в своем телеграм-канале среди угодной ей публики (над чем тщательно трудятся модераторы) и неожиданно большинство голосов отдано желаемому ответу. Не исключено также, что голосование накручено – мы не можем этого проверить. Еще один штрих к портрету, – говорит сотрудница приюта "Кошачья надежда" Алена Виго.

Многие наблюдатели отметили, что результаты личного опроса в соцсетях не являются релевантными. Тем не менее депутат Авксентьева написала в своем телеграм-канале по его итогам: "Итак, итоги. Более 10 000 проголосовавших. Более половины из вас считают – люди в регионах вправе сами решать, как сделать жизнь в городах комфортнее и безопаснее. Мнения учли, законопроект скорректировала, внесла, голосование в канале завершено".

Зоозащитники отмечают, что авторы законов об эвтаназии сразу перешли к жестоким методам, совершенно исключив эффективные меры, "работающие бесплатно", – обязательную регистрацию питомцев, запрет на самовыгул животных, штрафы за отказ от стерилизации домашних собак и кошек.

– Проблема бездомных собак и кошек является довольно серьезной, и нужно бороться не со следствием, с причиной. Животные не должны расплачиваться жизнью за глупость и бессердечность людей. В то время как в цивилизованном мире человека, бросившего питомца, ждет уголовное наказание – в России на рассмотрение выносят законопроект, завуалированно разрешающий эвтаназию. Браво, Сардана! Мне кажется, у вас просто нет сердца. Вместо этой жестокости необходимы программы, финансирующие частные проверенные приюты. Обязательная регистрация животных. Работа с населением об ответственном отношении к животным. Брошенные собаки и кошки всецело зависят от человека. И это только наша ответственность и обязанность – позаботиться о них, – говорит Виго. – Законопроект, на мой взгляд, чудовищен. Мы можем вообразить, что могут выбрать главы регионов между содержанием животных, строительством приютов и умерщвлением. Законопроект может просто развязать руки живодерам, догхантерам и привести к беспределу.

Зоозащитники составили своеобразный антирейтинг регионов, саботирующих ОСВВ. Приюты там не построены или находятся в плачевном состоянии, вакцинация и стерилизация есть только на бумаге. Это Астраханская область, Бурятия, Саха, Забайкальский край, Саратовская, Волгоградская, Калужская области.

– В Оренбурге, который тоже в топе антирейтинга и источник постоянных новостей о покусах, ни одного приюта нет, и денег на работу с беспризорными псами выделяют мало. За первые три месяца программы ОСВВ здесь смогли отловить и стерилизовать не больше 250 собак. В 2021 году стерилизовали всего 400 собак за 3 миллиона рублей. В 2022 году выделяли на эти цели на 2 миллиона больше, но существенно эти прибавки проблему, конечно, не решили, – комментирует волонтер приюта для собак Арина Мельничук. – Вдвойне обидно, что деньги на войну, то есть на убийства людей, у них [федеральных властей] есть, а на приюты, на стерилизацию, на лечение, спасение животных нет. Приоритеты в нашей стране удручают, не то слово.

Если закон будет принят и региональные власти узаконят эвтаназию – смерть грозит не только уличным собакам и кошкам, уверены зоозащитники.

– Замена милосердной к животным ОСВВ на средневековую эвтаназию приведет к страшным последствиям. Во-первых, нравственный момент – уже бывало, когда прямо на глазах у детей отстреливали собак и кошек. Во-вторых, будет уничтожено то, что наработано по программе ОСВВ за последние несколько лет. В фонды и приюты окончательно перекроют даже последний ручеек денег, работа тысяч фондов зоозащиты и приютов будет парализована. А ведь именно на них держалась почти вся помощь безнадзорным собакам и кошкам, больным, инвалидизированным, никому больше не нужным. Кроме того, эта якобы "гуманная эвтаназия" затронет всех, у кого есть собака или кошка. А это 68% населения нашей страны, по последним подсчетам ВЦИОМ. Ваши любимцы тоже ведь могут оказаться на улице. Вырваться из ошейника, убежать от врача или грумера, испугаться хлопка, выскочить в дверь, когда туда протаскивают тяжелую мебель... Убежать на даче. Если до принятия поправок еще был какой-то шанс найти питомца, то работа ловца не оставит ему шанса. Сегодня потеряшку спасает только время, которое есть у хозяев и у волонтеров, чтобы организовать широкий поиск. Много историй, когда животных находят через несколько дней. Если же регионы закон об эвтаназии примут, то все домашние питомцы, кто на самовыгуле, убежали и не опознаны (а у нас нет единой базы зарегистрированных, как мы помним), – все будут уничтожены. И убивать наших любимцев теперь будут по закону! – предупреждает директор фонда защиты животных Светлана Сафонова. – В 2018 году мы так радовались, когда приняли Закон об ответственном владении: что в обществе прививаются идеи гуманности. А нам, кто спасает бездомных животных, которые нафиг никому не нужны, "упала" какая-то помощь… И нате, возвращаемся назад… Эвтаназия, которую продавливают, может коснуться вашего питомца. У нас нет единой базы домашних животных с владельцами в стране. Неагрессивность собаки тоже не спасет. Сегодня в нормативной базе отсутствует определение агрессивности. Поэтому при принятии закона агрессивными будут все безнадзорные, у кого есть зубы.

Между тем, как стало известно 21 апреля, в законопроекте, внесенном в Госдуму депутатами ЗС Алтайского края, речь идет в том числе и о разрешении убивать домашних животных. Если закон примут в том виде, в котором текст проекта представлен сейчас, животных можно будет безнаказанно убивать "в случае необходимости для защиты жизни, здоровья обороняющегося или другого лица в состоянии крайней необходимости".

Тот же законопроект легализует убийство бродячих животных в приютах в случае немотивированной агрессии по отношению к другим животным или человеку, по определению ветеринарного специалиста, кинолога и/или зоопсихолога, если животному не найден новый владелец в течение шести месяцев с момента поступления в приют.