Сразу в нескольких районах Иркутской области после ливней ввели режимы ЧС и повышенной готовности. Пациентов местной больницы уже эвакуировали. Хуже всего обстановка в Байкальске – вода зашла в жилые дома, затопила десятки дачных участков, существует угроза прорыва дамбы. Местные опасаются, что ядовитые отходы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината из карт накопителей смоет в Байкал.
Люди возмущены тем, что местные чиновники "посмотрели, как возле Байкальска река начала выходить из берегов еще накануне ночью, и спокойно спать пошли" – режим ЧС объявили только утром.
– Мэр и его зам еще вчера вечером стояли у Харлахты и видели, как вода прибывает. Надо было начать действовать, но они постояли, посмотрели и спокойно ушли домой! – возмущается местная жительница Юлия Костик. – 7:45 – уже потоп на улицах был, в домах – вода. А у них в 8 утра только начался рабочий день, совещание, где они и решили наконец объявить режим ЧС.
"Бежит крыша в квартирах, бежит вода по стенам"
В Байкальске несколько рек, речушек и ручьев. Одна река уже вышла из берегов, подтопив дома, другая поднимается до критической отметки. После того, как в городе наконец ввели режим чрезвычайной ситуации, власти объявили эвакуацию нескольких домов.
– В Иркутской области продолжаются дожди, из-за чего уровни местных рек значительно повысились, – заявили в МЧС по области. – Река Харлахта уже вышла из берегов, затопив около десятка многоквартирных и частных домов и 14 огородов. Уровень на реках Солзан, Снежная и Слюдянка близок к критической отметке. Кроме осадков подтопление усугубляют замусоренные водоотводные трубы.
Пациентов из больницы Байкальска эвакуировали в соседнюю Слюдянку – в местной отключили электричество.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Сами жители говорят, что затопленных домов намного больше, а причины ЧС связаны не только с осадками и замусоренными трубами.
– В микрорайоне Южный в домах вода. В микрорайоне Строитель, через который бежит река Харлахта, затоплены и многоквартирные дома, и частный сектор, и огороды. В поселке, да и много где в Байкальске, дома топит сверху, потому что кровля у домов в плачевном состоянии. Люди годами просят чиновников починить (сама ходила-просила два года, еле добилась). Так вот теперь и снизу вода топит, и с крыши у людей все льет, – говорит Юлия Костик.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Южный 1-21 такая же ситуация, не выйти не зайти, еще и крыша льет в квартиры. Просили года 3 подряд сделать... – подтверждает Татьяна Павлова.
– Южный 4-18-18 и 4-18-16 – бежит крыша в квартирах, бежит вода по стенам, недолго до замыкания! – говорит Алена.
Выехать из города без машины невозможно: пешеходов по единственному оставшемуся мосту не пропускают, общественный транспорт не ходит. На личных авто жители, успевшие проскочить самые глубокие места, несколько часов стоят в пробках.
– Моста через реку Харлахта уже нет – он был временный, его начало заливать водой и, видимо, специально сломали техникой, чтоб вода шла и машины не ездили. Остался один выезд из города – через реку Солзан, там мост новый (прежний снесло в прошлое наводнение в 2019 году), но он один и там жуткие пробки сейчас. Пешеходам по нему ходить запретили. Дома у реки Солзан объявлены на эвакуацию, в одном из них – моя мама, – рассказывает Юлия Костик. – Говорит, подогнали автобусы, но народ в них особо не пошел. Мама моя в возрасте, больная спина, ходит плохо, осталась дома.
По данным МЧС, в пункт временного размещения на базе местной школы были эвакуированы 29 человек. Сами жители говорят, что из двух пунктов для эвакуации питание есть лишь в одном, во втором – раздают только воду.
– Здесь холодно, санузлы общие. Если жили бы родственники в городе, мы ни за что не поехали бы сюда. А так даже в Слюдянку выбраться сложно – все в воде и пробках, машины глохнут на полдороги, засев в воде, – говорит Алена, ее семья размещена в школе. – Одна надежда, что дожди закончатся и можно будет домой вернуться.
Люди, оставшиеся дома, говорят, что периодически то в одном, то в другом доме отключают свет.
– Горячей воды у нас в Байкальске и без наводнения нет – ее отключают на все лето, до осени мы без горячей воды, так еще и холодную сейчас отключили, так как насосную станцию затопило, – говорит Елена К. – Организовали подвоз воды, но у меня вопрос, как инвалиды или пожилые выйдут за этой водой – разносить по квартирам никто не собирается.
"Выше горбатого моста Харлахта сносит все, что там накопали, до выхода на поле осталось 50-100 см. Администрация, отправьте сотрудника пройтись по Харлахте выше "горбатого" моста: сверху шли люди сказали, что там занос из деревьев, поэтому вода пошла на Гагарина", – пишет в одной из групп в мессенджере житель Байкальска Виктор Садыков.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
"Мэрия вбухала миллионы в земляную дамбу"
Раньше на реке Солзан была железобетонная дамба, которую частично разрушило предыдущее наводнение – в 2019 году. Тем не менее тогда она сумела уберечь значительную часть домов от потопа. Вместо нее власти соорудили земляную дамбу, а этой весной стали было укреплять берег и почти ее разрушили.
– В мае начали убирать часть земляной дамбы, якобы укрепляли реку. Люди в голос твердили: "Что творите?! Последние укрепления убираете!". Думали, может, новые положат, но нет. Убрали и все, – говорит Костик. – В прошлый раз (в 2019 году) люди так же пострадали от разлива Харлахты. И никаких мер власти не предприняли. У нас очень "подкованный" мэр – сейчас все спишет на стихию и бедствие.
С ней согласен Иннокентий Мызников, географ из Байкальска:
– В 2019 году дамбу на Солзане фактически смыло. А новую хорошую так и не сделали. Точнее, мэрия вбухала миллионы в земляную дамбу, которую сейчас активно размывает. А надо было сразу строить железобетонную. Наверное, на третий-четвертый раз до них дойдет.
Другие жители и даже депутат городской думы потоп также объясняют неправильным строительством технического моста через Харлахту – в самом узком месте реки, где остался строительный мусор, с усилением течения стал скапливаться мусор с гор, забив русло деревьями и камнями. В итоге вода не смогла пройти под мостом, разлилась поверх него и дальше по городу.
– Относительно моста через Харлахту – неграмотное проектирование и строительство. Запроектировали заведомо низкий мост, плюс во время строительства мусор от стройки и с гор перегородил русло реки. Мосты, построенные при царе и отреставрированные при СССР, спокойно стоят дальше, а этот… – говорит Иннокентий Мызников.
Кроме того, жилая застройка в Байкальске, в нарушение норм, ведется слишком близко к берегу реки.
– Просто строить нельзя настолько вплотную к рекам. А мэрия продает участки на берегах рек, вместо того чтобы расселять уже построенное, – говорит Мызников.
Глава Байкальска на звонки редакции на личный номер не ответил. Его заместитель Андрей Должиков вопросы про "запоздалый ввод режима ЧС" проигнорировал, однако заявил, что есть угроза разрушения дамбы (новой земляной) и риск размыва 14 карт накопителей шлам-лигнина с последующим попаданием его в Байкал(ядовитые отходы ныне закрытого БЦБК: Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат был закрыт в 2013 году, в картах-накопителях осталось 6,5 млн тонн отходов, в основном осадка, образующегося при очистке сточных вод комбината; его нельзя сжигать, так как при этом выделяются токсичные вещества. Эксперты считают, что шлам-лигнин, собранный за 47 лет работы БЦБК, серьезно угрожает экологии Байкала – при сходе селя в горах ядовитые отходы окажутся в озере).
– На сегодняшний день в городе Байкальске, 6 июля 2023 года, в связи с обильным выпадением осадков введен режим ЧС. Сейчас принято решение специализированной компанией дорожной службы оказывать помощь, выделить тяжелую технику, это бульдозер, который будет производить выравнивание вдоль реки Солзан, и грузовые машины с погрузчиками, – говорит Должиков. – Минимальный запас в одной из карт на вечер 6 июля составляет всего 16 сантиметров. Сейчас строители укрепляют конструкцию.
"Подскажите, как добраться до ТЭЦ"
В местных группах в мессенджерах жители, несмотря на ЧС, выспрашивают, можно ли все-таки обходными путями добраться до соседних Слюдянки и Утулика – на работу.
– В поселке без света весь день – только наш магазин работал для вас. И домой отработала 11 часов. Я хочу добраться домой за свои деньги на каком-нибудь транспорте, – пишет Ирина К.
– Подскажите пожалуйста, с Южного до Гагарина под тоннелем возможно пройти?
– Уважаемая администрация, подскажите как вечером добрать до ТЭЦ на работу, автобус будет с Гагарина?
– Через "горбатый мост" можно идти или нет, кто знает? – переспрашивают жители Байкальска.
Их вопросы перемежает реклама такси и предупреждения администрации.
– От Слюдянки до Байкальска начинаются камнепады. Пока небольшие. Будьте бдительны!
"27 садоводств и 5 тысяч человек"
Также МЧС по области объявляет о подтопленных домах и участках в Иркутске и Ангарске.
– В Ангарском городском округе опасность затопления в следующие сутки грозит 27 садоводствам, где проживает свыше 5 тысяч человек. Уровень реки Большая Белая в Черемховском районе только за сутки вырос на 5 сантиметров, – сообщили в пресс-службе министерства, уточнив, что спасатели сейчас "проводят подворовые обходы и предупреждают о плохом гидрологическом прогнозе в районе".
В Ангарске наводнение угрожает из-за того, что поднялась река Китой. В садоводстве "Ясная поляна", по словам местных жителей, затоплены уже 20 участков. В Раздолье Усольского района подтоплены 32 участка.
По данным Иркутской метеослужбы, 6–7 июля на реке Китой в районе Ангарска ожидается повышение уровня воды до отметок 470–520 см, при отметке неблагоприятного явления в 475 см, на реке Малая Белая в районе деревни Тунгусы – повышение уровня до 350–400 см при отметке неблагоприятного явления в 330 см. "Возможно затопление пониженных участков местности в районе населенных пунктов, – цитируют службу в МЧС. – 7 июля на реке Тагна в районе села Хор-Тагна ожидается повышение уровня воды до отметок 400–450 см при неблагоприятном – 400 см, возможен выход воды. 7–8 июля на реках Китой, Ока, Ия ожидается повышение уровня воды на 110–200 см, на малых реках Южного Прибайкалья, реках Иркут, Бирюса – повышение уровня воды на 30–100 см.