С начала военной мобилизации в гарнизонные суды России поступило 536 уголовных дел по статьям о самовольном оставлении участии, неисполнении приказа, дезертирстве и другим составам, следует из дата-исследования "Медиазоны" электронной картотеки судов.
В регионах Сибири и Дальнего Востока суды зарегистрировали 113 дел, 21% от общего числа. Лидеры по числу уголовных дел — Хабаровский (20) и Забайкальский края (12).
В этих регионах, как и по России, самая популярная статья преследования — самовольное оставление части, когда военный по своему желанию уезжает из зоны боевых действий.
Сибирь.Реалии кратко пересказывают другие выводы из исследования.
Самовольное оставление части. На Дальнем Востоке — самые жесткие суды
По наблюдениям журналистов, рекордное число дел о "самоволке" суды зарегистрировали в неполном марте 2023 года — около двухсот, это максимальное количество как минимум за последние два года.
После внесения поправок в уголовные статьи из-за мобилизации наказание за самовольное оставление части ужесточили, но военнослужащих, как правило, приговаривают к условным срокам, чтобы потом вновь отправить на фронт. Омского рядового Руслана Ахметова приговорили к пяти годам и трем месяцам лишения свободы условно, а Маадыра Ондара из Абакана — к 2,5 годам условно.
Самые строгие наказания за "самоволку", как отмечает "Медиазона", вынес Камчатский гарнизонный суд — два приговора по семь лет колонии. Реальное лишение свободы назначают, если человек не появлялся на службе около месяца и больше. Военный суд в Южно-Сахалинске назначал самые суровые условные сроки: мобилизованный Владимир Зайцев получил восемь лет за месячное отсутствие на войне.
Неисполнение приказа
После начала мобилизации стали возбуждать уголовные дела по статье о неисполнении приказа, которая раньше использовалась нечасто.
Российским лидером по числу дел о неисполнении приказа стал Камчатский край — шесть дел. 35-й военный гарнизонный суд назначил год и восемь месяцев колонии-поселения военнослужащему Алексею Бреусову, который отказался от участия в боевых действий в Украине.
Двоюродные братья Владимир и Егор Котовы, служившие в Амурской области, получили 3,5 года и 3 года 4 месяца колонии. Они отказались ехать на передовую в Херсонской области, чтобы удерживать "занятые рубежи в батальонных районах обороны для недопущения прорыва противника", потому что "побоялись за свою жизнь".
Нападение на командира
Еще одна статья, которую после мобилизации начали чаще применять против возмущенных военных, — применение насилия к командиру.
Самый известный случай — дело мобилизованного Александра Лешкова, который ударил подполковника во время спора в подмосковном учебном центре "Патриот". За это Лешкова приговорили к 5,5 годам строгого режима.
Мобилизованного Станислава Рыбина из Омской области приговорили к шести годам строгого режима по статьям о нападении на офицера и угрозе убийством ножом.
Смотри также "Получил оплеуху от системы, в которую верил". В Омске на шесть лет осудили мобилизованного, который поругался с майоромКамчатский суд ушел в отказ
Во время подготовки исследования "Медиазона" обратила внимание на пропажу с сайта Камчатского гарнизонного военного суда электронных карточек дел по военным статьям. В пресс-службе суда не смогли ответить на вопрос о причине исчезновения.
"Если это не случайность и не технический сбой, возможно, вскоре они пропадут и с сайтов других судов, и мы больше не сможем узнать, сколько еще военных попадет под суд за отказ погибать на войне с Украиной", — резюмирует издание.
- В феврале 2023 года Верховный суд России скрыл статистику о преступлениях против военной службы. Данные о приговорах исчезли из статистики судебного департамента. Сокрытие раздела объяснили "приказами Минобороны и ФСБ о секретности", выпущенными в январе и ноябре 2022 года.