"Я его больше на войну не отпущу". Жены мобилизованных год ждут мужей с фронта

Разбитая российская военная техника под Харьковом. Март, 2023

Сразу после начала военного вторжения в Украину президент Путин заявил, что "СВО" (войну в Украине российские власти и пропаганда называют "специальной военной операцией") будет проводиться исключительно силами профессиональных военных. Потом, объявив "частичную" мобилизацию 22 сентября 2022 года, пообещал, что призванные на фронт получат двухнедельный отпуск каждые полгода. С того момента прошел почти год, и многие из мобилизованных не были дома ни разу. Родственники заваливают жалобами военкоматы, прокуратуру и губернаторов, но положительных ответов не добиться, рассказали жены мобилизованных корреспонденту Север.Реалии.

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм.

"Кому-то дают отпуск, а кому-то нет, хоть 100 рапортов пиши", – жалуется в группе жен мобилизованных во ВКонтакте Анна Аверкина из Санкт-Петербурга. Она считает, что тут все зависит от командиров, а многих из них закон, дескать, совсем не волнует.

Жительница Калининграда Рина Матросова рассказала корреспонденту Север.Реалии, что ее муж, мобилизованный 3 октября 2022 года, не был в отпуске ни разу.

– В части отвечают, что в отпуск могут отпустить только 10% от всего личного состава и очередь моего ещё не дошла, поэтому ждем, – говорит она. – Все-таки так долго быть на фронте – действительно сказывается на психическом и эмоциональном состоянии.

У Светланы Чевелевой из Омска 26 сентября будет годовщина их разлуки с мужем.

– Командир не подписывает рапорт об отпуске и все. Нигде ничего не говорят толком, обращалась уже везде, куда можно. По три раза в Минобороны писала, Путину на сайт, в прокуратуру. В итоге одни отписки, а толку – ноль, – говорит Чевелева.

"С матерью родной столько не общаюсь, сколько с ними"

28-летняя Олеся Намесникова из Великого Новгорода борьбу с военкоматом за отпуск гражданского мужа пока проигрывает.

Олеся Намесникова из Великого Новгорода.

– Мы с моим мужчиной в отношениях восьмой год, - рассказывает Олеся. – Когда началась мобилизация, его быстро забрали из области и отправили в псковскую учебку. Даже расписаться не успели. А сейчас в отпуск не отпускают, чтобы заключить брак, да и просто отдохнуть не дают, как положено по закону. Я уже весь военкомат вынесла – с мая им названиваю. С матерью родной столько не общаюсь, сколько с ними. А там все твердят, что ничего сделать не могут. Изначально говорилось, что мобилизованные на три месяца поедут "за ленточку" (так российские военные называют Украину, где идут боевые действия. – СР), потом что через полгода только будет замена, но через пару недель уже 12 месяцев будет. Когда человек год не был дома – это просто ужас. Думала уже приехать к нему и расписаться, но он против. Якобы будут лишние эмоции и переживания с моей стороны, которые его будут сбивать.

Олеся в июле 2023 года задала губернатору Новгородской области Андрею Никитину вопрос во "Вконтакте": "Почему в отпуска ходят артиллеристы, которые на первой линии практически не были, а люди, у которых уже идет необратимый вред психике, находятся на первой боевой линии соприкосновения, но не могут наконец встретиться с родными?". Она попросила главу региона дать развернутый ответ со сроками, когда семьи смогут увидеть своих мужчин.

Никитин ответил Намесниковой в личной переписке, что "на основании боевого распоряжения командующего южной группировкой предоставление отпусков приостановлено". Однако, по его словам, администрация уже работает по этому вопросу с военной прокуратурой и Минобороны. "Результаты есть. Вот уже 120 ребят пошли в отпуск", – написал ей губернатор.

– Я Никитину, конечно, хотела сказать: сука бл*ть, это обычные гражданские. Какого хера они вообще на первой линии сидят?! У мужа отец-инвалид, но даже по семейным обстоятельствам уже год не пускают. Из всех солдат два или три человека съездили домой до "бахмутской мясорубки" в мае, а сейчас до сих пор не возобновили отпуска, только перекидывают в новые горячие точки, – возмущается Олеся.

БМД мужа Олеси

Ее гражданский муж в прошлом служил по контракту, был разведчиком и снайпером, а в войне с Украиной – командир боевой машины десанта.

– Моего даже в новостях по "России 1" пару раз показывали. Мне показалось странным, что обычного мобилизованного сделали командиром. Чувство, что он от меня что-то скрывает, чтобы я не нервничала. Узнала от знакомых из Киева, что за его голову объявлена награда. А я и так вся на нервах, с больничных не вылезаю, – говорит она. – Накупила книг, собираю огромные алмазные мозаики, а сегодня взяла в детском магазине конструктор. Увидеть мужа хочется не только по видеосвязи или в новостях. Он сказал, что по возвращении ему нужно будет ходить к психологу и психиатру, потому что спит очень плохо. Да и выражение лица мне его не нравится, будто контуженный. Я понимаю, что ко мне вернётся уже абсолютно другой человек. Самое главное, чтобы у него было понимание, что он на гражданке и война для него закончилась. Сказал, что бывают такие моменты, когда и по несколько суток не спит.

"Сделаю все, чтобы вернуть мужа домой живым"

Мужа Виктории из поселка Маслянино в Новосибирской области забрали на войну 23 сентября. И он тоже в отпуске не был.

– 22 сентября ему принесли повестку, а в октябре его отправили в Украину. До января связи с ним не было. Иногда сослуживцы звонили и говорили, что мой жив-здоров. Но 6 февраля 2023 года муж получил тяжелое минно-взрывное ранение на территории Украины, после которого у него остались осколки в печени, в колене в легком. Он просто чудом выжил. Также ему занесли в кровь гепатит C, который подтвердила военно-врачебная комиссия, но ему все равно поставили категорию годности "А" (то есть годен к военной службе, абсолютно здоров и не имеет никаких проблем со здоровьем. – СР), выплаты за ранение нам пока не дали. С мужем в госпитале в Москве были парни, которым тоже после ранения ставили категорию "А" – лишь бы забрать их обратно на войну. ВВК, видимо, считает, если руки-ноги целы, значит здоров.

После госпиталя был санаторий, в начале июня мужа Виктории отправили на фронт. Теперь она добивается, чтобы его вернули в Россию на лечение: гепатитом его заразили в Луганской области, когда ранили, и никакого лечения он, по словам жены, не получает.

– Перед мобилизацией он был в хорошей форме, но теперь здоровья нет, и, думаю, его уже не вернуть. Я его "терминатором" теперь называю, в нем же полно железок, – говорит супруга мобилизованного. – Я изучила законы, наняла военных юристов, написала в прокуратуру и в Министерство обороны. Когда соберу все бумаги в кучу, поеду в военную прокуратуру и буду до последнего требовать вернуть мужа. Ему обязаны предоставить военный госпиталь, к тому же, согласно расписанию болезней, гепатит С является основанием для негодности (13 сентября 2023 года Министерство обороны РФ утвердило перечень болезней, с которыми нельзя служить по контракту во время военного положения и мобилизации. В списке 26 заболеваний и состояний, в том числе ВИЧ, гепатит, туберкулез, сахарный диабет первого типа, психические расстройства, эпилепсия и другие. – СР).

Виктория говорит, что юудет делать все возможное, чтобы вернуть мужа домой.

– Я понимаю, что муж изменился, – признается она. – Стал более грубым, осторожным, даже взгляд другой. Я не представляю, каким он будет по приезде. Мобилизованные – люди, которых просто вырвали из жизни. Обидно, потому что обещали их вернуть домой через несколько месяцев, но в итоге у них нет срока службы. По закону людей без опыта вообще не имели права отправлять на передовую, но мой там чуть не погиб, и сейчас я сделаю все, чтобы вернуть его домой живым.

"На фронте полная ж***"

Геннадия Олифиренко из Юрги Кемеровской области мобилизовали 28 сентября 2022 года. Дома у него остались 9-ти месячный сын и беременная жена. Валерия через прокуратуру добилась, чтобы мужа после рождения ребенка отпустили в десятидневный отпуск.

– В феврале написала в военную прокуратуру, а потом в московский Следственный комитет с просьбой дать Гене отпуск по рождению ребенка, на что мне сказали ждать 15 апреля, – рассказывает она. – К этому моменту муж был в Херсонской области. Я писала командиру, но ни 18-го, ни в 20-х числах апреля его не отпустили. В итоге показала справку о рождении ребенка капитану, на что он сказал: "Ничего не знаю, решайте сами". Лишь через прокуратуру добилась десятидневного отпуска.

После возвращения из мини-отпуска муж и его сослуживцы оказались на передовой, где после налета из всего полка выжило 13 человек.

– На фронте полная ж***. Их просто кинули на мясо. Тогда 31 июля муж выжил, но его ранило, компенсацию за ранение до сих пор не выплатили. Я приехала к нему, чтобы добиться положенного 30-дневного отпуска по ранению, – говорит Валерия.

Валерия и Геннадий

Комбат дал им разрешение на отпуск. Однако, когда Геннадий уже уехал на 300 км от части, ему позвонил командир и сказал, что компьютерная система отпуск не одобряет.

– Мы не стали возвращаться и, по сути, уехали не по рапорту, – говорит она. – Муж лег в местный госпиталь, у него нашли кучу всего, хотя в медучреждении от части по документам все было замечательно. Через неделю написал майор: "Ты че охренел? Почему ушел, тварь?". Я позвонила офицеру и спросила, на каком основании он оскорбляет моего мужа. Сказала, что его отпустили лечиться, и что по закону отпуск полагается дважды в год. Майор ответил, что подает на Гену рапорт о дезертирстве, и его посадят. Меня это не напугало, ведь у нас есть справка, что он находится в военном госпитале. Но если что, встретимся в суде, где я расскажу, как у них солдаты салфетки жуют и корни от деревьев, потому что им есть нечего.

3 марта 2022-го у Валерии на войне в Украине погиб старший брат, ему было 22 года.

– Никому не пожелаю такое пережить. Брата бросили командиры, он в поле истекал кровью. Если и муж там поляжет, я этого не вынесу. Конечно, хочется, чтобы эта война закончилась. Супруг от всего пережитого ужаса спит плохо. Может во сне орать: "Дайте мне автомат, я буду их бить". Или спит, но если его задеть, подрывается – глаза бешеные. Порой думаю, господи, хоть бы меня не убил. Я его больше на войну не отпущу, – говорит Валерия.

Через год после начала "частичной мобилизации" за отпуска мобилизованных стали просить уже и региональные власти. Так, правительство Ростовской области обратилось к командованию Южного восточного округа с просьбой предоставить мобилизованным положенный им отпуск в соответствии с графиком. Обращение администрация направила после множественных просьб родных военнослужащих.

4 сентября губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко сообщил, что готовит обращение в адрес президента России и Министерства обороны РФ с просьбой предоставить отпуска мобилизованным. Редакция Север.Реалии обратилась в пресс-службу Ленобласти с просьбой прокомментировать, какую реакцию ожидается получить, но на момент публикации ответа на запрос не последовало.

Новость о подготовке такого же обращения к Путину и Минобороны правительством Ленинградской области уже прокомментировали в Госдуме. Депутат и генерал-лейтенант Андрей Гурулев призвал губернатора Дрозденко "не поддаваться эмоциям" и заявил, что право каждого военнослужащего на отпуск "жестко выполнятся", но при этом домой могут временно не пускать тех, кто участвует в тяжелых боях. Также Гурулев уведомил, что "новой мобилизации точно не будет, потому что идет набор контрактников, а новых мобилизованных снова придется долго обучать, и государство лишится рабочих рук в тылу".

Россия вторглась на территорию Украины рано утром 24 февраля. По сообщениям ООН и международных гуманитарных организаций Amnesty International и Human Rights Watch, российские войска наносили неизбирательные ракетные удары по жилым кварталам, больницам и прочим объектам социальной инфраструктуры Украины. Нападение на Украину, обстрелы украинских городов и объектов инфраструктуры спровоцировали гуманитарный, миграционный и энергетический кризис.

Российская сторона скрывает свои потери в этой войне. Согласно подсчетам, которые по открытым источникам ведут BBC и "Медиазона", к середине сентября 2023 г. погибли как минимум 31665 российских военнослужащих. Авторы исследования признают, что реальное число погибших значительно выше.

Украина также не публикует данные о потерях ВСУ. В апреле 2023 года министр обороны Украины Алексей Резников заявил в интервью испанской газете La Razon, что общие потери бойцов ВСУ "меньше, чем число погибших от землетрясения в Турции" (по данным на 19 марта 2023 года, число погибших от землетрясения в Турции приблизилось к 48 тысячам человек). Издание New York Times, ссылаясь на неназванные источники в администрации США, пишет, что российские ВС потеряли до 120 000 погибшими и от 170 000 до 180 000 ранеными, потери ВСУ оцениваются примерно в 70 000 убитыми и от 100 000 до 120 000 ранеными.

По данным ООН на конец августа 2023 года, в Украине с начала войны погибли более 9500 мирных жителей. Свыше 17 000 получили ранения.

.