Федеральное бюро расследований США предъявило обвинение в предоставлении ложных данных правоохранительным органам и связях с российскими спецслужбами гражданке РФ 34-летней Номме Зарубиной.
По версии ФБР, в 2020 году Зарубина была завербована ФСБ, получила кодовое имя Alyssa ("Алиса"), по заданию российских спецслужб развивала сеть контактов среди журналистов и экспертов. В 2021 году, как сообщалось на состоявшихся в конце ноября слушаниях в суде Южного округа Нью-Йорка, она умышленно ввела в заблуждение сотрудников ФБР, заявив, что не находилась в контакте с сотрудниками российских спецслужб.
На самом деле Зарубина выполняла задания офицера ФСБ из Томска. В частности, посещала дискуссионные форумы экспертов, журналистов и гражданских активистов в Европе и США. Российский оппозиционный активист Леонид Волков отмечает, что видел Зарубину на встрече со своими сторонниками в январе 2023 года в Вашингтоне.
В судебном деле также упоминается, что с 2016 года ментором Зарубиной была глава Координационного совета российских соотечественников в США Елена Брэнсон. В 2022 году Брэнсон обвинили в нелегальной работе на спецслужбы России.
На время следствия Зарубину, по сообщениям Russian America for Democracy in Russia, отпустили под залог в 25 тысяч долларов. Ей запретили выезжать за пределы Нью-Йорка, у нее конфисковали паспорт и ограничили ее в контактах с российскими официальными лицами.
В социальных сетях Номма Зарубина неоднократно писала о своем участии в качестве эксперта в работе конференций "Форума свободных государств постРоссии". На одной из таких конференций она, например, высказывалась о перспективах Кузбасса и утверждала, что "Соединенные Штаты Сибири" изменят "архитектуру Построссийских Пространств и освободят всю остальную Северную Евразию".
В интервью Сибирь.Реалии Зарубина отрицает факт своей работы на ФСБ в качестве агента под именем "Алиса", но сообщает, что на протяжении нескольких лет контактировала как с российскими, так и с американскими спецслужбами:
"Я закончила магистратуру РАНХиГС. У нас тема была "Национальная безопасность России". Естественно, я немного узнала, как работает система изнутри. Написала работу по экономике, более-менее отвлечённую, ничего серьёзного. И после этого уехала в США. Никто меня туда не отправлял специально. Я просто уехала как турист, потом сделала студенческую визу. Всё легально абсолютно. До войны я, так как у меня родители живут в Томске, туда часто ездила. А последний раз в России была в марте 2022 года. То есть спустя месяц практически после начала войны я забрала оттуда ребёнка, который был с бабушкой, и больше в Россию не приезжала официально.
А в конце 2020 года, когда я приехала в Россию, мне позвонили российские спецслужбы и сказали, что надо явиться на встречу. Это не предложение, это надо явиться. И я, собственно, явилась, это в университете происходило. Разговор был очень долгий, просили рассказать, чем я занимаюсь, про свое детство, про семью, про личную жизнь, ну, вообще как бы в целом. Идея у них была такая, чтобы оставаться со мной на связи по каким-то их внутренним причинам. Как потом выяснилось, они год за мной наблюдали. Писали мне, иногда с угрозами, потому что, в принципе, они так работают, мол, мы все видим, мы как бы следим за тобой, даже там, в Нью-Йорке".
По словам Зарубиной, незадолго до полномасштабного российского вторжения в Украину собеседники из российских спецслужб задали ей вопрос о том, "что она думает по поводу Донбасса". Зарубина якобы заявила, что выступает против действий России в отношении Украины: "Я сказала, что мне эта тема однозначно понятна, я против Кремля, то есть как бы для меня это было преступление политическое". При этом до сентября 2023 года, как сообщает издание "Агентство", Зарубина вела профиль во "ВКонтакте". Часть публикаций свидетельствуют о ее явной поддержке властей России. В феврале 2014 года, например, она опубликовала видео с выступлением идеолога "русского мира" Александра Дугина об Украине, а 19 марта – речь Владимира Путина об аннексии Крыма.
Зарубина полагает, что за ней следили, "выходили на связь разные люди под видом журналистов, под видом каких-то друзей случайных". По ее утверждениям, в апреле 2021 года она сама написала в ФБР сообщение о том, что "хочет поговорить", и с тех пор "была на связи с американцами, примерно раз в полгода". По ее словам, "мы потихонечку встречались, обсуждали людей, которых я знаю, там, мысли какие-то, мы про Украину много говорили. Ну, то есть я знаю этих людей, которые меня арестовали, я знаю их четыре года. И я думала, что у нас с ними очень хорошие отношения, я как бы помогаю им. Я сама приехала на своей машине в 8 утра. В целом я спокойно отреагировала на арест". Зарубина опасается, что теперь может стать мишенью для российских спецслужб, которые не догадывались о ее контактах с ФБР: "Это уже не уровень ложных показаний, а уровень измены родине. И в Нью-Йорке для меня тоже небезопасно, конечно, находиться".
Зарубину отпустили под залог в 25 тысяч долларов. Его происхождение она объясняет нечетко: мол, "на бумаге указали эту сумму, на случай, если я нарушу условия, то нам придётся выплатить. Ну, гарант у меня как бы другой человек. Не я, естественно, это третье лицо. Вот. Он обязуется выплатить этот залог. Вот. Но это в случае нарушения. У меня подписка о невыезде, то есть я подписала бумаги, по которым у меня подписка о невыезде и запрет на общение с иностранными государственными лицами".
Государственный адвокат, которого выделили Зарубиной, по ее словам, сказал, что нужно ждать слушаний – когда ФБР придёт в суд и положит на стол свои доказательства. "Скорее всего, это будет информация, которую я сама им предоставила за эти 4 года. Я просто не думала, что они захотят это использовать против меня", – утверждает она. Суд, скорее всего, состоится не ранее чем через несколько месяцев. Зарубина настаивает на том, что, несмотря на свои контакты с российскимии спецслужбами, она "никогда не выполняла каких-то там задач, поручений. Они, в принципе, их и не давали. Они просто смотрели на меня как на человека".
Депортации из США Номма Зарубина не слишком опасается: "У меня дочь, она американка... Чтобы меня выслать, нужны очень весомые обстоятельства. Депортация за дачу ложных показаний – о таком я не слышала".
Изначально, сообщает Russian America for Democracy in Russia, проект Агенты РАДР обратил внимание на Зарубину в связи с её активностью в прокремлевской организации КСОРС США. "Осенью 2022 года Зарубина прошла стажировку во влиятельном вашингтонском Центре стратегических и международных исследований (CSIS). С 2023 года Зарубина выходила на контакт с организаторами сообществ РАДР в разных городах, посетила ряд их мероприятий и знакомилась с оппозиционными активистами из других стран", – говорится в сообщении Russian America for Democracy in Russia.
В жалобе, которую подал сотрудник ФБР мировому судье от 19 ноября 2024 года, приводятся показания агентов ФБР, проводивших с ней беседу:
Около 24 июля 2024 года я и другие агенты ФБР снова встретились с ЗАРУБИНОЙ. Во время этого интервью ЗАРУБИНА заявила, что сотрудник ФСБ-1 ранее просил её выявить потенциально полезные контакты в США, включая американских журналистов и военных, и предоставить их контактную информацию. Это было необходимо для того, чтобы сотрудник ФСБ-1 мог найти причины пригласить этих людей в Россию и "привлечь их к русскому образу мышления".
В другом случае, около мая 2021 года, сотрудник ФСБ-1 попросил ЗАРУБИНУ изучить конкретное лицо в США (Индивид-1), что она согласилась сделать. Затем ЗАРУБИНА предоставила сотруднику ФСБ-1 профиль Индивида-1 в социальных сетях вместе с информацией, которую тот запрашивал о матери Индивида-1, через телефонный звонок.
ЗАРУБИНА также отметила, что все её электронные коммуникации с сотрудником ФСБ-1 проходили через зашифрованное приложение для обмена сообщениями (Приложение-1), причём все сообщения исчезали после отправки. Она показала агентам ФБР контактную карточку на своём телефоне с данными сотрудника ФСБ-1, где были указаны его фамилия и российский номер телефона.
ЗАРУБИНА заявила, что больше не контактирует с сотрудником ФСБ-1 и что их отношения были сложными как лично, так и профессионально. Это привело к её ощущению манипуляций со стороны сотрудника ФСБ-1 и в конечном итоге к разрыву их отношений.
В течение 20 дней мировой судья примет решение о характере предъявляемых Зарубиной обвинений.