В Госдуму внесен законопроект об ужесточении наказания за пытки. Он предполагает до 12 лет лишения свободы для сотрудников правоохранительных органов, признанных виновными в применении пыток. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на главу думского комитета по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова. Правозащитники сообщили редакции Сибирь.Реалии, что в проект закона не включены многие важные изменения, которые они предлагали, и в результате новый закон существенно не изменит ситуацию с пытками.
В проекте закона предполагается ужесточение наказания за пытки, организованные или проводимые представителями власти с целью принуждения к даче показания или запугивания.
Изменения планируют внести в статьи о принуждении к даче показаний (статья 302 УК РФ) и превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ). Крашенинников отметил, что эти статьи хотят перенести в разряд особо тяжких и судить по ним за применение пыток.
В 302 статье появится новый субъект преступления – сотрудник правоохранительных органов. По задумке законодателей, это позволит применять эту статью к сотрудникам ФСИН. Действующий закон предусматривает привлечение к ответственности только следователей или дознавателей.
Смотри также "Как низко пало государство". Заключенные поддержали жертв изнасилованийВ законопроекте также дано более детальное и четкое определение пыток, соответствующее определению Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Так, пытками будет признано не только физическое воздействие, но и запугивание в целях контроля над личностью заключенного и принуждение к совершению действий под страхом пытки.
"Необходимо ввести личную ответственность начальника учреждения при переводах заключенных в другие камеры. Пока ситуация такова, что людей могут по несколько раз в день переводить из одной камеры в другую. Понятно что это делается для издевательств. А когда доходит до проверок, теряются или уничтожаются все документы. И установить виновных садистов-сокамерников очень тяжело, - объясняет адвокат Дмитрий Дмитриев. - Также следует внести изменения в ст. 77.1 УИК РФ о переводах заключенных в СИЗО для выполнения следственных действий. По этой статье сидели в СИЗО все разработчики, которые не могут там находиться. Следователи СКР и УФСБ выписывали постановления якобы рецидивист им нужен в СИЗО, чтобы его допросить по одному из уголовных дел. Функцию перевода следует отдать судам, чтобы каждый раз проверялась необходимость нахождения заключенного в СИЗО".
Его коллега, юрист правозащитного фонда "Сибирь без пыток" Святослав Хроменков считает, что определение пыток и наказание за них следует вынести в отдельную статью. "Иначе получается, что у нас по одной статье судят и проворовавшегося чиновника, и садиста, пытавшего человека", - комментирует правозащитник.
Сейчас в отношении сотрудников правоохранительных органов, в частности сотрудников ФСИН, заводят уголовные дела по нескольким статьям, в том числе "Превышение должностных полномочий". В текущей редакции она предусматривает до 10 лет лишения свободы.
- Ранее члены Совета Федерации предложили ужесточить наказание конкретно для сотрудников ФСИН за пытки над заключенными. По действующей статье Уголовного кодекса за истязание и причинение систематических физических или психических страданий с применением пыток грозит максимум семь лет лишения свободы. В Совфеде предложили поднять срок до десяти лет.
- В начале октября правозащитный проект Gulagu.net начал публиковать архив из 40 гигабайт видео с пытками и изнасилованиями заключенных в туберкулезной больнице саратовского управления ФСИН. В распоряжении правозащитников также есть записи пыток из СИЗО Иркутской, Саратовской и Владимирской областей.
- В декабре в проекте сообщили о получении еще 200 гигабайт видео, фото и документов и угрозах в адрес информатора.
- После публикации видео Следственные комитет завел 12 уголовных дел по статьям о насильственных действиях сексуального характера и превышении должностных полномочий.