За пару дней, 17–18 апреля, село Малые Ярки в Тюменской области ушло под воду. Местные жители позвонили в МЧС, их обещали спасти – в итоге спустя несколько часов из холодной воды их вытаскивали не спасатели, а жители соседней деревни. А глава Большеярковского поселения заявил им по телефону: "Вас слишком мало, чтобы спасать!"
Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм
Сейчас 14 человек, включая детей, живут в чистом поле. Им помогают только жители соседней деревни. Ни выплат, ни какой-либо помощи продуктами или водой от чиновников малоярковцы до сих пор не получили. Теперь у них начались проблемы с отоплением палаток – кончается топливо для электрогенератора.
"Больше 4 часов стояли по пояс в воде"
– Наши Малые Ярки – это две улицы. Дома по одной улице ушли 17 апреля прямо под крышу. Нас оповестили перед этим, мы начали собираться – дети, родители, питомцы, скот. Уезжали – спасались сами, никаких спасателей не было. Часть соседей уехала вперед, а часть застряла на подъезде к полю, которое приметили накануне, оно выше уровня воды. Но не успели, встряли, у кого-то были рыбацкая одежда и готовность к такой ситуации, а кто-то в чем был, в том и стоял четыре часа в холодной воде. Конечно, промерзли, все насквозь, – говорит Татьяна (имя изменено для безопасности собеседницы).
Ваш браузер не поддерживает HTML5
На вопрос, почему стояли, а не шли, бросив вещи, она отвечает, что ждали МЧС, так как поверили в то, что им помогут.
– Мы же позвонили в МЧС. "Да-да, скоро приедем", – сказали нам, наобещали, а в итоге так и не приехали. Спустя 4 часа нас забрали те малоярцы, кто ушел вперед: они взяли на подмогу жителей соседнего поселка Пешнево и вернулись за нами. Когда стало очевидно, что МЧС не приедет, – негодует Татьяна. – Перед этим Игнатов (Николай Игнатов, глава Большеярковского поселения – Малые и Большие Ярки, Казанский район) по телефону нас уверил, что он предупредил администрацию соседнего Пешнево и там нам предоставят временное жилье в клубе. А когда мы приехали сюда, в администрации никто даже об этом не знал, нас не ждал. То есть Игнатов на деле и не предупредил никого. По-скотски просто отнеслись к нам [чиновники]. Мы, конечно, в бешенстве звоним Игнатову, он прямым текстом посылает! Представляете, спит на мягком и так разговаривает с затопленцами, которые первую ночь на голой земле спали и курточками укрывались, в том числе дети! У нас и запись разговора есть – он буквально говорит, что ваше село, мол, такое мелкое, вас спасать не надо, мы Казанским занимались. Вот как это? Есть люди поважнее, а есть те, кто не важен?! Мы в шоке до сих пор.
По словам пострадавших, им помогают только такие же жители, как и они, – в основном жители соседнего Пешнево. Соседи и сейчас спасают пострадавших – привезли им в чистое поле, куда они смогли эвакуироваться, палатки, продукты и воду. Чиновники, по их словам, на ситуацию не реагируют, на обращения не отвечают.
– У нас дети, старики, а от власти ни жилья, ни продуктов, ни воды питьевой. Зато в СМИ пиарятся, что всех спасли. Почти двадцать человек вывезли себя сами и живем сейчас на улице. Вот такое ужасное отношение! Из Пешнево люди сами организовались, приехали, спасибо им – сколотили нам столы, сделали вагончик, чтобы хоть дети на земле не ночевали, а мы по-прежнему в палатках. А тех, кто полночи стоял в воде холодной, отпарили, отогрели. Воду и продукты тоже привезли, иначе мы бы спаслись от воды, но передохли тут от голода и холода, – говорит Ольга (имя изменено), жительница села Малые Ярки, потерявшая дом в наводнение. – Мы понимаем, что власть не виновата в стихийном бедствии, но в том, чтобы спасти людей и организовать их жизнь после?! Мы в одних трусах выплыли, почему никакой помощи?! Не могут же соседи постоянно нас кормить и поить, у них самих последнее.
Уровень воды в реке Ишим за сутки поднялся на 11 сантиметров и по состоянию на утро 19 апреля достиг 723 сантиметров – при критическом значении в 850 сантиметров. Вода быстро подбиралась к населенным пунктам, была объявлена эвакуация населения. По данным губернатора Тюменской области Александра Моора, такого высокого уровня воды не наблюдалось 77 лет.
"Нужно понимать, что мы столкнулись с масштабным паводком, такого уровня воды не было с 1947 года. Сейчас самое главное – эвакуировать людей из опасных районов. Медлить нельзя. Когда придет стихия, будет уже поздно", – написал глава региона в своем телеграм-канале.
"Какие деньги, воду даже не привезли"
Собеседники Сибирь.Реалии из затопленных Ярков сообщили, что никаких денег или даже обещаний от чиновников не получали.
– С нами так никто и не связывался. Какие 150 тысяч, вы что?! У нас топливо для генератора заканчивается, сутки пройдут – и мы тут на костре детям готовить будем. Игнатов вообще разговаривать с нами отказывается, – говорит Ольга.
Николай Игнатов, глава Большеярковского поселения, отказался говорить и с нашей редакцией.
– Да, это я. Какая редакция, я не вижу вашего редакционного удостоверения, где вы? Не буду я разговаривать, ничего не скажу, – бросил трубку Игнатов.
На вопрос об обеспечении пострадавших малоярковцев хотя бы топливом и водой глава поселения отвечать тоже отказался. По словам Татьяны, каждые сутки у 14 самоэвакуировавшихся уходит до 10 литров бензина на подогрев воды и приготовление пищи. Сейчас осталось около 10 литров.
– Факт в том, что мы вроде и живем в стране, платим налоги, но случись что – спасать придется себя самим, своими силами, своим упорством. Понимаете, в чем проблема? То есть про нас даже не предупредили тех, кто мог помочь. Хотя бы женщинам и детям можно было организовать эвакуацию и достойное место?!
17 апреля жители села Пахомова в Тюменской области пожаловались редакции, что самостоятельно сделали дамбу из мешков с глиной, чтобы спасти свои семьи и дома от наводнения. Но на следующий день представитель МЧС приказал разобрать им дамбу из-за того, что она слишком близко расположена к дому его подчиненного.
На тот момент жители Казанского района рассказали Сибирь.Реалии, что вода уже отрезала их села от сообщения – большей части жителей пришлось эвакуироваться самостоятельно, так как спасателей нет. Уровень воды достиг на 17–18 апреля отметки "половодье" в районе села Ильинка Казанского района. В Ишиме, селах Памятное, Казановка, Викулово местные жители также сами наращивали высоту дамб, чтобы не пропустить воду. Многие отмечали, что занимаются этим самостоятельно, так как помнят наводнение, которое Ишим пережил в 2017 году: в результате прорыва одной из дамб вода затопила жилые дома.
Эвакуацию жителей из-за паводков также объявляли в Курганской, Томской и Кемеровской областях. Паводок затронул и Казахстан: там из зон затопления эвакуировали более 86 тысяч человек. Нынешний паводок в Оренбургской области – крупнейший за всю историю наблюдений в регионе. Ему присвоен статус ЧС федерального характера. По последним данным, ущерб инфраструктуре оценивается более чем в 40 миллиардов рублей. Из пострадавших районов эвакуировано больше 10,7 тысячи человек, из них около полутора тысяч находятся в пунктах временного размещения.
Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России.