Уже несколько месяцев жители Омска подвергаются "газовой атаке": неизвестное предприятие выбрасывает в атмосферу города ядовитый газ этилмеркаптан. Утечка вредного вещества случалась уже десять раз. Экспертиза подтверждает, что предельно допустимое содержание в воздухе этилмеркаптана превышено в сотни раз. Надзорные органы и региональные власти безуспешно пытаются найти источник выбросов. Местные жители проводят собственное расследование.
"Народная карта химической атаки"
Еще весной 2017 года в омских пабликах соцсетей появились сотни сообщений горожан о том, что в разных районах города чувствуется неприятный запах. Люди при этом массово жаловались на то, что у них першит в горле, на тошноту и головные боли.
– Я еще в марте как-то попала в самый эпицентр этого ужасного запаха, – вспоминает омичка Нина Коновалова. – Вышла на улицу из помещения и у меня буквально перехватило дыхание. Очень трудно было дышать. Вонь, действительно, очень сильная, похоже на запах канализации. Мне стало плохо, появилась головная боль, тошнота. На улице от этого "аромата" некуда было спрятаться. У людей этот запах вызывал приступы паники.
Буквально четыре дня назад в городе снова сильно пахло этим газом
Подобные сообщения в начале года появились не только в соцсетях, о "газовой атаке" написали и местные СМИ. В ответ вышло официальное сообщение пресс-службы областного правительства о том, что одна из газораспределительных станций допустила утечку одоранта – "добавки к природному газу, которая используется, чтобы его мог учуять человек".
Через пару недель в городе снова появился этот резкий запах. Вспышки стали регулярными. Стало очевидным, что где-то действительно есть источник, который фонит и отравляет воздух Омска.
– За семь прошедших месяцев было около десятка подобных выбросов, – рассказывает омский эколог, независимый эксперт по проблемам окружающей среды Сергей Костарев. – Лично я шел по набережной в центре города и четко почувствовал этот характерный запах. Потом по новостям передали, что в этих же районах – Левый берег и центр – многие люди его также чувствовали.
Сергей Костарев первым озвучил версию о том, что произошла масштабная утечка ядовитого газа этилмеркаптана. Именно это вещество имеет такой характерный запах. Позже предположения эколога подтвердил Следственный комитет России, который в марте возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 251 УК РФ "Загрязнение атмосферы". Экспертиза показала, что предельно допустимая концентрация этилмеркаптана в городском воздухе превышена в сотни раз.
– В марте сильный запах стоял прямо в районе Центра мониторинга окружающей среды – государственной организации, которая обязана проводить измерения, – говорит Сергей Костарев. – Сотрудники Центра просто вышли во двор и специальным прибором сделали замеры. Было установлено превышение содержания в воздухе этилмеркаптана более чем в 400 раз.
Профессор Костарев считает, что речь идет о чрезвычайной ситуации и экологической катастрофе, независимо от того, в каком районе города (промзоне или жилых кварталах) было зафиксировано превышение содержания в воздухе вредных веществ.
Это уже вещество высокого класса опасности и может вызвать серьезные проблемы с нервной системой
– Проблема еще и в том, что кроме этилмеркаптана в атмосферу могут попадать и другие ядовитые газы, которые вообще никак не пахнут, но куда более вредные. Ведь это выбросы химического производства. Есть еще газ метилмеркаптан, который пахнет аналогично. Это уже вещество высокого класса опасности и может вызвать серьезные проблемы с нервной системой. Просто конкретно по нему замеров не было. Эту проблему нельзя игнорировать. Омску нужна качественная система оперативного мониторинга воздуха, которая бы контролировала опасные источники: предприятия, нагруженные магистрали, места хранения опасных веществ, – говорит Сергей Костарев.
Однако вместо программы реагирования, предусмотренной в подобных случаях, эвакуации и очистки воздуха, власти предпочли просто обнадежить горожан заявлениями о том, что все в порядке. В Министерстве здравоохранения Омской области сообщили, что все омичи после утечки газа остались живы и здоровы.
– По данным Минздрава Омской области, обращений граждан за медицинской помощью в результате выброса в атмосферу загрязняющих веществ по поводу возможного отравления не поступало, – было сказано в официальном сообщении ведомства.
В областном МЧС людей уверяли, что газ не может вызывать недомогание, потому что концентрация этого вредного вещества в Омске недостаточно высокая.
– Те концентрации, которые наблюдаются в городе, для человека безопасны. Если концентрация будет превышена в десятки тысяч раз, то человек почувствует легкое наркотическое опьянение, мышечные недомогания. Как следствие могут быть тошнота и рвота. Но существенного вреда на организм данное вещество оказать не может, – заявил начальник ГУ МЧС по Омской области Владимир Корбут.
Омский активист Виктор Корб не поверил чиновникам на слово и организовал общественное расследование. Он объявил в Twitter о самостоятельном массовом мониторинге появления в воздухе этилмеркаптана. Идея была такая: внимательные жители сообщают ему о времени, месте и степени едкого запаха (по пятибалльной шкале), эти данные фиксируются на карте и, учитывая направление и силу ветра, определяется источник.
"Народная карта химической атаки" – так назвал Виктор Корб свою акцию. Меньше чем через неделю на карте Корба было нанесено порядка 60 маркеров – мест, где омичи чуяли запах этилмеркаптана. В результате автор идеи опубликовал две гипотезы. Согласно первой, источник находится в районе очистных сооружений Омского нефтеперерабатывающего завода. По мнению Виктора Корба, возможный источник загрязнения – это нелегально складированные замерзшие химические продукты. У активиста была и вторая версия о том, что источником загрязнения может быть завод "Омский каучук" .
"Резиновые озера"
Вторую версию подхватил известный омский блогер Орис Брут (Владимир Лифантьев). Он самостоятельно искал источник утечки ядовитого газа и писал о ходе расследования на своей странице ВКонтакте.
– Я понял, что вопрос очень серьезный. У каждого, наверное, в Омске есть друг или знакомый, или родственник, больной онкологией. У меня несколько таких. Когда на пресс-конференции я услышал, какую чушь несут по поводу загрязнения воздуха чиновники, я решил, что надо детально разобраться в теме и рассказать людям, – говорит Орис Брут.
В середине августа Орис Брут вместе Сергеем Костаревым провел рейд по задворкам предприятий северного промузла Омска. На территории завода "Омский каучук" они обратили внимание на буферные пруды предприятия – так называемые "резиновые озера".
– Вместо "бытовых отходов" я обнаружил вот эти два сказочных озера, – рассказывал Орис Брут. – Одно из них ярко-красное, второе – кислотно-зеленое. Со дна кислотно-зеленого озера поднимаются пузыри какого-то газа, которые лопаются и оставляют после себя на воде радужные разводы. Второй водоем, помимо ярко выраженного красного цвета имеет еще и берега из застывших пузырей резины. По всей видимости, в воду этого пруда сливали еще не прошедшую полный цикл вулканизации резину.
По документам и заявлениям представителей завода "Омский каучук", озера никак не используются с 2012 года. Однако Орису Бруту удалось найти доказательства того, что пруды эксплуатировались совсем недавно, в последние месяцы. В качестве доказательств он представил подборку фотографий с Гугла, на которых рядом с озерами в разное время видна строительная техника, а вода в прудах периодически меняет цвет. Через неделю Росприроднадзор заявил о начале официальной проверки территории завода "Омский каучук".
Неразгаданная тайна
В результате в Омске источник утечки этилмеркаптана искали все: и надзорные органы, ответственные за экологическую безопасность, и чиновники областного правительства, и правоохранительные органы. Даже бывший губернатор Омской области Виктор Назаров публично требовал найти виновника и поставил срок – два дня. Под подозрение попали семь предприятий, расположенных в северной части города, в промзоне.
В итоге исполняющий обязанности руководителя регионального Роспотребнадзора Сергей Еремин назвал источниками неприятного запаха буферные пруды Омского нефтеперерабатывающего завода (ОНПЗ). Пиар-служба Нефтезавода активно отбивала информационные атаки. Был организован пресс-тур на завод, с демонстрацией системы мониторинга выбросов. Представитель ОНПЗ заявил журналистам, что нашедшему источник выброса предприятие выплатит поощрение – "сумму с пятью нулями".
За шесть месяцев так и не выявлен виновник этих выбросов
Несмотря на это, федеральный Росприроднадзор подал на ОНПЗ в суд. Предметом разбирательства, однако, стала законность использования буферных прудов. Но про этилмеркаптан в претензиях Росприроднадзора не говорилось. Поиск виновных, таким образом, зашел в тупик, до сих пор источник утечки вредного газа в Омске не найден.
В конце сентября временно исполняющий обязанности руководителя Росприроднадзора Сергей Тектов сделал неожиданное заявление: "Ощущался неприятный запах – это да. Но чем пахло, установить не удалось". Он пояснил, что лаборатория, которая определила вещество в воздухе как этилмеркаптан, не была аккредитована, а, значит, ее заключение не имеет силы. Получилось, что газа вроде как и не было, а значит, и искать источник утечки теперь не надо.
На том бы история и закончилась, если бы не форс-мажор. В октябре был отправлен в отставку губернатор Омской области Виктор Назаров. Исполняющий обязанности губернатора Александр Бурков снова потребовал от регионального министра природных ресурсов найти источник этилмеркаптана.
– Мы видим, что за шесть месяцев так и не выявлен виновник этих выбросов, – заявил Александр Бурков. – Самое главное, мы не понимаем, что ждет нас завтра! Я вижу неудовлетворительную работу министра природных ресурсов. Я дал поручение провести служебное расследование, почему он не принял конкретных мер по предотвращению дальнейших выбросов. Это или халатность, или личная заинтересованность.
Вскоре министр природных ресурсов области Александр Винокуров подал в отставку. Его место занял Александр Матненко, который уже лично побывал на "проблемных территориях" промзоны, где наиболее вероятна утечка газа.
– Вообще ситуация странная. Ушел в отставку министр природных ресурсов области, который оказался крайним, – комментирует ситуацию Сергей Костарев. – Надо понимать, что поймать виновника за руку в сложившейся системе наблюдения за загрязнением атмосферы практически невозможно. У нас нет такой системы, которая даст точный ответ, что загрязнение идет от этого конкретного предприятия. Искать виновных имеет смысл именно в момент выброса. Когда можно конкретно зарегистрировать место. А как его найти после? Если только проговорится кто-то из работников предприятия.
Сейчас жители города продолжают жаловаться на то, что периодически по-прежнему чувствуют едкий запах газа, но источник его утечки так и не выявлен, а виновные не наказаны.