По подсчетам правозащитников города Усолье-Сибирское из Приангарья в медучреждения города за 6 лет поступило не меньше 30 обращений по поводу жестокого обращения полицейских, травмировавшихся горожан.
"В медучреждения Усолья с 2011 года по июль 2017 года обратился 31 житель города с жалобами на различные травмы разной тяжести из-за неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов Усолья. Цифра минимальна, конечно. Сколько еще случаев, о которых мы не знаем, когда люди отправились лечиться домой или просто ничего не сказали в больнице о том, кто их избил, – сообщил редакции "Сибирь.Реалии" Павел Глущенко. – Согласно ответам на запросы в ангарский СИЗО-6, куда в основном доставляют подследственных из Ангарска и Усолья, только за первую половину 2018 года телесные повреждения выявили у 30 человек".
По словам правозащитника, мониторинг изолятора в Усолье выявил неправильное ведение журнала о телесных повреждениях, имеющихся у задержанных и арестованных. А после начала общественного расследования, по словам Глущенко, в местное отделение МВД стали в разы меньше вызывать скорую помощь. "После мониторинга правозащитников число вызовов скорой помощи в отделение, у которого по всей области дурная слава пыточного, серьезно снизилось: в 2014 году было 297 вызовов скорой, в 2015 – 237, в 2016 – 238, а за первые 7 месяцев 2017 – 82. Почти в 3 раза меньше, – сообщает Глущенко. – По данным общественного расследования, в ГУФСИН есть свой куратор, который работает с осужденными "по соглашению", то есть "прессовщиками", и с сотрудниками, которым нужны те или иные признательные показания в расследовании уголовных дел. Согласно данным нескольких источников, 10 лет назад перед дежурной частью МО МВД "Усольский" неизвестные выбросили 2 трупа "прессовщиков", ранее в ИВС выбивавших признательные показания из задержанных и арестованных. Год назад в Усолье 2 брата зарубили топором "прессовщика", известного в Усолье как "Проповедник" – он пытал одного из братьев, когда тот находился в ИВС. В прошлом году один из четырех осужденных, заявивших о пытках в СИЗО-6, после освобождения напал на сотрудника ГУФСИН в кафе Братского района".
За последние семь лет Усольский городской суд рассмотрел, по подсчетам правозащитников, 12 дел о пытках в учреждениях ГУФСИН. "Из них 5 бесследно пропали: сначала их вернули в прокуратуру Усолья, в суд, видимо, ни одно из них уже не попадет, – заявил Глущенко. – С этой пыточной статистикой мы обратились к председателю Следственного комитета РФ Бастрыкину с предложением создать независимую следственную группу по расследованию пыток в правоохранительных органах Иркутской области, а после – отдельную службу. Сейчас следователям СК приходится часто работать с полицией, поэтому объективно рассматривать дела о пытках своих же коллег они не могут. Кроме того, мы требуем у ведомства проверить отказные материалы по пыткам и жестокому обращению, о которых заявили жители Усолья и района".