В Тайшетском, Нижнеудинском и Тулунском районах Приангарья затопило больше 3 тысяч жилых домов, свыше 9 тысяч человек оказались в зоне бедствия. Есть погибшие. Люди говорят, что об угрозе затопления их никто не предупредил, а спасатели МЧС в первые дни наводнения отказывались эвакуировать пострадавших.
Режим ЧС в Иркутской области был введён в пятницу, 28 июня, лишь на третий день наводнения, когда затопило города и посёлки уже третьего по счёту района. 26 июня под воду ушли населённые пункты Тайшетского района, вечером того же дня затопило Нижнеудинский район, в пятницу, 28 июня, вода перелилась через дамбу в Тулунском районе и улицы Тулуна "превратились в реки". В субботу, 29 июня, наводнение началось в Чунском районе. Сейчас в зоне паводка находится 31 населённый пункт, сообщают в МЧС по региону.
В районной администрации нас уверили: "Не переживайте, всё под контролем"
"Из-за обильных осадков и подъёма уровня воды в реках подтоплены 3735 жилых домов, в которых проживает 9063 человека, в том числе 1984 ребенка, 3747 приусадебных участков. В зоне затопления – 32 социально значимых объекта. Подтоплено 17 участков автодорог и 13 мостов", – сообщили изданию "Сибирь.Реалии" спасатели. По данным МЧС, из-за воды перекрыли движение с 1370-го по 1371-й километр федеральной трассы Р-255 "Сибирь".
В субботу, 29 июня, источники в правительство области неофициально сообщают уже о пяти погибших. Однако официально признана пока только одна жертва – это человек, якобы отказавшийся от эвакуации.
Сейчас в регионе введён режим ЧС, организованы пункты временного размещения, однако в районы бедствия привозят, по словам пострадавших от паводка, просроченные продукты и сильно ограничивают выдачу питьевой воды.
МЧСник сказал: "Нет таких полномочий"
Жители посёлка Соляная Тайшетского района Приангарья, пострадавшие от наводнения одними из первых, проснулись в среду, 26 июня, от шума воды.
Старики, дети, даже беременные – спали на траве, кто что с собой взял, тем и укрывались
– Глянула на реку – навесной мост снесло, тросы все оборваны, пойму затопило. Но в районной администрации нас уверили: "Не переживайте, всё под контролем". Конкретно – глава нашей администрации Юрий Донской. В итоге мы сидели и смотрели на воду, как она подбирается к посёлку. Я в какой-то момент плюнула, собрала документы и пошла в Дом культуры, который на горе. Так нас три семьи там и спаслось, – сообщила корреспонденту издания "Сибирь.Реалии" Анастасия Михалёва.
Остальные жители посёлка, по словам Михалёвой, остались в домах, так как поверили чиновникам. Но в 17–18 часов вода затопила все дома посёлка, и жителям пришлось забраться на гору с другой стороны Соляной.
– К Дому культуры им было уже не выбраться, поэтому они заночевали на другой горе. Где именно? Да прямо на земле! Все – старики, дети, даже беременные – спали на траве, кто что с собой взял, тем и укрывались. Некоторые, правда, не уходили, ночевали на крышах своих домов. Никто их не эвакуировал, к нам же прилетели после звонков с просьбами о помощи МЧС. Сказали: "Нет таких полномочий" – и улетели. Да, это точно был спасатель – в оранжевой такой форме с шевронами МЧС, в кепочке зелёной, – вспоминает Михалёва.
Среди заночевавших на горе оказались больная сахарным диабетом девочка и недавно прооперированная из-за рака груди женщина, рассказывают жители Соляной. Их звонки с просьбами забрать хотя бы больных, одной из которых требовалась плановая капельница, а у второй резко подскочил сахар, спасатели также проигнорировали.
– Знаю, что женщину вчера на частном катере повёз в больницу на капельницу кто-то из местных. Увезли ли ребёнка, не знаю, – говорит Анастасия.
Жители соседнего посёлка Рождественка рассказывают, что спасаться в ночь с 26 на 27 июня им тоже пришлось самостоятельно.
– Я читаю сейчас в соцсетях, как у людей в других районах, и понимаю, что у нас в Тайшетском районе вообще всё дико происходило. Мы не ждали МЧС, потому что вокруг всё уже тонуло. Сами на моторных лодках помогали соседям выбираться, – говорит Иван из Рождественки, уточнив, что не знает, звонили ли другие жители посёлка спасателям.
По словам жителей Соляной, после затопления домов в администрацию они не смогли дозвониться – никто не брал трубку. Глава Соляновского муниципального образования Юрий Донской в посёлке появился только в пятницу, 28 июня, после того, как режим ЧС ввели во всем регионе.
Чиновники привезли с собой воду и консервы, но тушёнка и кабачковая икра оказались просроченными
– Бегал тут вместе со спасателями, суетился. Это был, к слову, единственный день за всю неделю, что глава у нас появился. Но к тому времени вода у нас уже на спад пошла, многие вернулись по домам, начали ремонтом заниматься. Потребуется, конечно, капитальный: считайте, полдома двое суток в воде простояло – полы, погреба менять полностью придётся, стены кое-где, – рассказывает Александр Михалёв.
Электроэнергии и интернета в посёлке нет с 26 июня. Продукты и воду жители не могут привезти сами, так как все автодороги перекрыты из-за поднявшейся воды, а передвигаться на лодках настоятельно не рекомендуют спасатели.
– В пятницу чиновники привезли с собой воду и консервы, но тушёнка и кабачковая икра оказались просроченными. Пришлось отдать собакам, – говорит Анастасия Михалёва.
"Спасли, когда вода по горло была"
Примерно в то же время – вечером 26 июня – вода зашла на улицы Нижнеудинска. По примерным подсчётам жителей города, вода затопила больше 80% всей площади города.
Муж по горло в воде был, когда его на какой-то военной машине вытащили. Я выбиралась, когда на улице вода уже по бедро стояла
– Районы, где можно ходить, наперечёт – "Спутник", ж/д парк. Нам повезло – у меня мама живёт на "Спутнике", поэтому мы с мужем и детьми переехали к ней. Поэтому я с вами и разговариваю – остальным не до этого: ищут родственников, пытаются устроиться сами. Многие находятся в пунктах временного размещения. А ведь они могли спокойно уехать к родственникам в другие города, спасти животных, вещи ценные. Потому что ещё 25 июня, наблюдая, как вода в реке поднимается, мы все спрашивали мэрию: "Насколько это опасно?" Нас успокаивали, а в итоге пришлось эвакуироваться впопыхах, муж вообще по горло в воде был, когда его в районе Аэропорта на какой-то военной машине вытащили. Я выбиралась к маме, когда на улице вода уже по бедро стояла. Дело в том, что это очень резко всё произошло – ушла на работу, а через несколько часов улицы уже поплыли, – говорит Евгения Немченко.
По словам Сергея Королёва из посёлка Нумский в том же Нижнеудинском районе, Нижнеудинск, Нумский и другие поселения района затоплены "по крышу одноэтажного дома".
– По реке плывут дома, бани, теплицы и гробы (видимо, с верховья). Мы отрезаны от внешнего мира, все дороги затоплены, – рассказал Королёв.
Из своего частного дома семья Немченко не успела спасти собаку. У соседей, по словам Евгении, тоже утонули домашние питомцы и скот.
– Примерно половина всех домов в городе – частный сектор. Так что многие держали собак и кошек, куриц, свиней – почти все животные погибли, потому что, во-первых, не было предупреждения о необходимости эвакуации, а во-вторых, когда спасатели всё-таки к вечеру появились – они спасали только людей. Я сама лично слышала отказы взять питомца с собой: мол, спасаем только людей, – рассказывает Немченко.
По словам другого жителя Нижнеудинска Артёма Петернёва, организовавшего волонтёров для помощи пострадавшим, главная проблема города сейчас – борьба с последствиями наводнения. Из-за затопления главного водозабора Нижнеудинска и двух электростанций в городе уже четвёртые сутки нет воды и света.
– В первую очередь мы развозим питьевую воду по пунктам временного размещения. Это тысячи людей, у которых нет вообще ничего – ни еды, ни предметов личной гигиены, ни одежды. Всё произошло очень быстро, и вода пошла со всех сторон сразу. С наводнением 1996 года даже сравнивать нельзя. По центральным районам попросту бежала река с серьёзным течением. Света почти нигде нет. Так как большая часть Нижнеудинска затоплена, в том числе магазины – продукты купить негде. Есть потребность в консервах, чае, сахаре, лекарствах, но особенно – питьевой воде, – говорит Петернёв.
Ранее местная администрация объявляла, что из-за ограниченных запасов воды на одного человека выделяют не больше 2,5 литров.
– Город как будто на военном положении – транспорт не ходит, ни частный, ни общественный. Сегодня вызвали на работу – добиралась час. Это хорошо, что работа есть. У моего мужа рабочее место в районе аэропорта просто "смыло", что будут делать, не представляем. Знакомые жалуются, что аптеки закрыты, они остались без важных лекарств. Продукты в незатопленных магазинах вроде есть и, насколько я успела заметить, – по нормальным ценам. Но вот хлеба дефицит, так как хлебозавод отрезан – он находится на так называемом "острове", территории между реками Уда и Застрянка. Некоторые жители пишут, что к ним приезжают машины с хлебом – по 100 рублей за булку продают. Мэрия просит такие вещи фотографировать и писать в прокуратуру, – говорит Немченко.
Нам твердили из всех утюгов: "Причин для эвакуации нет!", "Оставайтесь по домам!", "Не поднимайте панику!"
Волонтёры открыли сбор средств для того, чтобы покупать самое необходимое тем, кто находится в пунктах временного размещения. Выплаты от государства пока никто из почти двух десятков жителей Тайшетского, Нижнеудинского и Тулунского районов, опрошенных нашим изданием, не получал. И только один собеседник признался, что успел попасть в списки пострадавших от наводнения – Евгения Немченко сообщила, что её внесли в такой перечень сегодня на работе, в отделении Почты России.
"Не поднимайте панику – дамба выдержит"
Соседний Тулунский район затопило после того, как вода перелилась через дамбу в пятницу, 28 июня. И так же быстро, за несколько часов, вода поднялась на уровень первого, а местами – второго этажа.
Чиновники сейчас уверяют, что вовремя предупреждали население о приближающейся стихии и координировали эвакуацию. Местные жители категорично заявляют – "Бред собачий!". И рассказывают, что спастись организованно успели те немногие жителей Тулуна, которые поверили не властям, а сообщениям в соцсетях из Нижнеудинска, который затопило на сутки раньше.
– Нам твердили из всех утюгов: "Причин для эвакуации нет!", "Оставайтесь по домам!", "Не поднимайте панику!" и самое главное – "Дамба выдержит подъём воды до 10 метров". Когда люди вспоминали наводнение 1984 года, чиновники им снисходительно напоминали, что в то время дамбы не было, а теперь нам, мол, нечего бояться. При этом в соцсетях наученные горьким опытом ночи 26-27 июня нижнеудинцы писали: "Умножайте всё, что говорят власти, на три, нас топит, всё плывёт – спасайтесь!" Умные и осторожные, кто поверил не чиновникам, а людям, собрали детей, ценные вещи и отбыли. Большинство же даже документы схватить не успели! – рассказывает жительница Тулуна Руфина Малахова.
Именно по этой причине, считают горожане, прошедшей ночью спасателям пришлось снимать людей прямо с крыш. Группы в соцсетях переполнены переписками, в которых пострадавшие пишут свой адрес в Тулуне, умоляют пользователей помочь им дозвониться до спасателей и рапортуют о том, какое расстояние осталось от уровня прибывающей воды до конька крыши, на которой они сидят. "БАБУШКИНА, 17 – 3 ПОЖИЛЫХ ЧЕЛОВЕКА НА КРЫШЕ. 50 СМ ЗАПАСА ОСТАЛОСЬ! 45! 30!", – писал Андрей Кириенко из Тулуна, уточнив, что никто из стариков плавать не умеет. Судя по переписке, их спасли, когда до воды оставалось 20 сантиметров. И таких чатов с разными адресами в Тулуне несколько только в одной из местных групп "ВКонтакте".
За жителей других деревень и посёлков района в соцсети писали их родственники, поскольку на местах связи не было вообще, и о них узнавали, только если кому-нибудь из жителей удавалось на лодке добраться до соседней деревни, где есть телефонная связь.
– Плачевная ситуация в деревне Красный Октябрь, жители ждут помощи. Вот фото от пяти утра – дома ушли под воду. Сами жители полностью изолированы, ждут помощи, – передает слова деревенских Ульяна Ельцова.
В другой деревне Тулунского районе – Евдокимова – жители сообщают, что с крыш их сняли только сегодня, 29 июня, в пять утра.
– Мои старенькие родители всю ночь просидели на крыше, с рассветом их спасли. После этого они смогли мне дозвониться, тогда я и узнала обо всём. Сейчас они находятся в домах соседей, на возвышенности, где не затопило. Говорят, из пяти улиц деревни осталась только одна, остальные утонули, и люди остались буквально без всего. И чудовищно врут в СМИ: якобы были какие-то подомовые обходы, что людей предупреждали – никого не было! Перестаньте врать! Из-за вашего вранья уже погибли люди. Конечно, погибшие не могут взять и рассказать, что никто их не предупреждал о наводнении или что на самом деле они не отказывались от эвакуации. А сколько животных унесло водой? Все стада в Евдокимовке поперемёрли, а ведь у тех, кто с этого живёт, было и по десятку свиней, коров, – негодует Ольга Жукова.
Наталья Зайцева из деревни Евдокимова, гибель одного жителя которой и пропажу ещё троих сегодня признали в администрации Иркутской области, также заявила корреспонденту "Сибирь.Реалий", что никаких подомовых обходов в деревне не было, и ни одного чиновника накануне ЧП и в первые его дни местные жители "в глаза не видели".
Между тем в правительстве области в пятницу, 28 июня, официально заявили о том, что 27 июня около семи часов вечера, до наступления критической ситуации в Евдокимове местные власти совершали подомовой обход жителей с просьбой покинуть свои дома. "Одна семья от эвакуации отказалась. Уже около 23 часов начался паводок. Данная семья решила предпринять попытку самостоятельной эвакуации со своим соседом, у которого была лодка. Вероятнее всего, люди не знали, что в это время в деревню уже движется отряд спасателей. В результате произошел несчастный случай", – заявили в пресс-службе администрации областного правительства.
Однако жители Евдокимова, подтвердившие, что их соседи – дед с внуком 8 лет утонули из-за перевернувшейся лодки, заявили, что из деревни не был эвакуирован ни один человек.
– Когда старик с мальчиком и их сосед ночью поплыли на катере, все остальные жители сидели по крышам. Да, там произошёл несчастный случай – мотор зацепился за корягу, лодка перевернулась, сам лодочник еле выплыл. Но ведь никто нам эвакуацию не предлагал – это же полная неправда! Мы что, не в себе, чтобы отказаться от спасения и на крыше ночевать, думать, как бы до утра дожить?! – возмущается Зайцева.
На очереди – Чунский
"В области на сегодня работают 32 пункта временного размещения, в 11 из них находится 561 человек, в том числе 161 ребёнок. 6 человек, нуждающиеся в медпомощи, госпитализированы в лечебные учреждения, – рапортуют в региональном министерстве по чрезвычайным ситуациям. – В муниципальных образованиях созданы комиссии по оценке ущерба, идёт работа по формированию списков пострадавшего населения. Разбронированы и направлены в пострадавшие районы резервы материальных средств. Вопросы по обеспечению продуктами, предметами первой необходимости решены в полном объеме на местах, имеется достаточный запас бутилированной воды".
На работах по спасению людей, по данным МЧС, задействованы 577 человек, 125 единиц техники, 49 плавсредств и 6 вертолётов Ми-8.
В ближайшие два дня, по данным метеослужб, ситуация в регионе не улучшится – в Иркутской области прогнозируют сильные дожди, сообщили в МЧС.
"29-30 июня в области ожидаются грозы, порывы северо-западного ветра 11-16 м/с, в южных районах и в горах Восточного Саяна – ливневые дожди. Из-за повышения уровня воды на реке Чуне и частичного подтопления населённых пунктов Баер, Баянда, Бунбуй, Октябрьский, Пионерский, Приудинск, Тахтамай в пункт временного размещения на базе средней школы эвакуировали 20 человек, включая двух детей. Подготовлены еще два пункта временного размещения вместимостью 300 человек. В Зиминском районе пункты временного размещения готовы принять порядка 800 человек. В один из них из островного посёлка Братская протока уже вывезли на лодках троих взрослых и семерых детей. В ближайшее время планируем вывезти оттуда ещё пятнадцать жителей, так как вода в реке Оке прибывает, и прогноз гидрометеорологов неблагоприятный", – сообщил начальник 5-го отряда федеральной противопожарной службы Александр Николаев.
На сайте министерства жителей области просят "принять необходимые меры предосторожности, а именно – заблаговременно узнать адреса пунктов временного размещения, зарядить телефоны и эвакуироваться из жилья, попадающего в зону затопления". "При получении неблагоприятного гидрологического прогноза и информации о возможном подтоплении освободите от привязи домашних животных, откройте клетки и загоны", – посоветовали спасатели.