В Сети не стихает скандал вокруг аудиозаписи, выложенной недавно в интернет, на которой жителей Тулуна, пострадавших от наводнения, кто-то называет "бичевней" и "быдлом". Предположительно голос на записи принадлежит начальнику пресс-службы губернатора Иркутской области Ирине Алашкевич.
Дама, чей голос сейчас пытаются идентифицировать, говорит, что для пострадавших в пунктах временного размещения созданы такие условия, которых не было в "их хлеву", и что люди готовы были "кипятком описаться от счастья", когда с ними встретился Путин. И добавляет, что, хотя губернатор Иркутской области сказал ей находиться в Тулуне, она "не видит туда смысла таскаться". В ход идут и нецензурные выражения.
Напомним, в конце июня в Иркутской области начался самый сильный паводок за всю историю наблюдений. Пострадали более 100 населенных пунктов, но особенно сильно Тулунский и Нижнеудинский районы. Погибли 25 человек, судьба восьми до сих пор неизвестна. Пострадавшими признаны были 38 тыс. человек. Именно к этому ЧП и относятся высказывания, попавшие на аудиозапись.
Аудио появилось на сайте Irk.ru. Затем главный редактор издания "Восточно-Сибирская правда" Александр Гимельштейн наложил аудиозапись и ее расшифровку на кадры встречи жителей Тулуна с Владимиром Путиным, и получился вот такой видеоролик:
Аудиозапись была наложена на кадры встречи жителей Тулуна с президентом
Аудио вызвало настоящий взрыв в соцсетях. Вот пример комментариев на странице в Facebook к новости, опубликованной нашим изданием.
"Они себя считают хозяевами, а мы для них крепостные, у которых нет никаких прав. Оттого и такое отношение", – пишет, например, Людмила Бочегова.
"Как-то нужно выявить всех клещей-чиновников. А потом взять и уволить без права получения льгот по госслужбе. Или же просто посадить в тюрьму за оскорбление своих работодателей – народ", – считает интернет-пользователь Кузьма Ермошкаев.
В соцсетях люди в связи с этой историей вспоминают и другие "яркие" высказывания чиновников. Но и сами в выражениях не стесняются.
20 августа стало известно, что губернатор Иркутской области Сергей Левченко инициировал служебное расследование в отношении Ирины Алашкевич. Скандальная аудиозапись отправлена на экспертизу. Проверена будет ее подлинность как таковая, эксперты дадут оценку тому, не является ли запись смонтированной и, наконец, действительно ли голос на ней принадлежит Алашкевич. Сама она на время проверки отправлена в отпуск.
Экспертиза явно делалась "на коленке"
Тем временем телекомпания РЕН ТВ заявила, что заказала независимую экспертизу аудиозаписи и эксперты якобы подтвердили: запись подлинная, а голос, запечатленный на аудио, – голос Ирины Алашкевич.
Если несколько дней назад чиновница называла фальсификацией саму аудиозапись, то теперь она говорит о том, что и данные экспертизы – подделка.
Корреспонденту "Сибирь. Реалий" удалось связаться с Ириной Алашкевич.
– Давайте я вам отправлю скриншот этой самой "экспертизы", которая сейчас распространяется в СМИ – там и мой комментарий по ее поводу есть. Думаю, вы сами увидите, что эта "экспертиза" сделана на коленке. Датирована она почему-то августом прошлого, 2018-го, года. Фамилия эксперта в одном и том же "документе" – то Маакеев, то Макеев. Да и проводились исследования то ли в Красногорске, то ли в Москве. Видимо, люди очень торопились. Судите сами, можно ли доверять мнению таких "экспертов", – рассказала Ирина Алашкевич. – А результаты официальной экспертизы будут готовы только на следующей неделе. Но мы и результаты этого "исследования" тоже отправим на проверку – стоит разобраться, кто и где ее делал.
На вопрос, кому нужно было распространять сфальсифицированную (если это действительно так) аудиозапись, Ирина Алашкевич ответила буквально следующее:
– А вы разве не видите, какая информационная война ведется против губернатора и его команды уже несколько лет? Я знаю, кто и для чего это сделал. Но давайте все-таки дождемся данных официальной экспертизы – тогда можно будет все детально рассказать.
Между тем появилась информация, что после инцидента был уволен фотограф и видеооператор Александр Шудыкин, больше 10 лет работавший с администрацией Иркутской области. По его словам, опубликованным "МК Байкал", уволили его и из газеты "Областной", с которой он также сотрудничал. Александр считает, что все произошло потому, что Алашкевич заподозрила его в "сливе" скандальной записи, сделанной, судя по всему, на планерке.
Это было ее личное мнение. На него имеют право даже чиновники
В Сети уже успела появиться петиция под названием "Александр Шудыкин уволен за правду". Но сам он уверяет, что аудиозапись не делал и не распространял. Более того, по словам Александра, он и на планерки давно не ходит:
– Я перестал ходить на планерки: там лишь крики и раздражение. Уже четвертый год задания мне передают коллеги. Эта запись сделана не мной, но, очевидно, кем-то из сотрудников на планерке. Когда она обвинила в этом меня – при всем коллективе, – я очень удивился, но, зная ее, не стал ничего говорить, она и так материт меня постоянно. У меня трое детей, внуки – и слышать такое от руководителя!.. После этого, в тот же день, мне позвонили из "Областной", чтобы сообщить, что меня оттуда тоже уволили, после семи лет работы, – заявил он журналистам.
Но в соцсетях сейчас появляются и другие посты. Не то чтобы в поддержку или в защиту Ирины Алашкевич – в них говорится о том, что недопустимо обнародовать заявления чиновников, сделанные на закрытых рабочих мероприятиях, с которых в принципе не должно быть вынесено ничего для широкого обсуждения.
"Мне кажется это важным:
1. Это было её личное мнение. На личное мнение у нас имеют право даже чиновники.
2. Это было произнесено в кругу, из которого не должно было быть вынесено по определению. Это часть корпоративной этики", – говорится, например, в посте, сделанном в группе Facebook "Древний кельт".
"Публиковать в СМИ высказывания чиновников (и не только) с непубличных мероприятий без их согласия нельзя, – заявляет в ЖЖ и пользователь БГ Иркутск. – К тому же я лично услышал в этой аудиозаписи совершенно иное. Женский голос нелестно называет не людей, которые находятся в зоне паводка, а тех "ряженых", которых используют в массовках вне Москвы, выдавая за местный народ. Хотя оскорблять и этих людей нельзя".
Наши чиновники давно превратились в особую касту
Политолог Кирилл Дюндик не согласен с такой точкой зрения. Как он заявил корреспонденту "Сибирь. Реалий", единственно правильной реакцией со стороны губернатора на эту ситуацию было бы немедленно уволить своего пресс-секретаря, независимо от того, где и при каких обстоятельствах было сделано скандальное высказывание.
– Человек отвечает за связи с общественностью. Она при любых обстоятельствах должна вести себя и высказываться так, чтобы это нельзя было как-либо "исковеркать". И давать повод для каких бы то ни было провокаций она в принципе не должна, – считает Кирилл Дюндик. – Если же такое оказалось возможным, значит, человек работает не на своем месте. Ее работа в том и состоит, чтобы любая информация, исходящая от региональной власти, не допускала двусмысленного толкования. А она сама оказалась в центре скандала. Губернатору тут вообще не стоило ничего комментировать – сразу уволить ее, и скандал был бы исчерпан.
Говорить же о том, является эта запись подлинной или нет, сейчас, безусловно, рано, считает Кирилл Дюндик.
– Но вообще-то от наших чиновников такого вполне можно ожидать. Я пять лет отработал на госслужбе, и меня это всегда удивляло – что чиновники воспринимают людей, для которых и работают, как досадную помеху. И все чаще от них приходится слышать, что люди сами виноваты во всех своих проблемах, – говорит он. – И эта тенденция усиливается: сменяемости власти нет, народ работу чиновников не контролирует. Администрации стали такими огороженными от людей царствами, это особая каста людей, "новые дворяне", которые при формально скромных доходах живут лучше, чем люди, которых они, по идее, должны обслуживать.