Ссылки для упрощенного доступа

"Я спросил: до миллиона догоните?" Блогера в Хабаровске оштрафовали почти на 400 тысяч за освещение протестов


Дмитрий Тимошенко
Дмитрий Тимошенко

Почти 400 тысяч рублей штрафов получил в Хабаровске Дмитрий Тимошенко – блогер и автор газеты "Арсеньевские вести". За освещение акций протеста в поддержку арестованного бывшего губернатора края Сергея Фургала его задерживали уже девять раз, в спецприемнике он провел около десяти суток. Каждый раз суд не учитывал, что он только освещал протесты, признавая его участником митингов. Но несмотря на такое давление, он не намерен сдаваться. И уверен, что сможет погасить штраф.

Последний раз Дмитрий Тимошенко попал в руки полиции 16 января. Его водворили в спецприемник на пять суток, и за это время состоялось четыре суда, на которых блогера признали виновным в нарушении и повторном нарушении правил участия в публичных мероприятиях. И назначили два штрафа на сумму 160 тысяч рублей.

– Дмитрий, какая на сегодня точная сумма штрафов?

Сейчас у меня 395,5 тысяч рублей штрафов. Около половины суммы, надо сказать, уже собрали.

– Когда вы начали освещать акции протеста в Хабаровске?

А практически с первого митинга. Только сначала я был в рядах протестующих, даже с мегафоном ходил. Но потом стал вести репортажи в своем инстаграме. Вообще, сначала я не знал совсем ни законов, ничего. Да и было время, что патрули не предупреждали о том, что мы что-то нарушаем. Так что поначалу я не особенно парился, а просто отстаивал свою гражданскую позицию, затем снимал митинги. Но когда прислали Михаила Дегтярева, то началось. И каждый раз меня судили как участника митинга, так и не доказав, что я собственно участвовал. "Видишь видео, узнаешь себя на нем?" спрашивал судья. И все, вот и вся доказательная база, абсурд на абсурде.

Полицейские говорили, что журналисты – это провокаторы, которые нагнетают ситуацию, пытаются вывести протест на новый уровень – чуть ли не до "коктейлей Молотова"

– А когда было первое ваше задержание?

Меня как раз и задерживали первого, вместе с Александром Нуйкиным в конце июля. Мы уже садились в такси, когда к водителю подошел оперативник Центра "Э" Сергей Брезгин и сказал, что мы задержаны и дальше едем в отделение. Все, что мы успели сделать, – сообщить прессе и адвокатам. Но я, честно, мало сказать, что был в шоке. Первый раз в жизни оказался за решеткой – нас посадили в патрульный автомобиль, повезли в отделение. Полицейские говорили, что журналисты – это провокаторы, которые нагнетают ситуацию, пытаются вывести протест на новый уровень – чуть ли не до "коктейлей Молотова". А некоторые даже говорили, что тоже за Фургала. Потом к нам не пускали адвокатов долго, а суд на следующий день присудил нам по пять суток ареста.

– Они учли, что вы один воспитываете двенадцатилетнюю дочку?

- Ничего они не учли, что у меня дочь, на работу нужно выходить – на тот момент я работал в музыкальном магазине. Хорошо, что у меня руководитель понимающий оказался, ничего не было. А вот когда задержали второй раз, то уже попросили – или завязываешь с этой деятельностью, или что.

Глава городского УМВД все спрашивал, зачем я занимаюсь этой деятельностью, снимаю все, у меня же дочь

– Когда было второе задержание?

Когда я вышел после первых пяти суток, меня попросили вести репортажи для RusNews. И я уволился с работы: хотел получить опыт в журналистике, научиться чему-то. В целом как раз тогда я понял, что хочу заниматься журналистикой. Я всегда был творческим человеком, а это новые грани. После этого и понеслось: командировки в Комсомольск, Владивосток, поездки по отделениям полиции, судам. И как раз когда я был с редакционном заданием на суде у одного из задержанных на митинге – задержали меня, дали трое суток (21 августа, накануне очередной массовой акции в поддержку Фургала. – Прим. С.Р.).

– Сколько всего уже было задержаний?

Сбился со счета. Вот последние – шесть судов, шесть задержаний. И еще раньше три, после которых меня долго никто не трогал, передышка была до ноября, когда начали брать всех журналистов. А я как раз повез передачку одному из блогеров – и меня прямо возле спецприемника и задержали. После этого и начались разговоры с эшниками и полицейскими.

– О чем?

Глава городского УМВД Руслан Игнатьев, который считается у нас зачинщиком массовых задержаний, все спрашивал, зачем я занимаюсь этой деятельностью, снимаю все, у меня же дочь. Вот так пытался уговаривать, мол, я же понимаю, к чему это идет. И я, честно сказать, сначала прислушался: перестал в отделы полиции ходить, сменил телефон, одежду. Телефон один раз у меня "пеленганули" – как начали приходить сообщения бесконечно со всех ресурсов, на которых я когда-то регистрировался. Я тут же симку сломал, выбросил, купил новую. Телефон поменял – это помогло избежать нежелательных звонков и взломов. Но слежка продолжилась: сидели возле дома эшники в машине, караулили. Искали меня, домой приходили. Пытались снять меня на камеру, когда я на митинги ходил.

Я и верхнюю одежду поменял, чтоб меня не могли узнать и задержать. Но в итоге позже меня даже судили за участие в акции в тот день, когда я был в этой одежде. Хотя там было не просто меня узнать, учитывая, что и лицо, кроме глаз, было полностью закрыто лыжной маской.

– Как думаете, откуда к вам такое внимание? Вы же не единственный журналист, который освещал протесты.

После первого разговора с Игнатьевым я пошел и рассказал обо всем в прямом эфире штаба Навального в Хабаровске. Очень подробно об этом разговоре. Думаю, тогда они и взъелись на меня. Ведь ко мне и в спецприемник приходил главный эшник Александр Шустов. Рассказывал, что митинги эти ни к чему не приведут, а если мы хотим что-то изменить, то нужно избираться, а наши хождения бесполезны и вообще – идиотизм. Еще все объяснял, что мы не журналисты, а "протестуны", и к журналистике наша работа не имеет никакого отношения. Ну, конечно, мы все видим, как можно избираться, а потом отправиться в СИЗО "Лефортово"! Зато после того, как я широко осветил эту ситуацию подписчикам, мне начали материально помогать, и это, честно сказать, помогло, если по простому выражаться – загаситься на какое-то время. Но по факту это не слишком помогло: даже в лыжной маске узнали меня тогда.

– Штрафы обжаловать будете?

Да, у меня есть адвокаты, которые занимаются этим и до ЕСПЧ планируют продвигать. У нас-то вряд ли что-то получится: все наши предыдущие апелляции отклонили. А сумму вряд ли удастся снизить. Думаю, если получится оспорить хотя бы одно решение, то и все остальные так же, так как они аналогичны. Если не получится и приговор вступит в силу, то мы соберем сумму, уже есть половина. Конечно, я понимаю, что если продолжу провоцировать этих начальников полиции, то "дадинская" статья вполне ожидаема. Ну, или если буду появляться на площади регулярно. Но загадывать такое не хочу.

– Сейчас начинаются новые протесты в поддержку Навального. Планируете продолжать освещать митинги? И как считаете, что будет?

Работать, конечно, буду продолжать. В последний разговор с Русланом Игнатьевым он снова спрашивал – понимаю ли я, к чему все ведет? Что я останусь с кучей штрафов и с долгами. Я только переспросил: до миллиона доведете? Сейчас, думаю, мы уже увидим какие-то плоды от протестных акций. Эту цепь событий – арест Фургала, Навального – уже не остановить. Одно на другое накладывается, и я думаю, что сменяемость власти неизбежно наступит. Неспроста же все это происходит. Рано или поздно справедливость должна восторжествовать, и люди будут выбирать тех людей во власть, которым доверяют. Я думаю, мы к этому близко.

Протесты в Хабаровске 23 января
Протесты в Хабаровске 23 января

А как считаете, почему в Хабаровске за Навального вышло меньше людей, чем за Фургала?

Думаю, это зависит от многих факторов, в том числе и время года, и то, что для хабаровчан дело Фургала стало основной причиной протеста. Как мне кажется, в Хабаровске 23 января люди скорее вышли за себя и Фургала, а Навальный послужил только триггером к этому, вновь оживил протест. Я даже и не слышал почти кричалок за Навального в Хабаровске, чего о других городах не скажешь.

2 февраля канал SOTA сообщил о том, что еще одну хабаровскую журналистку Александру Рунову подвергли в совокупности еще более крупному штрафу, чем Дмитрия Тимошенко. Она вела трансляции для канала RusNews. За повторное нарушение правил участия в публичных мероприятиях (ст. 20.2 ч. 8 КоАП РФ) в поддержку бывшего губернатора Сергея Фургала суд присудил ей штраф в 200 тысяч рублей. В декабре 2020 года она также получила штраф в 150 тысяч рублей по тем же обвинениям, а еще раньше она получала еще несколько штрафов. Общая сумма составила 442 тысячи рублей. Обжаловать предыдущие штрафы пока не удалось.

XS
SM
MD
LG