Житель поселка Чуна Иркутской области 32-летний Сергей Полехин в августе 2020 года попал в ДТП. Виновником аварии он не был, но именно его инспекторы ГИБДД увезли в отдел. Там инспектор ДПС Бурмакин избил его до состояния, когда потребовалась срочная госпитализация в реанимацию. После трепанации черепа Сергей умер. Сестре Полехина удалось получить с камер отдела ГИБДД запись с избиением брата, но сам инспектор вину в его смерти так и не признал – спустя полтора года он все еще никак не наказан.
"Надо будет, и током разбудим"
ДТП произошло 2 августа 2020 года. Сергей повез свою девушку из Чуны в соседний Лесогорск. На трассе переднее колесо лопнуло, и его машину вынесло на встречную полосу. Спустя несколько минут в машину врезался автомобиль, обгонявший на большой скорости две попутные машины.
– Там вообще обгонять по знакам нельзя, а этот водитель Яковенко еще и гнал очень сильно. Нам свидетели рассказывали: он две машины обогнал по той трассе и на скорости въехал в брата моего, стоящего. Повезло, что пострадали только машины – в машине брата просто в колесо ударили, а тот, который врезался, – передний капот смял, – рассказывает сестра Сергея Светлана Полехина. – Мне позвонила знакомая: "У тебя брат попал в аварию". Я приехала сразу же – моя улица Пролетарская, даже пяти минут нет езды до того места. Приезжаем мы с мужем, ДПС минут через 30–40 после уже.
По словам Светланы и ее мужа, в самой аварии Сергей никак не пострадал. Как и второй водитель.
– Он сидел нормальный, адекватный. Был полностью здоров, ни ссадины, ничего такого не было у него. Дэпээсник, приехавший на ДТП, Бурмакин, сперва Яковенко, который врезался в брата, допросил, потом моего брата, – рассказывает Полехина. – Брат к тому времени уснул, потому что полночи перед этим не спал. Я его не оправдываю за это, но он же не нарушил ПДД, в отличие от врезавшегося. Лопнуло колесо, любого бы вынесло на встречку. А дэпээсник с такой ненавистью Сережу будил, как будто он виновник. Сережа начал вставать со своей машины, а этот его дернул за грудь так, что он сильно ударился лбом о стойку машины. Я говорю: "Вы чего творите?" Он посмотрел на меня и промолчал. Повел в машину ДПС на опрос. Вот поэтому мы противились тому, чтобы он ехал с ними. Когда после опроса они заявили, что Сережу берут с собой, я говорю, дайте ему домой съездить, переодеться, отоспаться. Тот говорит: "Ничего страшного, мы разбудим". – "Вы током не будете его будить?" – спросила еще. Потому что у нас в области же беспредел в этом смысле. А второй дэпээсник Высоцкий на это сказал: "Надо будет, и током разбудим".
– Потом я получила видео из ГИБДД, там все видно, почему его на скорой увезли. У него из ушей кровь пошла после удара дэпээсника Бурмакина! Четыре удара нанес. Патологоанатом сказал, что именно эти удары повлекли смерть Сережи, – говорит Светлана. – На видео видно, что, когда он накинулся на него, в кабинет ворвался дежурный Нигматулин. Пытался остановить. Но четыре удара Бурмакин успел нанести.
Перед этим мне сказали, что отпустят его через часа полтора, мол, подъезжайте, заберете. Полтора не выждала, через час позвонила и узнала, что от силы 15–20 минут в дежурной части провел, его избили и сразу же увезли.
– В милиции мне так сказали: "Ему плохо стало, его на скорой увезли". Я сразу же в скорую, мне там стали вещи выдавать, он даже обгадился, извините за выражение, после этих ударов. Сережа в реанимации, не приходит в чувство. Его в тот момент уже готовили к операции. Спрашиваю: "Что за операция?" – "Трепанация черепа!" Ему из головы удалили 250 миллилитров, стакан(!), жидкости. В себя он так и не приходил. Он был стабильно тяжелый, последние два дня – критически тяжелый. 12 августа Сережа умер, – рассказывает сестра погибшего. – У меня знакомая в этой реанимации работает, по ее словам, хирург сказал: "Привезли бы парня пораньше, спасли бы". В судмедэкспертизе сказано: "Умер от удара тупым предметом".
"Это не превышение, это убийство!"
Накануне материалы уголовного дела по статье о превышении полномочий сотрудником ДПС Бурмакины передали в суд. По этой статье минимальное наказание – запрет на работу в определенной должности на срок до 3 лет или заключение на 3 года.
– Мы не согласны с закрытием материалов этого дела. Почему его судить за превышение полномочий намерены? Это не превышение, это убийство! Просто забили человека до смерти в ГИБДД! При этом расследование, на наш взгляд, проведено некачественно. Мы ходатайствовали о том, чтобы биллинги телефонов инспекторов сделали, экспертизу по видео с камеры, чтобы подтвердить, что эти удары были смертельными. В материалах дела многое не совпадает, время увоза Сережи, например, и госпитализации. Такое впечатление, что дело специально разваливают, чтобы Бурмакина от настоящего наказания освободить. Он же до сих пор на свободе разгуливает, даже не под домашним арестом!
Сам обвиняемый от комментариев отказался, в материалах дела свою вину в смерти Полехина инспектор Бурмакин не признает.
В Следственном комитете по Иркутской области редакции подтвердили ходатайство обвинения о переквалификации статьи, но прокомментировать отказы в ходатайствах о проведении экспертиз отказались.