В забайкальском селе Капцегайтуй ждут с проверкой сотрудников силовых ведомств. В середине января дама, ранее проживавшая здесь, пожаловалась на новогоднее представление. Точнее на то, что два пятнадцатилетних подростка переоделись на елку Снегурочкой и Бабой-ягой. Она направила жалобу депутатам, в прокуратуру, полицию и губернатору, обвинив организаторов спектакля в "пропаганде нетрадиционных ценностей, извращении, сексуальной эксплуатации детей и неуважении к военным".
Сами жители Капцегайтуя возмущены тем, что бывшая односельчанка написала жалобу от их имени, и говорят, что не заметили никакой ЛГБТ-пропаганды в новогоднем представление. На защиту подростков встал и глава села, отметивший, что он читал сценарий и ничего плохого в нем не увидел. Знакомые с семьей подростков и их учитель беспокоятся, что подобные обвинения повредят психике школьников.
"Опоганили, извратили, оскорбили"
Жительница Забайкальского края написала жалобу на организаторов елки в своем родном селе Капцегайтуй и отправила ее нескольким депутатам, двум прокурорам и губернатору края. О проверке объявила полиция и прокуратура региона. Глава Дома культуры, где проходила елка, уволилась.
"На данном мероприятии для "взрослого" населения села участвовали несовершеннолетние дети, начиная с 8-летнего возраста. Снегурочкой был мальчик 15–16 лет. Мальчик этот говорил писклявым голосом, жеманно, ломаясь, как девица. При этом Снегурочка вынесла Деда Мороза на руках и весь вечер этот Мороз пролежал на коленках Снегурочки. Было очень противно на это смотреть и слушать", – написала автор жалобы от лица жителей Капцегайтуя. По ее словам, их оскорбило в том числе и то, что после спектакля детям провели в сельском ДК дискотеку.
"Считаем, что нашу, народную, исконно русскую традицию с Дедом Морозом и Снегурочкой опоганили, извратили, оскорбили. Проведение праздничного мероприятия с подобной пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений является издевательством, кощунство над Ветеранами СВО, которые погибают, рискуют жизнями, отстаивая традиционные ценности нашего населения, страны", – сообщается в жалобе.
На выложенном в сети видео видно, как 15-летний подросток в костюме Снегурочки носит Дед Мороза на руках. Роль другого женского персонажа Бабы-яги исполнял другой подросток, переодетый в женское платье.
В конце заявления автор попросила привлечь к ответственности уволившуюся главу ДК Ольгу Колобову и главу села, ее мужа Валерия Колобова.
Правозащитники отмечают, что, несмотря на то что елку в селе провели еще в конце декабря, а новый закон о признании ЛГБТ экстремистским движением вступил в России в силу 10 января, организаторам, "если будет доказана вина", может грозить до 12 лет лишения свободы.
К слову, повышенный интерес к сельской самодеятельности некоторые из присутствовавших на мероприятии связывают с тем, что в сценке упоминается Путин. Подросток, переодетый в Бабу-ягу, появляясь перед Снегурочкой, объявляет: "Меня сам Путин позвал".
"Переоделся молодой человек в Бабу-ягу. Это что, криминал?"
Часть опрошенных Сибирь.Реалии жителей Капцегайтуя рассказали, что вообще не видели представление, и посмотрели запись только после поднятого шума. Другие отметили, что в спектакле "не было ничего такого" и они никакой жалобы не подписывали.
– Есть подозрение, что писала жалобу одна только Маргарита Котенко, она давно не живет в селе, а видео ей прислали ее знакомые, пара местных пенсионеров. Они и сами-то не возмущались, что уж говорить о нас?! – говорит Сергей из Капцегайтуй. – Я кого ни спрошу, никто не подписывал. Получается, она "за нас" одна и нажаловалась. Это, думаю, более странно, чем переодетые в Снегурочку ребята.
Глава села Капцегайтуй Валерий Колобов, которого автор жалобы также обвинила в "пропаганде нетрадиционных отношений", подтвердил, что заявление на него написала Маргарита Котенко, которая уже 30 лет не живет в селе.
– Она последние полгода пишет жалобы на руководство села в различные органы и инстанции. Новый закон – только предлог для нее. Потому что в спектакле ни одного намека на эту пропаганду нет, – говорит Колобов. – Парни разыграли сценку, это же Новый год, праздник. Ну, переоделись, но это же спектакль. Там не только Снегурочка была, но и зверушки разные, инопланетяне, бабочки. Это что криминал? Это ж Новый год!
Сама Маргарита Котенко позже подтвердила местному изданию, что не живет в Капцегайтуе с 1994 года. По ее словам, возмущенные сельчане отправили видео с праздника ей в мессенджере.
Колобов, напротив, уверен, что даже видео ей не отправляли – она взяла его сама из сельского чата, в котором до сих пор состоит.
Глава села говорит, что сам подал на Котенко заявление в прокуратуру, Следственный комитет и полицию.
Тем не менее о намерении провести проверку спектакля "на ЛГБТ-пропаганду" уже сообщили не только в полиции и прокуратуре. Глава Краснокаменска и Краснокаменского района Наталья Щербакова заявила в соцсетях, что в пятницу специально приедет в Капцегайтуй выяснить, есть ли недовольные новогодним праздником.
"Получила ваше обращение, в котором вы пожаловались на новогоднее представление, где роль Снегурочки исполнял мальчик. Для полного понимания ситуации прошу вас прийти на сход жителей 19 января 2024 года в 13:00. Будем внимательно разбираться, все обстоятельства проведения этого подросткового праздника будут выяснены. Правовую оценку дадут компетентные органы", – написала Щербакова.
До этого о "взятии на контроль" ситуации в Капцегайтуе объявила вице-премьер правительства Забайкалья Виктория Бессонова: "Получили обращение о жителей села Капцегайтуй Краснокаменского района, которые пожаловались на новогоднее представление, где роль Снегурочки исполнял мальчик. Взяли на контроль, будем внимательно разбираться, все обстоятельства проведения этого подросткового праздника будут выяснены. Все необходимые органы и комиссии работают".
У забайкальцев такая активность чиновников вызвала только усмешку.
– Все правительство края проверьте, – иронизирует Вячеслав Туркин. – Заняться нечем, будут делать вид, что работают.
"Проехались" жители села и по конкретным персонам:
– А что же не нашлось взрослых на роли Снегурочки и так далее? Что же тогда молодежь бьют по рукам? Пусть бы Бессонова и сыграла роль Бабы-яги. Ей как раз эта роль идет. Классная бабка Ежка бы вышла, – считает Наталья Старицина.
Из десятка опрошенных редакцией только один житель села заявил, что не видит в спектакле "ничего хорошего", но понимает, что на молодежь "оказывает влияние Киркоров и другие".
– Вот ходят колядовать – тоже теперь им ЛГБТ прилепить? Бред сивой кобылы. Шли бы сами выступать! – говорит Оксана.
– Даже в больших театрах мужчины играют роли женские, – пишет Дина. – До чего дожили, полный маразм, жить страшно становится, что бог знает, что или кого завтра сосед в тебе увидит.
– Парни – молодцы, юмористы! Так-то у нас и Дед Мороз бывает женщина и что теперь? Лучше скинули бы денег, купили нормальные костюмы Деда Мороза и Снегурочки, – считает Мария Моисеева. – А вообще, живите дружно!
– Ребята большие молодцы, что подготовились и отыграли свой мини-спектакль. А тем, у кого мусор в голове, нужно срочно к доктору! – высказалась другая жительница Елена.
– Сейчас всех "дедов морозов" в детсадах нужно посадить, так как их играют женщины-воспитатели. Ну, куда мы катимся!? Люди совсем дураками стали. Привязались к мужчинам, которые колядовали в образах женщин. Так ведь всегда было, и никто и никогда не мог подумать, что это пропаганда ЛГБТ… Скоро и слово сказать нельзя будет, – считает Анастасия.
Жители села знают, кого именно из старших школьников обвиняет автор заявления, но дать контакты отказываются. Говорят, что мальчики "и так пострадали" и теперь "не отмоются".
– Мадам в детской непосредственности увидела пропаганду ЛГБТ. Мало того, что сама увидела, проявила инициативу и выставила ролик в интернет. Мало того, у самой мысли настроены на определенную волну, она эти мысли направила на детей, опорочив их. Так кого надо наказывать? Она подумала о том, что этим мальчишкам, не помышлявшим о пошлости, теперь придется долго-долго отмываться?! – объясняет Гала.
Бывший педагог ребят также считает, что подобная "слава" ее воспитанникам только повредит.
– Самое мерзкое, что про детей здесь идет речь! Парни – активисты в селе, они большие молодцы: успевают и в школе подготовить выступление, и в клубе, учатся хорошо, спортом увлекаются. Я-то знаю парней с детства, учила их, – рассказывает Марина Шапкина. – И ничего страшного на видео я не увидела! Прошу – не трогайте детей!
"Нарушений не обнаружено"
О проведенной проверке на сегодня отчитался пока только Минкульт края. Жители села признались, что "приятно удивились", когда оказалось, что министерство встало на сторону организаторов праздника.
На сайте Министерства культуры Забайкальского края появилось сообщение о том, что чиновники "рассмотрели ситуацию с новогодним мероприятием в селе Капцегайтуй Краснокаменского района, о которой сообщили СМИ" и побеседовали с руководителем комитета культуры района, а также изучили сценарий праздника, получив объяснительную от авторов.
"31 декабря в доме культуры села Капцегайтуй прошел костюмированный вечер, где в качестве актеров были задействованы участники клубных формирований дома культуры, большинство которых составляют мальчики. Они принимают активное участие в культурной жизни села и посещают кружки.
Действие по сценарию предполагало шуточные переодевания и новогодние миниатюры. Костюмированный новогодний праздник – одна из основных форм организации Нового года", – пишут чиновники.
В итоге "изучив имеющиеся в открытом доступе съемки с вечера", специалисты пришли к выводу, что "в представлении нарушений нет".
"В российском театральном искусстве и кинематографе достаточно часто используется прием, о котором шла речь в публикациях. В 1988 году Александр Леньков появился в детском фантастическом фильме "Остров ржавого генерала" в роли робота Бабы-яги. Георгий Милляр сыграл Бабу-ягу в сказке "Василиса Прекрасная" (1939). Позже он был Бабой-ягой в сказках "Морозко" (1964), "Огонь, вода и … медные трубы" (1967) и "Золотые рога" (1972).
Многие знают Олега Табакова в образе миссис Эндрю из "Мэри Поппинс, до свидания" (1984). Он откликнулся на предложение сыграть роль няни с большим энтузиазмом. Это не первый раз, когда актер так кардинально перевоплотился. В 1965 году в театре "Современник" он участвовал в спектакле "Всегда в продаже". Там Табаков сыграл трех персонажей, одним из которых была буфетчица Клавдия Ивановна.
В музыкальной комедии "Трое в лодке, не считая собаки" (1979) Андрей Миронов исполнил сразу несколько ролей. Одной из них стала миссис Байкли – старушка, страдающая от склероза.
Александр Калягин в фильме "Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975) сыграл роль бродяги Бабса, который, спасаясь от полицейских, попадает в дом богачей. Чтобы не попасть в руки правосудия, его заставляют сбрить усы, надеть платье и изображать приехавшую из Бразилии женщину.
Василий Ливанов во второй серии фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" (1980) играл знаменитого на весь мир сыщика. Чтобы перехитрить преследователей, Холмс переодевался в старушку и ждал Ватсона в поезде в таком виде.
Также можно вспомнить героиню девятилетнего Федора Стукова из кинофильма Никиты Михалкова "Родня" (1981), перевоплощения Дмитрия Харатьяна в фильмах "Гардемарины, вперед!" (1987) и "На Дерибасовской хорошая погода..." (1992), актера Юрия Стоянова, воплотившего в "Городке" более трех тысяч женских образов, и многих других", – припомнили в Минкульте Забайкалья, показав себя ценителями и знатоками советского театра и кино.