Ссылки для упрощенного доступа

"Налог на СВО". Как россиян принуждают скидываться на войну


Сбор российским солдатам, объявленный властями Шебекинского округа
Сбор российским солдатам, объявленный властями Шебекинского округа

Жители четырех регионов Сибири и Дальнего Востока рассказали Сибирь.Реалии о принуждении переводить часть зарплаты "на нужды СВО". Размер поборов от 1 до 6 тысяч рублей. У некоторых собеседников это составляет больше 15% от зарплаты. Речь идет, как правило, о сотрудниках госпредприятий или служащих воинских частей, которые боятся отказываться от таких "добровольных" взносов – им прямо или негласно угрожают увольнением или отправкой "на передок".

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм.

"Нам специально назначили "сборщика". Забайкальский край

В забайкальском поселке Приаргунск, где проживает, по данным последней переписи, 7 тысяч человек, всех военнослужащих обязали перечислять с каждой зарплаты по 2–3 тысячи рублей на войну.

– Работать на ТЭЦ или служить по контракту в местном пограничном отряде (рядом граница с Китаем) – вот и все варианты работы для жителей Приаргунска. На ТЭЦ ты еще попробуй устройся – только блат и поможет. А контрактник, по местным меркам, получает очень много – 50–55 тысяч рублей, – говорит местный житель Алексей. – В середине прошлого года их обязали "помогать тем, кто, в отличие от вас, уехал на СВО". В среднем на войну каждый переводит 5% от заработка. Сначала начальство даже хвасталось, что за первый же месяц собрало под 4 миллиона рублей. Рассказывали, что закупили дроны. Теперь молчат – и про суммы, и про покупки.

По словам жены другого военнослужащего, командование назначило "специального человека", который собирает деньги с пограничников и передает "волонтерам". Кто эти "волонтеры", по какому принципу и кто их выбирал, военнослужащие не знают.

Дрон невысокого полета
Дрон невысокого полета

– Знаю, что не военные. Но по запросу тех, кто уже "на передке", они закупают в интернет-магазинах технику и обмундирование, отправляют все на Украину. Первым делом это были дроны, несколько партий. Они вычистили все самые дешевые, детские игрушки, когда им кинули обратку: типа покупайте профессиональные, эти – деньги на ветер. И следующие 4 миллиона пошли опять на дроны – только они купили в три раза меньше, но нормальные, – говорит Галина (имя по ее просьбе изменено).

По словам собеседников Сибирь.Реалии, никто из военных не рискует возмущаться открыто, потому что на уточняющий вопрос, можно ли отказаться, командование прямо угрожало "отправить вслед за посылками с помощью".

– Оказаться на фронте здесь боятся больше, чем увольнения, – говорит Алексей. – Точнее, увольнения почти и не боятся – сейчас, наоборот, надо постараться, чтобы разорвали с тобой контракт. А вот отправить на первую линию – вполне могут устроить. Теперь это самая частая угроза и самая действенная.

В других военных городках, где военная часть – "градообразующее предприятие", происходит то же самое.

– В соседнем селе Новоцурухайтуй – те же поборы. В Борзе у меня сестра с мужем живут – там поборы еще хлеще: по ее подсчетам, все 15% забирают. Да кто будет возмущаться?! Все привыкли, что командир – царь и бог, – говорит Галина.

Разрушенный дом офицеров, Борзя
Разрушенный дом офицеров, Борзя

В апреле военные из Забайкалья жаловались, что им полгода не платили за участие в боевых действиях в Украине. Чуть ранее добровольцы из того же региона заявили о намерении устроить митинг, поскольку не получили выплаты от региональных властей, когда солдаты из других регионов получили от 195 до 250 тысяч рублей. Кроме того, после возвращения в Забайкальский край их не отправили на реабилитацию. В результате никто из них не только не вышел на митинг, но даже не подал заявление в военную прокуратуру или Следственный комитет.

"Не напишешь заявление о переводе на СВО – напишешь об увольнении". Иркутская область

В Иркутской области отдать однодневный заработок на войну в Украине требуют у сотрудников муниципальных предприятий.

Письма с требованием организовать "добровольные пожертвования на СВО"
Письма с требованием организовать "добровольные пожертвования на СВО"

– Нам в "Водоканале" такие заявления еще с осени раздают. Знаю от сестры, что в поликлиниках Иркутска то же самое. О том, что всю мэрию обязывают "скидываться на СВО", чуть ли не в открыто пишут-хвастают сами чиновники в телеграм-канале "патриотических инициатив" Иркутска. Ну, они, конечно, пишут, что это все исключительно добровольно. Только вот моя бывшая коллега, которая там работает, призналась, что кулуарно к каждому подошли-намекнули: "Не напишешь заявление о переводе – будешь писать об увольнении". Понятно, что всякие есть, и добровольно тоже понесли, но не 100% же, согласитесь? – говорит работник муниципального предприятия Сергей.

По его словам, работникам МУП никаких ограничений по сумме не ставили, но "негласно никто меньше 1000 рублей не вписывал". В мэрии и медучреждениях – раздавали бланки с "просьбой" перевести "однодневный заработок", рассказали собеседники.

Фонд поддержки общественно-патриотических инициатив "Любимый город" появился в Иркутске в марте 2023 года по инициативе мэра Руслана Болотова (партия "Единая Россия"), председателя общественной палаты города Станислава Гольдфарба и вице-мэра Дмитрия Ружникова.

"2,3 – 6,2 тыс. руб." Хабаровский край

В Хабаровске на "добровольно-принудительные поборы на СВО" пожаловались работники муниципальных предприятий в сфере ЖКХ и медучреждений.

– Осенью нам просто предлагали писать такие заявления. А сейчас руководителю из мэрии пришло письмо "с настоятельной рекомендацией организовать сбор с сотрудников добровольных пожертвований на военные нужды в размере дневного заработка для оказания помощи хабаровчанам, участвующим в спецоперации". Шаблон заявления тоже прислали, – говорит работница одного из МУП в сфере ЖКХ.

В письме за подписью заммэра Алексея Шевцова говорится об удержании и перечислении денег на счет "Городской организации ветеранов войны, вооруженных сил и правоохранительных органов".

– Они даже суммы определили для каждого: например, начальнику управления "рекомендуется" переводить от 6 до 6,2 тыс. руб., начальнику отдела – от 4,4 до 4,6 тыс., младшим экспертам – от 2,3 тыс. Это 10% от наших зарплат! Это почти столько же, сколько я за коммуналку плачу, – возмущается собеседница Сибирь.Реалии. – Попробуй откажись – начальник уверен, что если он всех не заставит "скинуться на СВО", его уволят. Я не знаю, реально ли так. Но в том, что он будет доводить до увольнения тех, кто его не послушает, уверена. У нас все подписали в итоге. Хотя постой в курилке – половина эту войну осуждает.

"Вас обложили новым налогом". Якутия

Работники добывающего предприятия "СГТ ВОСТОК", зарегистрированного в якутском городе Нерюнгри, также заявили о незаконных поборах "на нужды военных".

"Добровольное пожертвование на СВО" в зарплатной ведомости
"Добровольное пожертвование на СВО" в зарплатной ведомости

– Казалось бы, частная контора, какое ей дело до СВО?! Но нет – объявили нам в конце апреля: мол, ребята, будем высчитывать из зарплат по тысяче рублей с каждой вахты, – говорит работник предприятия Бато. – Говорят, типа отнеситесь к этому как к еще одному налогу. НДФЛ с вас берут, вот теперь будет "налог на СВО". Мало того, что мне эта война никуда не уперлась, так еще и деньги плати за нее. Сколько на нас сама компания нажилась – не сосчитать. А как налог платить – так не собственник конторы, а опять работяги.

Бланк заявления, выданный сотрудникам ОмГУ
Бланк заявления, выданный сотрудникам ОмГУ

Месяцем ранее Сибирь.Реалии писали о том, как сотрудников Омского государственного университета имени Достоевского (ОмГУ) принуждают перечислить часть зарплаты в помощь российским военным. Об этом редакции Сибирь.Реалии сообщил сотрудник вуза на условиях анонимности. В приемной ректора редакции заявили, что "это добровольная процедура".

На этой неделе сотрудникам вуза выдали бланки заявлений на имя ректора ОмГУ о "добровольном перечислении средств" в размере однодневного заработка "для оказания поддержки участникам специальной военной операции".

В документе для перечисления указаны реквизиты банковского счета городского Союза ветеранов.

"Добровольность мероприятия очень условна, потому что когда коллега спросила, можно ли не брать бланк, секретарь пообещала "беседу" (видимо, с ректором?) всем, кто не подпишет. Конечно, могут срезать премии, могут запретить работать сверх ставки. До увольнений, может, и не дойдет, но кто знает", – сообщил собеседник Сибирь.Реалии.

По телефону в приемной ректора редакции заявили, что сбор денег для военных - "исключительно добровольная процедура", однако факт раздачи специальных бланков отрицать не стали.

Между тем, как выясняется, не все руководители учреждений готовы подчиняться требованиям начальства проводить добровольно-принудительные сборы. 22 мая администрация Мамско-Чуйского района Иркутской области сообщила в своих соцсетях о том, что глава района "попросил" местные организации сдать на "СВО" два дневных заработка. Однако директор Витимской школы отказалась от этого "предложения":

"Не все учреждения отнеслись с должным пониманием к важности данного мероприятия в настоящих реалиях нашей жизни. Крайнее недоумение вызывает позиция директора МКОУ "Витимская средняя общеобразовательная школа", депутата районной Думы Булачевской Е. А., которая в телефонном звонке мэру района Морозову А. В. высказала резкое отрицательное суждение по поводу сбора средств в поддержку СВО", – говорится в посте.

"У педагогов и так небольшие зарплаты, и есть куда их потратить", – сообщила Елена Булачевская редакции Сибирь.Реалии. В общей сложности с бюджетников насобирали 758 тысяч рублей – на генераторы, тепловизор и квадрокоптер.

Жители российских регионов, особенно работники бюджетных организаций, регулярно жалуются на принудительный сбор гуманитарной помощи военным российской армии. Как правило, эти сборы организуют местные власти. В том числе среди многодетных родителей школьников или детей-инвалидов.

XS
SM
MD
LG