"Сидит с трупами, рычит и боится"

Фото из Инстаграма Ирины Поляковой

15 января защитники животных из Амурской области распространили по соцсетям ужасающие снимки и видеозаписи. Десятки собачьих трупов, крысы и оголодавшие еле живые псы вокруг. Такая картина предстала перед ними в собачьем приюте на окраине села Чигири в 10 километрах от областного центра – Благовещенска.

Владелец этого заведения Вячеслав Золотарев еще в 2014 году открыл на своих 18 сотках частный приют "Дружок" для бродячих собак и заключил контракты на отлов животных с администрациями нескольких районов и городов региона. Волонтеры утверждают, что уже давно знали, как на самом деле обстоят дела в этом приюте, но сделать ничего не могли.

– Это не было для нас новостью, что там такая ситуация. Мы не представляли масштабов. Но мы давно знали, что в приюте имеет место жестокое обращение с животными, однако повлиять на происходящее мы долгое время никак не могли, – рассказывает зоозащитница Ирина Полякова. Именно она 15 января сделала шокирующие фотографии и видео из приюта, которые мгновенно разошлись по социальным сетям и потрясли всех.

Зоозащитники писали очень много заявлений и в прокуратуру, и участковым. Везде, куда только можно было. Но в основном получали отказы

Находится этот приют, уже названный волонтерами "собачьим Освенцимом", за небольшим лесным массивом на окраине поселения. С трех сторон огорожен глухим забором. На частную территорию вход воспрещен. У приюта круглосуточно дежурит охранник. Несколько лет назад местная телекомпания отправила туда съемочную группу, но та вернулась с разбитой аппаратурой.

И вот, воодушевленные новым законом о защите животных, волонтеры решили все-таки проникнуть на территорию приюта.

– Нам это удалось. И мы увидели все своими глазами. Кроме того, у наших волонтеров имеется видео с отловов, где Золотарев лично с женой стрелял дротиками в собак. Он собирал по районам собак, чтобы выполнить контракт. Очень часто к нему попадали и хозяйские. Люди пытались их вызволить, звонили. Но он говорил "докажите, предоставьте документы". Мало кто на дворняжку документ оформляет. И собаку вызволить не получалось, – рассказывает Ирина Полякова.

После того, как происходящее в приюте благодаря волонтерам стало известно в городе и поднялся шум, в "Дружке" побывали сотрудники прокуратуры и МВД.

– На место происшествия выезжала следственно-оперативная группа. Сотрудники полиции произвели осмотр места происшествия. Зафиксировали факт нахождения трупов собак на данной территории. Установили и опросили свидетелей. В настоящий момент проверка продолжается, и в ближайшее время уже будет принято процессуальное решение, – сообщила корреспонденту "Сибирь.Реалий" начальник отдела информации и общественных связей амурского УМВД Инна Карташова.

– Полиция приехала к вечеру. Все сфотографировала. Мы там были до четырех утра. Кого не смогли забрать – покормили. К утру осталось 20 собак. Щенков сразу всех забрали. Многие люди приезжали, узнав из соцсетей о происходящем, и забирали собак, – говорит Полякова.

Прибывшие в этот же день в приют ветеринарные службы насчитали 47 собачьих трупов. Областная ветслужба забрала их в свою лабораторию для исследований. С ноября в области было зарегистрировано 12 случаев бешенства. Его распространения из-за условий содержания собак в приюте санитарные врачи опасаются сейчас больше всего.

Собаки в них были в ужасном состоянии. Одни кости. Видимо, они вообще не ели. Если дошли до каннибализма

​Волонтеры говорят, что всего в "Дружке" было несколько сотен псов. От маленьких щенков до огромных алабаев. Последние охраняли территорию приюта. Жили в "комфортабельных" вольерах по периметру приюта и, судя по их состоянию, получали регулярный паек. Простым дворнягам повезло меньше.

– Открытые узкие комнатки по двум сторонам прохода. Некоторые просто оцинкованные и без крыш. Собаки в них были в ужасном состоянии. Одни кости. Видимо, их вообще не кормили и они уже начали грызть друг друга. Истощенные псы в язвах в клетках с трупами. Ужасное зрелище, – вспоминает Ирина.

К вечеру 16 января на территории приюта осталось с десяток самых агрессивных животных. Волонтеры покормили, напоили их и обустроили теплые лежанки. Скоро в регионе начнутся 30-градусные морозы.

– Собаки зашуганные, испуганные. Один пес до сих пор сидит там в вольере, где рядом трупы. Мы его пытаемся взять, а он рычит и боится. Они все в следах побоев. Рядом лежит багор – крюк, явно их лупили. Понятно, что психика некоторых сломлена. Они боятся людей. Когда собак посадили в машину и повезли, они просто сознание теряли. Вероятно, от ужаса того, куда их могут везти. Они даже не сопротивляются уже. Худющие, грязные, все в блохах.

Вячеслав Золотарев сейчас, по словам волонтеров, находится в Таиланде. Получить от него комментарии нам не удалось. Но волонтеры утверждают, что к ним приходили от Золотарева голосовые сообщения с угрозами судебных исков по поводу незаконного проникновения на частную территорию.

– Зоозащитники уже давно писали заявления и в прокуратуру, и участковым о происходящем в этом приюте. Везде, куда только можно было. Но в основном получали отказы, отписки. Так как Золотарев заключал контракты, к нему периодически приходили с проверками ЖКХ, ветнадзор, другие уполномоченные. И сейчас ветнадзор утверждает, что во время тех проверок все было хорошо, никаких нареканий не было, контракт выполнялся, – говорит Ирина Полякова.

На содержание одной собаки в приюте из бюджета выделяется 22 тысячи рублей на 6 месяцев. В год область тратит на эти цели порядка 5 миллионов. Эти средства должны идти на содержание, чипирование и стерилизацию животного. Все это время приют успешно проходил проверки и продолжил заниматься отловом животных за бюджетные деньги.

– В течение всего времени работы организации, управление ежегодно проводило внеплановые проверки по заявлению граждан, по выявленным нарушениям выдавались предписания, которые в установленные законом сроки исполнялись. О тех нарушениях, которые не находятся в юрисдикции управления, мы сообщали в контролирующие органы для дальнейшего разбирательства, – говорит сейчас руководитель областного управления ветеринарии Сергей Самохвалов.

Большой общественный резонанс привлек к этой истории внимание региональных властей.

– Это вопиющий факт, и уголовное законодательство очень жестко регламентирует эти вещи. Поэтому, в соответствии с законом, виновные люди понесут соответствующее наказание, – сообщила мнение губернатора Василия Орлова его пресс-служба.

Справка:

Статьей 245 УК РФ за жестокое обращение с животными предусмотрена уголовная ответственность в виде:

- штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо

- обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо

- исправительными работами на срок до одного года, либо

- ограничением свободы на срок до одного года, либо

- арестом на срок до шести месяцев,

- либо лишением свободы на срок до трех лет.

В случае, если преступление совершено группой лиц, или группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой, а также в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая интернет), а также если это совершалось в отношении нескольких животных, предусмотрены следующие наказания:

- штраф от 100 000 рублей до 300 000 рублей;

-штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от одного года до двух лет;

- исправительные работы до двух лет;

- принудительные работы до пяти лет;

- лишение свободы на срок от трех до пяти лет.