В Кемерове на 2 месяца отправили в СИЗО 59-летнего Михаила Федяева – близкого кузбасскому губернатору долларового миллионера, входящего в список Forbes, партнера известных дружбой с Владимиром Путиным предпринимателей Ротенбергов, отца депутата Государственной думы. Следствие считает его, президента холдинга "Сибирский деловой союз", одним из виновников трагедии на шахте "Листвяжная", где в ноябре в результате взрыва метана погиб 51 человек. Согласно данным ФСБ, на покупку газоанализаторов и самоспасателей деньги компанией выделялись, но фактически эти средства безопасности никто не приобретал. Редакция Сибирь.Реалии разбиралась в деталях биографии и портрета Федяева.
"Привозил Тулееву врачей и медоборудование из Германии"
В то, что на скамье подсудимых может оказаться сам Михаил Федяев, долларовый миллионер, занимавший в прошлом году 177-ю строчку в списке богатых людей журнала Forbes, которого в 2017 году прочили в губернаторы региона, в Кузбассе до сих пор многие не верят.
– О Михаиле Федяеве в Кузбассе заговорили в конце 90-х. Он переехал в Кемерово из угольного городка Прокопьевск. Устроился к местному олигарху Вадиму Варшавскому в компанию "МирИнвест" и там познакомился сначала со своим будущим компаньоном Владимиром Гридиным, по совместительству бывшем коллегой губернатора Амана Тулеева, а затем и с ним самим, – рассказывает местный журналист Николай (имя изменено по просьбе героя из соображений безопасности). – Знакомство с главой региона оказалось полезным. Вскоре Федяев и Гридин получили угольный разрез "Черниговец". До них им управляли структуры Михаила Живило – в те времена местного олигарха. Изначально у Тулеева не сложились отношения с Живило. По одной из версий, бизнесмен не захотел отчислять деньги на социальное развитие региона. При Амане такую своеобразную мзду платили абсолютно все предприятия. Между губернатором и олигархом развернулась настоящая корпоративная война, результатом которой стала победа Тулеева. В отношении Живило было возбуждено уголовное дело за организацию покушения на убийство губернатора, он вынужден был бежать во Францию (по официальной версии, в 2000 году Живило стал заказчиком покушения на Тулеева, однако исполнитель и один из организаторов обратились в ФСБ с признательными показаниями. Спустя несколько лет "организатор" заявил, что получил деньги, чтобы создать видимость готовящегося покушения и подставить Живило. – Прим. С.Р.). А его активы местные власти перераспределили по своему усмотрению. Так Федяеву и Гридину в результате рейдерского захвата с участием ОМОНа достался разрез "Черниговец".
В 2004 году Федяев и Гридин зарегистрировали холдинговую компанию "Сибирский деловой союз". Сначала занимались только углем, но постепенно в состав компании входили предприятия и из других сфер: сельское хозяйство, включая разведение маралов и выращивание рапса, производство вагонов, ресторанный бизнес, медиакомпании с несколькими радиостанциями, ТВ-каналами, газетами и интернет-сайтами, химические предприятия, строительство жилых и социальных объектов, аэропорт, страховая компания.
Вряд ли можно назвать сферу, где СДС не имел предприятия. Несколько лет назад Кузбасс смело можно было переименовывать в СДС. Люди работали в предприятиях холдинга, покупали продукты, отдыхали, занимались спортом и развлекались в компаниях, принадлежащих СДС. Причем большинство активов доставались СДС за смешные деньги. Например, по той же причине – нежелание платить в так называемый областной фонд риска и (как это озвучивалось с трибун) нежелание участвовать в решении социальных проблем людей и города – в немилость к Аману Тулееву попал Владимир Лисин, владелец "Прокопьевскугля". В итоге Лисин отдал компанию, в которую входили семь шахт, три обогатительные фабрики, завод "Подземтрансмаш" и Черногорская автобаза, кузбасским властям всего за один рубль. А власти продали предприятия владельцам СДС за один доллар. На протяжении двух десятилетий областные власти консолидированно, с большим рвением лоббировали интересы этой частной структуры. О тесных дружеских отношениях между Тулеевым и Федяевым знали все. СДС не только регулярно перечислял деньги в фонд риска, но и помогал с решением других вопросов, в том числе личных. Например, когда у губернатора Тулеева начались проблемы со здоровьем, СДС привозили из Германии врачей и медицинское оборудование, чтобы Аман Гумирович мог получить лечение, не выезжая из региона, – говорит Николай.
Несколько лет назад холдинг СДС занялся выращиванием рапса, который пользуется большим спросом в Китае и Германии. Для этого потребовались большие площади земли.
– СДС где-то скупал их за бесценок, где-то забирал с помощью связей в правоохранительных органах, – рассказывает бывший предприниматель Вячеслав Трофимов, считающий себя пострадавшим от деятельности холдинга Федяева (имя изменено по просьбе героя публикации. – С.Р.). – В том числе возбуждались дела в отношении несговорчивых. Начальником службы безопасности СДС был бывший офицер ФСБ. Суды всегда вставали на сторону холдинговой компании. СДС просто разрушил Чебулинский, Промышленновский, Мариинский районы. Они забирали земли, сносили фермы, уничтожили 3500 дойных голов, тысячи человек остались без работы. Им не нужно было сельское хозяйство, им нужны были только земли, потому что рапс можно сажать только раз в 5 лет и ему требуется очень много химии, чтобы убить всех вредителей и избавить растение от болезни. В Китае и Германии рапсовое масло считается самым экологичным и пользуется большим спросом, но свои земли они не хотят задействовать. Вот и ищут тех, кто любит доллары и плюет на свою землю. За село обидно! Столько деревень разрушили, столько людей остались без работы: кто-то спился, кто-то уехал в города.
"Горняки, если и видели его, то издалека"
Периодически СДС продает одни активы и покупает другие. В последние годы приоритетными являются две отрасли – добыча угля и строительство. Компания "СДС-Уголь", в которую входит "Листвяжная", еще одна шахта и три угольных разреза, занимает третье место по добыче и экспорту угля в России. Однако согласно официальным данным, доходы у нее весьма скромные. По итогам прошлого года компания получила 15,7 млрд рублей выручки и лишь 14,5 млн рублей прибыли.
– Строительством СДС занимается не только в Кузбассе. Сейчас возводит спортивный объект в Новосибирске к Молодежному чемпионату мира по хоккею, который планируется в следующем году, – рассказывает кузбасский журналист Николай. – Летом этого года компания объявила о намерении застроить в Новосибирске территорию размером с Монако. Кроме этого, ведется строительство жилых домов в Санкт-Петербурге. Нередко компания выигрывает тендеры на строительство объектов на федеральные деньги. Так, например, в 2019-м к Студенческим Олимпийским играм в Красноярске компания построила стадион "Енисей". Говорят, что федеральные тендеры СДС получает благодаря поддержке и лоббированию своих людей в Москве. Гридин – бывший депутат Госдумы. Сын Михаила Федяева Павел является депутатом Госдумы шестого, седьмого и восьмого созывов. Муж одной из топ-менеджеров компании Анастасии Горелкиной Антон Горелкин тоже является депутатом Госдумы седьмого и восьмого созывов. По слухам, именно Павел Федяев через "Федерацию дзюдо России" связал отца с околокремлевским олигархом Аркадием Ротенбергом. И они теперь совместно строят "Морской порт "Суходол" для вывоза угля в Китай. Правда, он находится в залоге ВЭБ и ВТБ,– говорит Николай.
Федяев в разные годы становился инициатором создания спортивных фондов и организаций по боксу, бильярду, парашютному спорту, хоккею с мячом, волейболу. Владелец СДС является членом комиссии Международной ассоциации бокса (AIBA) по Всемирной серии бокса (WSB), председателем попечительского совета Федерации бокса Кузбасса и других.
– В 2017 году прямо на Красной площади благодаря СДС провели День российского бокса. Прямо на брусчатке у стен Кремля в режиме нон-стоп проходили открытые тренировки с чемпионами, поединки тяжеловесов мирового бокса. В околополитических кругах говорили, что через такой праздник спорта Федяев хочет сесть в кресло губернатора, надеясь заполучить благодаря любви к спорту лояльность президента, – продолжает Николай.
Смотри также "Никто не ответил ни за что". 10 лет назад на шахте "Распадская" погиб 91 человекВ феврале этого года завершилась грандиозная сделка, которая готовилась почти три года: Федяев выкупил у Гридина акции ХК "СДС", и теперь ему принадлежит пакет в 95% акций. Спустя 9 месяцев произошла трагедия на "Листвяжной". В регионе мнения относительно ареста Федяева разделились.
– В аварии на "Листвяжной" многие виноваты. Начальство – что не предотвратило, а шахтёры – что шли и нарушали. Степень вины Федяева пусть устанавливает следствие, а я – простой шахтёр, – говорит Алексей Черняк, работающий на "Листвяжной". – После аварии на "Распадской" всех обвиняемых в конце концов отпустили, дело закрыли. Надеюсь, сейчас так не будет. Мы не молчали. Благодаря интернету происходившее на шахте получило широкую огласку. Поэтому дошло до прокуратуры. Бастрыкин приехал – молодец.
У меня знакомый был на встрече с ним. Когда Бастрыкину сказали, что шахтёры ходят в шахту уже с неделю, занимаются восстановительными работами, он был удивлён. Ещё не всех погибших подняли, а уже шахтёры восстановительные работы начали – не знаю, официально работали или нет. Бастрыкин сказал, что это сокрытие улик.
Мог ли Федяев не знать о нарушениях на шахте? Наверное. Но это не снимет с него ответственности. Его интересовало, чтобы продолжалась угледобыча, чтобы ему шла прибыль. А на безопасность рабочих ему, как и другим собственникам, плевать.
Шахтёры обсуждают в основном начальников участков. К Федяеву относились скорее равнодушно. Да, есть такой крупный собственник, хозяин холдинга – не лучше и не хуже других собственников. Я работаю в подрядной организации, а шахтовых агитировали голосовать на выборах за сына Федяева. Митрополит Кузбасса говорит, что Михаил Федяев много сделал для региона, строил церкви. Возможно. Я про это ничего не знаю. Горняки, если и видели его, то издалека. Не уверен, что Федяев вообще спускался в шахту "Листвяжная". На территории шахты был, когда что-то открывалось пару лет назад, и Дмитрий Медведев к нам приезжал.
Я пять лет работаю на "Листвяжной", четыре года – машинистом дизелевоза. За это время принципиальных изменений на шахте не было, в том числе и в плане техники безопасности. На предприятиях "Евраза" за техникой безопасности следят строже. Конечно, и у нас могли наказать шахтёра, если самоспасатель от него далеко, но на такие мелочи, как, например, защитные очки, как правило, не обращали внимания.
За пять лет на "Листвяжной" немного поднялась зарплата, но и цены выросли, так что мы улучшений не почувствовали.
Была показуха. Хотели, чтобы уазик возил шахтёров от ламповой до лавы. Для этого забетонировали выработки на 30-м уклоне, переделали УАЗ в соответствии с требованиями работы в шахте. В итоге начальство на этом уазике разок прокатилось и на этом всё закончилось. Машина эта стоит. Шахтёры как ходили к лаве пешком, так и ходят. Но деньги потрачены. Сейчас, конечно, на всех шахтах начнут строго следить за соблюдением техники безопасности, но вряд ли долго, – говорит Алексей.
"Я себя виновным не считаю"
2 декабря во время общения с Владимиром Путиным Федяев признал себя виновным:
"Я не снимаю с себя никакой ответственности за происходящее. Это страшная трагедия, это боль. Все необходимые финансы всегда выделялись, оборудование покупалось самое новое, самое современное. На шахте, как я считал, существует трехступенчатый контроль. Оказывается, что человеческий фактор все это перечеркнул. Еще раз хочу сказать, что я готов понести любую ответственность. Людей сейчас не вернуть. Это все очень больно и страшно, поэтому я больше ничего не могу сказать. Извините", – оправдывался бизнесмен.
Но уже через две недели, когда в регион приехал руководитель СК Бастрыкин, владелец СДС изменил свое мнение. "Я себя виновным не считаю. Что реально предъявляют – должен разобраться и понять. Надеюсь, следствие разберется", – сказал в суде на избрании меры пресечения Михаил Федяев.
Следователи видят причинно-следственную связь между действиями и бездействием Федяева и трагедией. В СК уверены, что собственник шахты был в курсе того, что в "Листвяжной" нарушались правила безопасности, и ничего не предпринял. Накануне в суде на избрании меры пресечения в отношении Федяева были обнародованы телефонные переговоры топ-менеджеров "СДС-Уголь", через которую Федяев владеет шахтой. Из них следует, что высшее руководство холдинга было осведомлено о грубых нарушениях. Также из разговоров ясно, что после трагедии менеджеры задним числом оформляли отчеты о покупке средств безопасности для шахтеров. Так, на приобретение датчиков метана заложено 500 тысяч рублей, а потрачено было ноль. На газоанализаторы потратили полмиллиона, хотя должны были – семь миллионов. Не потратили ни копейки и на самоспасатели, а должны были потратить 121 тысячу.
Бывший координатор штаба Навального (признаны российскими властями экстремистскими организациями) в Кемерове Станислав Калиниченко считает, что арест Михаила Федяева – популистский ход Александра Бастрыкина.
– На любой шахте есть руководители и специалисты, отвечающие за техническую безопасность. Когда происходит взрыв метана, ответственных нужно искать в первую очередь среди них: выяснять, были ли обеспечены меры безопасности, соблюдались ли все необходимые нормативы и требования. И уже потом – оценивать причастность всех остальных, начиная с рядовых шахтёров (которые ответственны за исполнение мер безопасности, которые им спускают технические специалисты) и заканчивая владельцем холдинга – собственно Михаилом Федяевым. В случае с "Листвяжной" всё было сделано наоборот: сразу после взрыва под арест отправили директора шахты Сергея Махракова, его зама Андрея Молоствова и начальника участка Сергея Герасименка. Технических руководителей – главного инженера Анатолия Лобанова и технического директора Антона Якутова до этого времени не трогали. Арест Федяева произошёл в день визита Бастрыкина. Причём ночью, незамедлительно. Это как раз тот случай, когда "после – значит вследствие". Бастрыкин давно славится неуёмным стремлением пиариться. Его визит, его встреча с пострадавшими потребовали эффектного действия.
Если кто и выписывал Федяеву иммунитет, то Аман Тулеев, а впоследствии – Сергей Цивилёв. Путин, насколько я знаю, не выписывал. Поэтому, по понятиям верхушки, Федяев – прикасаем. Мы знаем примеры арестованных министров (Улюкаев), силовиков (ФСБшник Захарченко, глава СК Кузбасса Калинкин), так что в этом нет ничего удивительного.
Федяев ничего хорошего для Кузбасса не сделал. Штаб Навального в Кемерове делал небольшой видеоочерк о сыне Федяева Павле, одарившем ветеранов бутылкой водки с георгиевской ленточкой. Поскольку оба они единороссы, то, конечно, представляли интерес для штаба.
Михаил Федяев не выказывал никакой независимости и самостоятельности, даже проявлял покорность. Как и любой владелец крупного бизнеса, он давал интервью государственным телеканалам, фотографировался с Путиным и губернаторами. Говорят, у него были губернаторские амбиции, но серым кардиналом я бы его не назвал. Он обычный путинский олигарх, которому доверено управлять активами. Самостоятельных фигур в этой среде нет и быть не может. Незаменимых, естественно, тоже нет, что сейчас и будет продемонстрировано. Трудно прогнозировать, понесёт ли Михаил Федяев наказание или сумеет уйти от ответственности. Этот режим не только не руководствуется какой-либо внутренней логикой, но и не подвержен прецедентам: если в том случае было так, то и в этом будет аналогично. Это так не работает, – говорит Станислав.
"Перешагнул допустимую черту"
Собственник шахты должен нести ответственность за гибель своих работников на производстве, считает заместитель председателя совета рабочих комитетов Кузбасса Борис Лебедев:
– Я считаю, что Федяев арестован заслуженно. Он первое лицо холдинга СДС. Как собственник он обязан всё знать. Если не знаешь – не берись за это. Я больше чем уверен, что Федяев был только на экскурсии на одной из своих шахт, чтобы знать, что ответить, если о шахте зайдёт речь. Федяев – один из виновных. Главный виновник – директор "СДС-Угля", который должен быть горняком. На сегодняшний день к специалистам, имеющим своё мнение о прохождении выработок, вентиляции шахты, не прислушиваются. Они "мешают" собственнику увеличивать прибыль. Если такой специалист отстаивает своё мнение, он рискует оказаться на улице. Собственников и менеджеров этой системы интересует только прибыль. Им всё равно, в каких условиях работают люди, соблюдается ли техника безопасности. Я думаю, Федяев будет привлечён к административной, но не к уголовной ответственности. Скажет, что во всём виноваты специалисты, которым он доверил руководить "Листвяжной". Мы помним по другим крупным авариям в Кузбассе, что настоящие виновники остаются безнаказанными. Это практика нашего государства, – говорит Лебедев.
В Кузбассе гибель шахтеров – явление не редкое. Но ни разу ещё за это не привлекали к ответственности собственника предприятия. Так, у следствия не было вопросов к Роману Абрамовичу после того, как в 2010-м на его шахте "Распадская" погиб 91 человек. Не возникло претензий и к Денису Штенгелову, владельцу холдинга "КДВ Групп" (порядка 40 торговых марок, в числе которых "Бабушкины семечки", печенье и шоколад "Яшкино", сухарики "Кириешки", снеки BEERка, также компании принадлежал ТЦ "Зимняя вишня", где в 2018-м на пожаре погибли 60 человек).
– Могу предположить, что из-за падающих рейтингов власти ситуация вышла на федеральный уровень. Раньше бы Кремль на трагедию внимания не обратил, а сейчас вынужден реагировать, искать крайнего. Лоббистских возможностей Федяева, которые позволяли ему отбиться на региональном уровне, на уровне федеральном оказалось уже недостаточно, – прокомментировал Сибирь.Реалии политолог Аббас Галлямов.
В рамках расследования трагедии также выяснилось, что отраслевое соглашение, которое предложил Владимир Путин в 2010 году после аварии на "Распадской", соблюдается не всегда. По этому соглашению шахтеры, даже если не спускаются в забой, должны были получать 70% своего заработка. По факту же эти цифры на угольных предприятиях региона были на уровне 40–50%.
– 20 лет он шагал через людей. Видимо, перешагнул допустимую черту. Не знаю, чем закончится расследование. Мне кажется, все будет зависеть от того, как поведут себя люди сверху – отвернутся или нет, – считает кузбасский предприниматель Вячеслав Трофимов.
Центральный суд Кемерова поздно вечером 15 декабря рассмотрел вопрос об аресте собственника "СДС-Угля" Михаила Федяева, а также руководителя "СДС-Угля" Геннадия Алексеева, технического директора компании Антона Якутова и главного инженера шахты "Листвяжная" Анатолия Лобанова. Все четверо, в статусе подозреваемых по делу о взрыве на шахте 25 ноября, отправлены в СИЗО на два месяца. Фигурантам уголовного дела предъявлены обвинения в нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц, и злоупотреблении полномочиями в коммерческой организации, повлекшем тяжкие последствия.