Призраки, фантомы, загадочные фигуры довольно часто появлялись на старинных фотоснимках, особенно в XIX веке.
Существовал даже термин "спиритуальная фотография". Одним из исследователей этого жанра был "отец" Шерлока Холмса сэр Артур Конан Дойл, написавший 500-страничный трактат о фантомах, чьи изображения необъяснимым образом возникали на фотопластинах. Эта книга проиллюстрирована фотографией, на которой знаменитый английский писатель запечатлен с призраком женщины над левым плечом.
Со временем "фотоохота на призраков" вышла из моды. Это было связано с развитием спецэффектов в кино: стало ясно, что на пленке можно изобразить что угодно – любое нематериальное существо.
Тем не менее загадки архивных фотографий иногда граничат с сенсациями.
В 2015 году в фондах Красноярского краеведческого музея были найдены негативы начала ХХ века с изображениями старинных зданий Красноярска, рядом с которыми стояла одна и та же маленькая фигурка – девочка 10–12 лет с длинной косой, в шляпке, пальто с пелериной и зонтиком-тростью.
Чаще всего девочка находилась в центре снимка, но почти не была заметна на фоне зданий. Разглядеть ее удавалось только с помощью увеличительного стекла.
На всех фотографиях девочка запечатлена с одним и тем же серьезным выражением лица, как будто фотограф, ставивший её в кадр, запрещал ей улыбаться. Что за мистика? Откуда она взялась? Почему на фото, сделанных в разное время, она позирует в одной и той же одежде?
Музей выпустил набор открыток, посвященных этой загадочной маленькой персоне: "Девочка-фантом из Красноярска". В соцсетях сразу появились предположения, что девочка каким-то образом связана с автором снимков.
"Это наверняка дочка фотографа. Он старался оставить о ней память. Если бы не 1917 год, мы бы знали, кто они. Много продвинутых горожан были стерты с лица земли", – написал на форуме один из комментаторов.
Предполагали также, что фотограф просто фокусировал на девочке объектив, чтобы изображение получилось четким, именно поэтому она в белом. А не улыбается потому, что стоять приходилось долго – у фотоаппаратов тех лет была долгая выдержка.
С другой стороны, на некоторых снимках девочка носила черное элегантное платье. Значит ли это, что призраки тоже иногда переодеваются?
Всего было найдено двадцать снимков с "девочкой-фантомом", сделанных в 1908–1909 годах. На каждой фотографии стоят инициалы: Ф.Е.А. Исследователи предположили, что "Ф" означает: "фотограф". Но вот кто такой Е.А. – оставалось загадкой. Ни один из фотографов начала ХХ века, работавших в Красноярске, под эти инициалы не подходил.
7 лет музейщики искали ключ к загадке, но "расследование" не двигалось с места.
Отец девочки-фантома
– Эту девочку на старинных фотографиях я обнаружил еще в 2015 году, когда шла оцифровка стеклянных негативов, хранящихся в музее, – говорит Илья Куклинский, заместитель директора Красноярского краеведческого музея. – Понятно было, что фотограф, имя которого тогда мы не знали, снимал красивые здания. Девочка, которая присутствовала на фото, была там будто случайно. Были начаты поиски информации, кто автор снимков, что за девочка и почему на них изображена. Мы предположили, что снимки делались несколько лет, но возраст девочки не менялся – это добавляло загадочности.
В 2022 году мы обнаружили в фондах музея альбом с фотографиями городских зданий, который был сделан по заказу Красноярской городской управы. Часть фотографий были напечатаны как раз с тех четырех негативов, где была девочка-фантом. На альбоме был указан составитель – делопроизводитель Красноярской городской управы Евгений Трофимович Архиппов.
В альбоме, обнаруженном музейщиками, было более ста фотографий города 1908–1911 годов: воинские формирования, объекты Средне-Сибирской железной дороги. На большинстве фотографий можно увидеть ту же самую девочку с серьезным выражением лица.
Удалось выяснить, что Евгений Архиппов, делопроизводитель Красноярской городской управы, сделал снимки "общественно значимых зданий" по заказу своего начальства. Об этом 22 июня 1908 года сообщала газета "Красноярец":
Так была раскрыта тайна. Ф.Е.А. оказался "Фотографом Евгением Архипповым", ссыльным поселенцем 1852 года рождения. Галя, его дочь и модель, родилась в Енисейске в 1896 году. Вскоре после её рождения Архиппов получил разрешение на переезд из захолустного Енисейска в губернскую столицу. Откуда он был сослан в Сибирь и за какие провинности – выяснить пока не удалось.
После Гражданской войны их следы затерялись
Сотрудники музея постарались найти в архивах подробности биографии Евгения Архиппова и его дочери. Выяснилось, что в ссылке Архиппов пробыл не менее 10 лет и с 1883 года состоял под надзором полиции. А двадцать лет спустя, в начале XX века он числился красноярским мещанином. Именно так подписано его прошение от 1903 года о даровании полного помиловании с восстановлением всех утраченных по суду прав. Однако "в облегчение участи" Архиппову были возвращены только "права по происхождению".
Ещё один архивный улов – ведомость времен Гражданской войны, из которой следует, что в 1918–1919 годах Архиппов заведовал "военным столом" в городской управе. То есть был городским военкомом во время недолгого периода правления Колчака. Вряд ли молодая советская власть, установившаяся в Красноярске в 1920 году, простила Архиппову этот факт его послужного списка. Во всяком случае, после 1919 года нет никаких сведений о дальнейшей судьбе фотографа-чиновника.
Известно, что он был дважды женат, Галя – его дочь от первой жены. После смерти второй супруги жил со старшей сестрой и дочерью. Архиппов был опытным фотолюбителем, именно поэтому городская управа Красноярска и заказала ему снимки общественных зданий. Профессиональных фотографов в Красноярске очень не хватало.
Также исследователям удалось выяснить несколько биографических фактов, касающихся Гали Архипповой. В 1912 году она окончила курс Красноярского епархиального женского училища и стала домашней учительницей. В 1912 и 1913 годах училась в педагогическом классе женского училища. А в 1914 году стала слушательницей исторического отделения историко-филологического факультета Киевских Высших женских курсов, прослушала там шесть семестров и весной 1917 года числилась на четвертом курсе.
После февральской революции 1917 года Галя приехала домой на летние каникулы, но так и осталась в Красноярске. То ли болезнь отца была тому причиной, то ли революционные беспорядки в стране. Некоторое время Галя Архиппова подрабатывала преподаванием на городских общеобразовательных курсах. А летом 1918 года она подала прошение о зачислении в Томский университет и в сентябре была принята на второй курс историко-филологического факультета.
После этого следы Архипповых теряются. Евгений Трофимович был к тому времени уже пожилым человеком почти семидесяти лет со слабым здоровьем. Даже если его не тронули чекисты, он вполне мог не пережить эпидемий тифа и холеры, которые накрыли Западную и Восточную Сибирь.
Также не исключено, что семья эмигрировала в Маньчжурию, как многие сибиряки, бежавшие от Красной армии.
Редакция Сибирь.Реалии запросила данные об обучающихся в Томском университете в 1918 году – возможно, там хранится личное дело Гали. Но пока ответа не получили.
P.S. В Красноярском краеведческом музее тем временем придумали проект "Путешествия по Красноярску с девочкой фантомом". В течение нескольких месяцев бесплатная передвижная выставка с фотографиями, где есть Галя, будет размещена по очереди в десяти исторических зданиях города, которые изображены на снимках и дожили до наших дней. Экскурсоводы будут рассказывать историю девочки-фантома и параллельно знакомить горожан с историей сфотографированных мест. Первая локация выставки открылась в стенах Красноярского театра имени Пушкина. По задумке авторов проекта, девочка-фантом продолжает свое путешествие по Красноярску, начавшееся почти 100 лет назад.