Политика взорванных мостов. Как в Северной Корее решили скорректировать идеи чучхе

РОССИЯ – Во время встречи лидеров Северной Кореи и России Ким Чен Ира и Владимира Путина. Амурская область, Россия, 13 сентября 2023 г.

Северокорейские солдаты, переброшенные в Россию, были направлены в Курскую область на помощь российским военным, заявил генеральный секретарь НАТО Марк Рютте. Он назвал развертывание северокорейских войск "опасным расширением" конфликта и "значительной эскалацией" продолжающегося участия КНДР в войне. С другой стороны, по мнению Рютте, это показывает слабость России и является "признаком растущего отчаяния" Владимира Путина. Согласно данным южнокорейской разведки, всего планируется отправка в Россию около 10 тысяч солдат.

В последнем номере журнала "Корея" помещен "репортаж" о визите в Пхеньян председателя Совбеза РФ С. Шойгу. Из цветистого текста об "укреплении дружбы между двумя миролюбивыми странами" невозможно понять, о чем на самом деле были переговоры. Но теперь уже нетрудно догадаться, что, скорее всего, речь шла об отправке на украинский фронт не только вооружений из КНДР, но и живой силы.

Встреча Ким Чен Ына и Шойгу. Пхеньян. Октябрь 2024 г. Фото: журнал "Корея"

Все это происходит на фоне заметных изменений в идеологической системе Северной Кореи. 15 октября там взорвали несколько участков автомобильных и железных дорог, ведущих в Южную Корею. Соединяющие две страны дороги считались символом потепления их отношений после встречи лидеров двух стран на саммите в 2018 году и заявлений, что две Кореи больше не будут воевать. На протяжении многих десятилетий лозунг объединения Севера и Юга являлся основой северокорейской официальной идеологии – чучхе. И вот теперь символ возможного объединения демонстративно взорвали.

Сибирь.Реалии рассказывает о том, как разворот к тесному военному сотрудничеству с путинской Россией сочетается в Северной Корее с корректировками идей чучхе.

Опора на собственные силы

Я купил журнал "Корея" – там тоже хорошо
Там товарищ Ким Ир Сен, там то же, что у нас
Я уверен, что у них то же самое

И всё идёт по плану

Егор Летов. "Всё идет по плану"

40 лет назад, когда "Гражданская оборона" была подпольной сибирской рок-группой, а Советский Союз казался нерушимым даже американским советологам, в любом киоске "Союзпечати" продавался журнал "Корея" на русском языке. Покупали его исключительно "для смеха", чтобы почитать "новости" из страны ещё более тоталитарной, чем СССР.

Главными героями журнала "Корея" были "великий вождь" товарищ Ким Ир Сен и его сын, "любимый руководитель" товарищ Ким Чен Ир, а также коллективный портрет корейского народа, который добился своего счастья благодаря идеям чучхе. Это загадочное слово появлялось в каждом номере журнала, и по некоторым намекам авторов статей можно было предположить, что именно чучхе является магическим заклинанием, которое надежно защищает пхеньянский режим от любого ветра перемен.

Разворот журнала "Корея" 2024 года – 113-й год чучхе

Идеология самодостаточности и независимости, основанная на принципе "опоры на собственные силы" (чучхе) была сформулирована Ким Ир Сеном и стала основой всей государственной политики Северной Кореи.

Чучхе в политике – поддержание полной независимости страны от внешних сил, а также усиление культа личности и безусловного подчинения правящей семье Кимов.

Чучхе в экономике – независимость от международных рынков. Северная Корея всегда стремилась минимизировать зависимость от внешней торговли и иностранных технологий.

Чучхе в культуре – укрепление идеи о том, что Северная Корея – уникальное и суверенное государство, автономное от всего остального мира.

Спустя почти сорок лет после написания Егором Летовым песни "Всё идет по плану" оказалось, что даже в Северной Корее могут происходить перемены. В этом году в центре Пхеньяна взорвали "Арку объединения" – монумент с двумя женскими фигурами, символизирующими Юг и Север, которые протягивали друг другу руки.

Теперь с мечтами о единстве покончено. Руководство КНДР (точнее, внук Ким Ир Сена Ким Чен Ын) официально отказалось от концепции "Одна Корея, две системы", предполагавшей хотя бы в отдаленном будущем возможность политического объединения полуострова. В доказательство своей серьезности северокорейские власти совершили целую серию весьма театральных шагов. Кроме "Арки объединения" они взорвали символический переход через границу между Северной и Южной Кореей. Правда, на практике эти переходы никогда не использовались. За двадцать лет их существования специальные поезда, украшенные лозунгами и цветами, всего несколько раз пересекали границу, демонстрируя добрую волю двух правительств.

Для большинства жителей Южной Кореи демонстративные взрывы на границе ничего не изменили в их отношении к северному соседу. Они и раньше считали пхеньянский режим не особенно адекватным.

А вот с точки зрения идеологии чучхе отказ Ким Чен Ына от идеи корейского единства – это потрясение основ.

В беседе с корреспондентом Сибирь.Реалии историк-кореевед и профессор университета Кунмин (Сеул) Андрей Ланьков рассказал, как уживаются в одной маленькой стране идеи чучхе, партийная дисциплина, массовый голод и долларовые миллионеры.

– Но первый вопрос к вам: насколько, на ваш взгляд, достоверны заявления, что северокорейские военнослужащие уже находятся на территории России и скоро будут отправлены в зону боевых действий?

– Теперь можно говорить с вероятностью почти 100%, что северокорейские военнослужащие уже находятся на территории России. В день окончания саммита БРИКС в Казани, отвечая на вопрос американского журналиста, Путин сказал, вроде бы в шутливой манере, что если уж спутниковые снимки что-то показывают, то, значит, что-то такое есть, и напомнил, что Cтатья 4 нового Договора России и КНДР предусматривает "оказание взаимной помощи". На следующий день после этого замминистра иностранных дел Северной Кореи, отвечающий за российское направление, тоже выступил с интересным заявлением, которое стоит привести полностью: "Если случится что-то подобное тому, о чем сейчас говорит мировая пресса, я считаю, что это будет актом, который соответствует нормам международного права".

Стоит добавить, что северокорейские сухопутные вооруженные силы не участвовали в полномасштабных войнах около 70 лет. Как известно, невоевавшая армия сильно "отстает в развитии". Правда, небольшие воинские контингенты не раз отправлялись из КНДР за границу для участия в боевых действиях. В основном это были части ВВС. Около сотни северокорейских летчиков воевали во Вьетнаме в конце 60-х годов. В Сирии они воевали против Израиля в 1967 году. В войне Судного дня 1973 года корейские летчики участвовали в составе как сирийских, так и египетских ВВС.

Кроме того, Северная Корея известна во всем мире как поставщик дешевого вооружения не очень высокого качества, которое она продает всем желающим, в том числе разным партизанским (или, если хотите, террористическим) группировкам вроде "Тигров освобождения Тамила-Илама" на Цейлоне, с которыми никто другой не хочет иметь дело, – говорит Андрей Ланьков.

Фото: журнал "Корея"

– Есть ощущение, что такой разворот к тесному военному сотрудничеству с путинской Россией лишь часть каких-то довольно глубоких внутренних изменений в северокорейской политической и идеологической системе. Эти изменения происходят?

– Изменения действительно происходят. Надо сказать, что повседневная жизнь и реальная экономика Северной Кореи изменились довольно давно. Ещё в начале 1990-х годов, когда существовавшая система фактически развалилась. Тогда в Северной Корее возникла странная и причудливая смесь – с одной стороны, вроде бы социализм, а с другой – процветают долларовые миллионеры. При этом идеология, торжественные заклинания и обращения к духу Ким Ир Сена остаются на месте. Северокорейское руководство, возможно, наученное печальным (с их точки зрения) советским опытом, старалось сохранять видимость постоянства.

Андрей Ланьков, кандидат исторических наук, профессор сеульского университета Кунмин

– Для чего тогда руководству Северной Кореи понадобилось устраивать эти демонстративные взрывы, если они так дорожат постоянством?

– Последние события действительно знаменуют самые серьезные идеологические перемены за последние полвека. Они сопоставимы с тем, что произошло в конце 60-х и начале 70-х годов, когда северокорейская официальная идеология окончательно перешла с марксизма-ленинизма на чучхе. И вот, как говорится, новый поворот. В декабре 2023 года, неожиданно для многих, Ким Чен Ын убрал один из ключевых догматов северокорейской государственной идеологии – обязательное объединение с Югом.

С чем это можно сравнить? Ну, представьте себе, что римский папа выходит к народу и говорит: "Слушайте, мессу проводить мы будем, Библия по-прежнему хорошая книга, но, знаете, мы тут с кардиналами посидели, посоветовались и решили, что Второго пришествия Христа мы больше ждать не будем". Конечно, звучит как шутка, но, по сути, это аналогия к тому, что произошло. Убрали постулат о необходимости и неизбежности объединения с Южной Кореей – и это действительно эффектный жест. После того как это решение было принято, начался радикальный пересмотр государственной символики, идеологических документов и всего, что только напоминало о лозунге объединения. Были, например, изменены карты страны: новые карты показывают Север и Юг как два разных государства. Даже в зарубежные северокорейские организации были разосланы инструкции убрать из офисов карты, изображающие Корею как одно целое. Кроме того, была проведена чистка официальных сайтов от материалов, касающихся темы объединения. Это все – примеры тех изменений, которые в Северной Корее редко происходят быстро и явно, но в данном случае перемены налицо.

Вынужденный реализм?

Смелая коррекция "священных" идей чучхе говорит о прагматизме Ким Чен Ына и его готовности признать существующий порядок вещей. Южная Корея – отдельное государство, и это очевидный факт политической географии, который долгое время игнорировался северокорейским руководством. Понятно, что правду в политике говорят, только когда это выгодно. В данном случае выгода заключается в том, что долетающие до жителей Северной Корее слухи о процветании "южан" оказывают на них деморализующее воздействие. И даже пропаганда не до конца справляется с "решением" этой проблемы.

Уровень жизни в Северной Корее примерно в 25 раз ниже, чем на Юге. Для сравнения: в 1980-е годы экономический разрыв между Восточной и Западной Германией составлял "всего лишь" 300 процентов в пользу ФРГ, но и этого оказалось достаточно, чтобы большинство жителей ГДР выступили за слияние с Западной Германией и отказ от идей социализма. Северокорейцы могут догадаться, что Южная Корея живет гораздо лучше, и это может создать серьезные проблемы для "режима Кимов" в Пхеньяне. Поэтому основная цель идеологических перемен – убеждать и со временем убедить северян в том, что Южная Корея – это просто другая страна, с которой у них нет ничего общего.

– В одной из своих статей вы описываете представителей северокорейской политической элиты как образованных людей, которые носят дорогие западные костюмы и свободно говорят на иностранных языках. Вы встречались с ними лично? Верят ли они сами в идеи чучхе?

– Конечно, я с ними встречался, но на идеологические темы мы не говорили. В таких вопросах они всегда дают стандартный ответ, как католический священник на вопрос о догмате непогрешимости папы. Даже если человек лично глубоко сомневается в догматах, публично он этого не скажет – да и зачем мне людей провоцировать? С представителями элиты мы обсуждали разные практические вопросы – их интересуют мировые события и текущие дела. Это люди, которые знают, как "интегралы брать", и таблицу Менделеева знают неплохо, и про Кейнси слышали. Трудно сказать, насколько им сейчас нужна идеология для управления страной. Возможно, что они бы и рады отказаться от наследия "дедушки Кима", но пока не знают, как выйти из сложившейся ситуации, не утопив "лодку".

– Происходит ли модернизация среди обычных граждан Северной Кореи?

– Было бы неправильно говорить о том, что северокорейское население не модернизируется. По меркам бедной страны жители Северной Кореи очень неплохо образованы, практически все заканчивают школы, вполне современные по своей сути. Уровень грамотности высок, близок к 100%. Однако стоит отметить, что государство очень жестко контролирует доступ к информации. Средний северокореец, даже не из сельской местности, а из города, имеет весьма ограниченное представление о том, что происходит за пределами страны. Тем не менее на бытовом уровне модернизация налицо – в семье, в образовании, в социальной структуре. Это уже не совсем традиционное общество. В крупных городах примерно четверть населения имеет доступ к компьютерам. У них есть даже свой "суверенный интернет", который называется "Кванмён" (впрочем, в последнее время этим названием особо не пользуются).

Название северокорейского интернета “Кванмён” (광명) переводится как "яркий свет" или "сияние". Это внутренняя сеть Северной Кореи, которая служит аналогом интернета, но с жёсткими ограничениями. Помимо того, что "Кванмён" полностью изолирован от глобальной сети, он состоит всего из несколько сотен сайтов, которые контролируются государством. Контент включает образовательные ресурсы, сайты университетов, государственные новости и пропагандистские материалы. На "Кванмёне" отсутствуют сайты, содержащие информацию или точки зрения, которые противоречат государственной идеологии. Международные новостные сайты и социальные сети там недоступны. "Кванмён" работает на гораздо более низкой скорости по сравнению с международным интернетом, а для доступа к нему используют особые северокорейские операционные системы, например "Красную звезду". Но даже такой интернет доступен только в определённых местах, таких как университеты, государственные учреждения и некоторые публичные библиотеки.

– Вы сейчас живете и работаете в Сеуле. Насколько жителям Южной Кореи интересно то, что происходит на Севере?

– Почему-то принято думать, что южнокорейцы начинают свой день с чтения новостей с Севера. Это совсем не так, в своем подавляющем большинстве южане мало обеспокоены делами Северной Кореи. Она им на удивление неинтересна. Большинство южан младше 50 лет воспринимают Северную Корею как бедную, немного нелепую страну, которая почему-то замуровала себя в собственных границах. В южнокорейских газетах редко можно увидеть новости о Севере – о Китае, о Японии, о США пишут там много больше. Интерес к Северной Корее возникает лишь в моменты острых кризисов, но это длится дни, максимум недели.

– Насколько я понимаю, южнокорейская разведка довольно часто распространяет фантастические слухи о жизни в Северной Корее? Что там чуть ли не друг друга едят.

– Действительно, разведка Южной Кореи – не знаю уж, с какой стати, толку от такой деятельности немного – периодически распространяет всякие странные и смешные фейки, связанные с Северной Кореей, но значительная часть нелепости, которая им приписана, происходит из других источников.

Я вам приведу один "забавный пример": заведующий орготделом ЦК Трудовой партии Кореи Чан Сон Тхэка был расстрелян в 2013 году по обвинению в измене и коррупции. На самом деле измена тут ни при чем. Он был близким родственником Кимов и одним из регентов, назначенных Ким Чен Иром для того, чтобы за Ким Чен Ыном присматривать. Вот и доприсматривался! Быть регентом молодого и амбициозного принца – опасная работа в любое время и в любой стране. Через какое-то время после казни Чан Сон Тхэка вдруг в СМИ стали появляться слухи о том, что его на самом деле не расстреляли, а скормили собакам. Когда стали разбираться, откуда такие сообщения появились, то оказалось, что они взяты с китайского сатирического сайта псевдо-новостей, аналога российской "Панорамы" или американского Onion. Какие-то веселые китайские ребята мимоходом написали такую "новость". Сначала никто внимания не обратил, а потом на этот блог набрели "инсайдеры" и растиражировали эту историю.

– Это, конечно, многое говорит об уровне "инсайдерской аналитики". А насколько тогда соответствуют действительности сообщения о голоде в Северной Корее?

– Самый массовый голод там пришелся на конец 90-х годов. В мире об этом узнали, когда был проведен опрос северокорейских беженцев в Китае. На основании этого опроса была примерно рассчитана плотность, так сказать, голодных смертей. Но выборка получилась крайне нерепрезентативной. Потому что все опрошенные оказались выходцами из северных провинций, которые пострадали существенно больше, чем другие регионы. Это все равно что, рассуждая о голоде в СССР в начале 1930-х годов, взять долю умерших в Украине, на Кубани, в Казахстане, а потом экстраполировать данные на всю страну. Считая, что доля умерших везде была такая же. Если так считать, то получилось бы, что в СССР в начале 1930-х от голода умерло 30–40 миллионов человек. Сейчас оценка жертв голода в Северной Корее – от 600 до 900 тысяч, но многие, особенно сотрудник международных гуманитарных организаций, повторяют заведомо завышенные старые цифры.

– Почему международные организации настаивают на более драматической картине северокорейского голода?

– Потому что есть две группы интересов. С одной стороны, южнокорейские правые (не власти, а именно правые, которые то находятся у власти в Сеуле, а то – в оппозиции), которые хотят создать впечатление, что на Севере правительство не заботится о народе и, значит, надо этот народ поскорее освобождать. С другой стороны, самым активным образом раздували эти слухи о голоде организации, занимающиеся гуманитарной помощью Северной Корее. Потому что они отлично знали: мир устроен так, что если сидеть тихо, не преувеличивать и не кричать громко, то ничего не дадут.

– Давайте вернемся к вопросу об идеях чучхе. В середине ХХ века все коммунистические азиатские диктаторы создавали собственные философии. Мы знаем цитатник Мао Цзэдуна, "идеи" товарища Пол Пота и т. д. Зачем им это было нужно?

– Термин "чучхе" был употреблен Ким Ир Сеном впервые в 1955 году, но "философией" это учение было объявлено только в середине 1960-х. Чучхе изначально подавалось как корейская интерпретация марксизма, хотя потом эта интерпретация была пересмотрена.

Однако, если присмотреться, вы обнаружите, что эта идеология является на удивление пустой. Возьмите любой текст чучхе, и вы увидите непрерывное повторение нескольких "мантр". Во-первых, человек является хозяином всего. Во-вторых, воля народа творит чудеса. И главное: народу нужно самоорганизоваться под руководством вождя.

Как вы понимаете, довольно сложно эту систему, которая описывается одним коротким абзацем, назвать "философией". И когда меня спрашивают, какое влияние оказывают идеи чучхе на жизнь Северной Кореи, мой ответ – никакого. Чучхе бессодержательно. Если и есть у него содержание, то сводится оно к тому, что сила воли народных масс и наличие мудрого вождя позволяют преодолеть все мыслимые препятствия. В общем, это напоминает известный анекдот советских времён:

"– Товарищ комиссар, патроны кончились. Что делать?

– Ты же коммунист, Ваня!

И пулемёт застрочил снова…"

Для того чтобы самым кратким образом изложить марксистское учение, потребуется немалых размеров брошюра. Для изложения "идей чучхе" достаточно будет половины страницы, если не повторять все время одно и то же, как они обычно делают.

– Может быть, в этом и сила, что идеи просты, как автомат Калашникова?

– Идей там особых нет вообще. Но они и не нужны. Смысл чучхе не в этом. Главная задача чучхе – провозглашение идеологической независимости Пхеньяна и от "ревизионистской" Москвы, и от "догматического" Пекина. Одно время, в 1970-е годы, в КНДР даже утверждали, что марксизм в классическом варианте был философией раннего капитализма. Марксизм-ленинизм – это философия эпохи "развитого империализма". А чучхе, дескать, является "философией" времен краха колониальной системы и роста того, что в Северной Корее называют "новые силы", то есть, иначе говоря, является не формой марксизма, а превосходит марксизм. А по сути, Чучхе – это просто совокупность всего, что сказали представители династии Ким. – рассказал Андрей Ланьков.

Две Кореи – два чучхе

Интересно, что, несмотря на практически полный разрыв, общее между двумя Кореями, в том числе и в государственной идеологии, найти не так сложно. Во времена южнокорейского диктатора Пак Чон Хи, известного творца "корейского экономического чуда", в качестве государственной идеологии провозглашен был так называемый "национальный субъективизм", который по-корейски называется чучхе-сон.

Основная идея чучхе-сон – это "экономическое развитие через национальную гордость". Пак Чон Хи перенял у северян идею автономии и самодостаточности, но с акцентом на экономический рост и модернизацию.

Политическая цель – укрепление авторитарной власти Пака как топ-менеджера амбициозных экономических реформ.

Экономическая цель – фокус на индустриализации и экспортоориентированном росте. Пак активно привлекал иностранные инвестиции и технологии для создания "экономического чуда на реке Хан".

Чучхе-сон в культуре – патриотизм и мобилизация общества как средство ускорения модернизации с меньшим акцентом на изоляционизм и большим акцентом на экономическое сотрудничество.

Таким образом, близкие по форме идеи совершенно по-разному воплотились на Севере и Юге. В КНДР идеи чучхе служили оправданием для изоляции от внешнего мира, тогда как чучхе-сон в Южной Корее позволил привлечь иностранные технологии и капиталы.

Чучхе в Северной Корее стало основой культа личности Кимов, тогда как чучхе-сон при Пак Чон Хи подчёркивало национальную гордость, а не культ личности.

Так же отличались и экономические стратегии. Северная Корея стремилась к полной экономической независимости – даже в ущерб жизненному уровню. Южная Корея, напротив, использовала идею самодостаточности для создания национальных брендов, таких как Samsung, Hunday, LG и других, известных сейчас во всем мире.

КНДР в основном заявляет о себе запуском баллистических ракет и взрывами ядерных бомб. А теперь ещё и взрывом пограничных переходов. Кстати, последнее, возможно, является симптомом того, что даже в Северной Корее не всё идет по плану.