Текст: проект "Окно"
17 августа 2024 года в Новосибирске покончила с собой 17-летняя Ксения Чепонова. Перед этим в своем телеграм-канале она написала отложенный пост о том, что не может пережить травлю.
Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм
"Я не была хорошим человеком, но и плохим не была, я не понимаю, в чем моя вина? В том, что я родилась с узкими глазами или в том, что я темного цвета кожи? Я никогда не стыдилась своей национальности, до тех пор, пока некоторые люди не стали превращать это в шутку", – написала Ксения.
Ее семья и друзья говорят, что в спортивной школе над девушкой издевались, называли "узкоглазой и чернокожей". Родные пытались жаловаться руководству училища олимпийского резерва, в котором училась Ксения, но безуспешно.
"Травили два года, никто их не остановил!"
Семья Ксении живет в маленьком селе Хабаровка (200 км от Горно-Алтайска). Все они алтайцы.
– Ксюша – моя племянница, ее в этой секции действительно оскорбляли из-за нации. В последнее время ситуация обострилась: ей портили вещи, например, наливали кефир в рюкзак. А самое горькое для девочки – обзывали ее "узкоглазой". Нашу милую девочку обзывали "грязной узкоглазой свиньей"! – растерянно говорит ее тетя Пичух.
В Новосибирск из Республики Алтай Ксения переехала два года назад. К тому времени она уже занимала призовые места на региональных соревнованиях по самбо, в Новосибирске поступила в колледж олимпийского резерва.
Младшая сестра Ксении Софья Чепонова рассказывает, что семья о травле знала и пыталась мирно решить конфликт – разговаривали с тренером и его дочерью, которая занималась в той же секции и которую семья считает организатором травли.
– Одно время они даже жили вместе с Ксюшей (редакция знает имя девочки, но не публикует), снимали квартиру в Новосибирске. Сестра вскоре пожаловалась родителям, что ее гнобят, упоминают разрез глаз, мама пыталась вмешаться, но отец этой сокомандницы – сам тренер в училище, куда поступила Ксюша. Повлиять в итоге родители не смогли, просто сняли сестре другую квартиру. Конечно, накладно, семья наша многодетная, но родители понимали, что это важно. Но больше они сделать ничего не смогли, их не слышали, – говорит Софья.
В семье Чепоновых было пятеро детей – три девочки и два мальчика, все занимались самбо. Успехи старшей всегда отмечали особенно и мечтали, что спортивная карьера Ксюши выйдет далеко за пределы Алтая.
– Она была спортсменом первого разряда, кандидатом в мастера спорта по самбо! Она занимала призовые места на региональных соревнованиях, куча медалей с соревнований разного уровня, перспективы. Она была очень упорная, ответственная, постоянно на сборах. При этом очень добрая и поддерживающая – постоянно всем помогала. Тренер мог не прийти на занятие, попросит – она ведет урок у детей. Вообще, Ксюша хотела всегда тренером быть, позже планировала уехать в Южно-Сахалинск (у нее там родственники) и там преподавать. Не сверхамбициозная, спортсменом до последнего быть не собиралась, но все равно успехи у нее были большие. Мастера спорта ей точно бы дали, – говорит ее подруга Алина (имя изменено по просьбе собеседницы). – Но ее больше занимало, как бы начать работать и помогать матери с младшими братьями и сестрами.
17 августа тело Ксении нашли тренеры. 20 августа в Хабаровке прошли похороны.
– Людей было много, каждый в селе знал Ксюшу как светлую девушку. Даже цветы на похоронах были белого цвета, отражали ее чистую душу, – говорит ее тетя Пичух. – Да, в селе многие возмущены, как с ней поступили – что затравили девочку за нацию.
В своем посте Ксения отдельно написала, что не хочет, чтобы про ее гибель говорили "она умерла из-за того, что ее бросил парень", но именно такую причину указали многие СМИ в новостях о ее смерти.
– Мы в шоке были, когда увидели, что все местные СМИ написали, что причиной смерти стал разрыв с парнем. Они нормально расстались: мы подняли все переписки, он сам писал нам, жалел, что не вступился за Ксюшу, когда та девочка ее публично оскорбила при всех. Они тогда не общались уже, и она просила, пока они на сборах, пару недель к ней не подходить, "чтобы забыть". Он поэтому и не пригласил ее на танец в конце сборов. И не высказался по поводу "шутки" об "узкоглазой" от той, кто начала травлю, – говорит сестра погибшей. – В письме написал, что очень жалеет, что не высказался, потому что, конечно, так не думал, и ей это в ней как раз нравилось. Наше мнение: довели ее как раз такие "шутки" и обзывательства. На Алтае такого отношения мы не встречали, наверное, потому что тут алтайцев много. А за пределами республики – много подобного. И этот момент, он был особенно чувствителен для сестры. Для любого был бы.
Все родные и друзья Ксении подчеркивают, что не разрыв отношений стал причиной ее самоубийства.
– Ксюша, знаю, очень любила маму, даже в письме пишет, что понимает, как сильно ее смерть ее расстроит. С парнем они расстались нормально, она даже писала в том прощальном письме, что не он причина ее смерти. Писала, что ее жестко буллили сокомандницы. Причем начала одна, а потом с подачи этой заводилы ее многие стали обзывать узкоглазой. Именно то, что этот прессинг длился долго и его никак не получалось остановить, – мне кажется, было причиной. А когда обидчиков не наказывают, кажется, что это никогда не закончится. Им будто разрешили и дальше издеваться, – говорит Алина.
18 августа Новосибирская региональная федерация самбо в своем аккаунте во "ВКонтакте" сообщила о том, что 17-летняя спортсменка "трагически ушла из жизни".
"Совсем юная, перспективная спортсменка, у которой жизнь только начиналась… Невозможно поверить, страшно, горько и нелепо, когда уходят такие молодые, добродушные, светлые люди", – в некрологе нет подробностей гибели Ксении. В комментариях на вопросы о причине смерти федерация ответила, что "уход из жизни" был "добровольным".
– Мы алтайцы, коренные сибиряки. А к нам относятся за пределами республики, как будто мы понаехали. Если не славяне, то можно оскорбить, напасть, – говорит одна из родственниц погибшей и просит не называть ее имя. – Родители подали заявление в полицию, мы считаем это доведением до самоубийства.
21 августа родителям Ксении сообщили только о доследственной проверке по факту смерти дочери. 22 августа Следственный комитет опубликовал отдельную новость о том, что уголовное дело начали расследовать после спецпоручения главы ведомства Александра Бастрыкина.
– По статье о доведении до самоубийства. Обещали, что будут разбираться и "безнаказанными никого не оставят". Елена и Андрей [родители Ксении] не собираются останавливаться, – говорит тетя погибшей Пичух. И отмечает, что ситуация изменилась именно после резонанса в СМИ.
В пресс-службе правительства Республики Алтай сообщили, что к главе СК Бастрыкину обратился временно исполняющий обязанности главы Республики Алтай Андрей Турчак. Только после этого Бастрыкин "поставил на контроль" расследование уголовного дела о смерти 17-летней алтайской спортсменки и "затребовал у руководителя Следственного комитета по Новосибирской области Евгения Геннадьевича Долгалева доклад о промежуточных результатах расследования уголовного дела, поставив ход расследования на контроль в центральном аппарате ведомства".
"Проблема – на уровне государства, а не детей"
Дети и подростки из республик Тува, Бурятия, Якутия и Ямало-Ненцкого автономного округа периодически жалуются на буллинг со стороны других несовершеннолетних. В ноябре депутат Госдумы от Якутии Федот Тумусов обратился в Генпрокуратуру по поводу ксенофобии в элитном образовательном центре "Сириус" в Сочи. По его словам, детей из балетной школы Якутии другие подростки поприветствовали словами "Узкоглазые, зиг хайль". Но после того как Тумусов обратился в прокуратуру и к директору "Сириуса", родителей пострадавших детей обвинили в "раздувании скандала".
– Понимаете, детей и даже взрослых людей начать травить могут везде. Вопрос в том, как это решается. Я помню свое детство в Иркутске: мне пришлось сменить несколько школ, но бесполезно – везде меня обзывали узкоглазой, – вспоминает оперная певица и соосновательница движения за независимость Бурятии "Тусгаар Бурят Монголия", комитета независимости Бурятии и фонда "Нютаг" Марина Ханхалаева. – На первое в моей жизни 1 сентября мальчишки выбили мне портфель: "Ты че, бурятка, в наш класс пришла?" Их никто не одернул, не остановил, и к моим 15 годам травля была уже сильно жестче. Я бы сказала, к ней даже подключались учителя – наша классная руководительница могла выставить перед всем классом и сказать: "Вот из таких людей в войну получались предатели. Сегодня соврал, а завтра Родину продашь. Все хохлы были предателями". Как в таком окружении не вырасти детям националистом?! Они и сейчас такие. Я недавно говорила с одноклассником, который устроил мне в школе травлю после моих слов о том факте, что несколько сотен лет назад "буряты жили по обе стороны Байкала". Уже тогда кричал: "Ханхалаева нам тут революцию устроить хочет. Сейчас эта узкоглазая нам будет танцевать свой шаманский танец". Недавно писал мне: он и сейчас не понимает, что в его поведении было неправильно, для него это просто "смешно", детские шалости. А я в 15 лет серьезно задумывалась о самоубийстве, поэтому я эту девочку хорошо понимаю: тебя травят, со своей внешностью ты ничего сделать не можешь, чтобы это остановить, взрослые тебе не помогают, а иногда и усугубляют ситуацию. Слова "потерпи, будь выше этого" здесь вообще не помогают. Меня спасло, что бабушка, видимо, почувствовав, что я на грани, перевезла нас в Улан-Удэ, там все же буряты не в таком меньшинстве, как в Иркутске. Такого буллинга не было.
Несколько лет назад Марина переехала в США, сейчас с сыновьями живет в штате Массачусетс.
– Вы думаете, здесь расизма и национализма нет? Есть, конечно! Но за любое его проявление нарушителю суд грозит. У меня оба сына уже в школу ходят, и я знаю, что с детьми, позволившими себе расистские высказывания, вежливо и обстоятельно разговаривает специально приехавший полицейский в форме. И человек растет, осознавая, что, если его кто-то оскорбит по внешности, национальности, он может пойти в суд и наказать обидчика. И потенциальный обидчик знает, чем грозит ему такая фраза, – говорит Ханхалаева. – Поэтому здесь я за своих детей в этом вопросе спокойна. В России же ты просто не защищен ни законом, ни судебной практикой. Напротив, государство будто подогревает эту ненависть и пренебрежительное отношение к коренным народам, да и всем, кто имеет "неславянскую внешность". Как началось в 2000-х, так и растет. Жестче всего мне приходилось в нулевые в Петербурге, где я училась в консерватории. К 20 апреля (день рождения Гитлера скинхеды часто "празднуют" погромами), когда скинхеды устраивали свои марши в центре Петербурга, помню, специально по радио объявляли, что людям с азиатской внешностью, темнокожим "лучше из дома не выходить". Потом слушаешь: то девушку-казашку в метро до полусмерти избили, то кореянку с моста сбросили. И сейчас это продолжается – 11-летняя бурятская девочка в Подмосковье покончила с собой из-за нацтравли!
Возмущение Марины разделяет Екатерина Морланд, профессиональный переводчик родом из Улан-Удэ. Сейчас она переехала в Испанию. Говорит, что как жертва систематической травли из-за ее национальности не хочет, чтобы от того же пострадала ее дочь.
– Если даже 11-летний ребенок дошел до такого отчаяния (хотя в таком возрасте гормоны еще не скачут), можете представить масштаб и силу этого буллинга?! И как же жалко девушку. Меня триггернуло воспоминаниями злобной травли в русских школах. Тогда мне тоже порой хотелось от отчаяния сброситься с крыши. Помогало то, что я любила читать и отрешалась от окружающей действительности в библиотеке. Куда вот в таком случае, как с этой девочкой, уходить, бежать? У себя же дома и такие бесправные! – говорит Екатерина. – У бурят, якутов, тувинцев нет своих пусть крошечных государств, где травля местных по нацпризнаку была бы абсурдом и нонсенсом. Не могу представить, чтобы в Казахстане, например, люди приходили бы в такое отчаяние из-за русского буллинга. Те же мигранты из Центральной Азии могут бежать хотя бы к себе от этого тыканья в "третьесортность". У нас же отобрали все.
Екатерина выросла в Улан-Удэ, школьницей переехала с родителями и братом в Москву.
– Я бурятка, мне 42 года, а меня до сих пор мощно триггерят детские психологические травмы на почве бытового расизма. С расистским буллингом, проявлением великорусского шовинизма, ксенофобией я сталкивалась с самого раннего детства в родном городе Улан-Удэ. Прямо с первого класса школы. К нам, двум бурятским девочкам, подвели русского мальчика взяться за руки для хоровода. Он неприязненно отдернул руку и крикнул: "Фу! Не буду с бурятками стоять!" Что характерно: его не отругали. Просто поставили в другое место. Откуда у 7-летнего мальчика такая неприязнь и желание оскорбить именно национальность? Когда мы играли во дворе с русскими детьми и дело доходило до споров, у них неизменно включалось в арсенал вербальной самозащиты упоминание национальности среди прочих эпитетов: то есть не просто "дура", а "бурятская дура", не просто "ты чо", а "ты чо, бурят". Нам, бурятским детям, в голову не приходило при спорах и обменах любезностями приделывать "русский" и вообще упоминать любую национальность, – вспоминает Екатерина. – Когда в 90-х родители переехали с нами в Москву, на уроки я ходила как на заклание – единственные азиаты на всю школу. Перемены и переходы из класса в класс были для меня пыткой. Постоянно кто-то поворачивался и принимался хихикать и дразниться: "О, монголец приперся! Сейчас монгольским трупом запахнет" или "Пошла отсюда, монголо-татарская особь". Иногда я не выдерживала и подходила к учителям жаловаться, они все закатывали глаза и советовали дать сдачи. Физически. Всем мальчикам-подросткам, кто обидел. Сами учителя тоже подключались – физрук мог крикнуть: "На оленях лучше, поди, катаешься, чем бегаешь".
Уже студенткой Екатерине приходилось платить полицейским, чтобы не сидеть в отделении в ожидании "проверки документов". О том, чтобы уехать из России, Морланд, по ее словам, мечтала всю жизнь.
– Так и планировала: что когда-нибудь я уеду отсюда далеко-далеко и все плохое останется позади. Это главная причина, по которой я покинула эту страну. У меня уже родилась дочь, и с ее рождением меня начала сверлить моя тревога родом из детства: как жить в этом обществе и как с этим смириться? – объясняет Екатерина. – К сожалению, в России любые споры могут привести к оскорблению внешности, национальности и расы. Зайдите в комментарии под буквально любой новостью, где замешаны азиаты, азиатки или люди с "нерусскими" именами, – там обязательно будут комментарии с шутками над внешностью или откровенные оскорбления с угрозами. Не знаю, почему наша внешность и наше присутствие рядом вызывает такую неприязнь – мы же у себя дома, мы всегда жили на этих землях. Мы не просили захватывать нас, ставить на ясак и присоединять к Москве. Русские сами постоянно напоминают нам, что они подавляющее большинство в России. И это правда, нас крошечные проценты "многонационального" населения России.
В июле 2024 года Минюст России включил в список экстремистских сразу 55 организаций, которые занимаются вопросами самоопределения народов, живущих на территории России. Ведомство назвало их всех структурными подразделениями "антироссийского сепаратистского движения", которое Верховный суд России признал экстремистским в июне 2024 года. Об организации с таким названием до решения суда известно не было.
Эксперт центра "Сова", руководитель раздела "Русский национализм и ксенофобия" Наталья Юдина отмечает, что впрямую российские власти ксенофобию еще пока не позволяют себе поддерживать. Однако вполне успешно делают это косвенно.
– Вопрос ксенофобии в России действительно актуален. Страх чужого, непривычного является биологическим свойством человека. А критерий отбора этого "чужого" является чисто визуальным. Для российского общества свойственен этот примитивный зрительный отбор, поэтому в первую очередь от ксенофобии страдают те, кто выглядят непривычно. Это может быть как мигрант, так и гражданин России, представитель коренного народа, – говорит Юдина. – С лета 2021 года вопрос ксенофобии обострился – в официальных СМИ, высказываниях политиков и общественных деятелей развернулась активная антимигрансткая кампания, которая лишь ненадолго прервалась в начале "СВО" 24 февраля 2022 года. Спустя примерно полгода, когда шок от начала военных действий прошел, она вернулась и продолжается до сих пор. А после теракта в "Крокусе" стала еще сильнее. Официальный политический язык опасным образом стал сближаться с языком ультраправых ресурсов. Например, видеоролики задержанных, кающихся в отделениях полиции. Такая антимигрантская риторика воспринимается ксенофобно настроенными людьми как негласная поддержка и подпитывает расистские стереотипы. Свою роль играет и ухудшение благосостояния россиян. Недаром среди ксенофобной риторики доминирует представление о том, что приезжие отнимают "наши рабочие места". Причем приезжие могут быть как из других стран, так и из регионов России, – говорит Юдина.