Новосибирский "Мемориал" объявил 2018-й годом Анатолия Тихоновича Марченко. Жизнь и судьба Марченко – поразительный и важный для нас сегодняшних пример мужества, чести, способности мыслить самостоятельно и сохранять здравый смысл при любых обстоятельствах. А еще биография Анатолия Тихоновича Марченко – замечательный пример того, как советская власть умела своими руками создавать своих самых бескомпромиссных врагов.
Родился он в г. Барабинске (в 330 км от Новосибирска) 23 января 1938 года, в семье помощника машиниста железнодорожного депо Тихона Акимовича Марченко и Елены Васильевны Марченко, работавшей уборщицей на вокзале. Мать его не умела писать. В 1942 году их семья получила комнату в бараке, где жило еще 8 семей железнодорожников. В этом бараке люди живут до сих пор.
Окончив 8 классов, он по комсомольской путевке уехал строить Новосибирскую ГЭС, где получил специальность сменного бурового мастера. В 20 лет его рабочая карьера оборвалась, хотя он продолжал строить Карагандинскую ГРЭС, но уже в роли заключенного Карагандинского исправительно-трудового лагеря (Карлаг). Приговоренный на два года за участие в драке, в которой он не участвовал, Марченко через год сбежал из лагеря. За несколько дней до того, как в лагерь пришло письмо об отмене приговора.
Лагерное знакомство с писателем Юлием Даниэлем ввело его в круг московской инакомыслящей интеллигенции. Годы, проведенные среди политических заключенных, превратились для Марченко в настоящий университет, в лагере он прочитал много самой разнообразной литературы, в том числе, кстати, все тома собрания сочинений Ленина, общался с диссидентами и, по словам Юлия Даниэля, он "оглох, но прозрел". Самообразованием Марченко потом занимался всю жизнь.
В 1967 году Анатолий Марченко написал книгу "Мои показания", в которой рассказал о советских политических лагерях и тюрьмах 1960-х гг. "Мои показания" широко распространились в самиздате. Книга была переведена на многие европейские языки и стала первым развернутым мемуарным свидетельством о жизни советских политзаключенных после смерти Сталина. Марченко предлагали издать книгу под псевдонимом, но он отказался: "Показания не могут быть анонимными!" Так он понимал свой долг перед заключенными. Марченко понимал, что система не простит ему разоблачений. Как-то на шутливый вопрос Людмилы Алексеевой о гонорарах он сказал: "Гонорар я получу сроками!"
Анатолий Марченко, опубликовав "Мои показания", с открытым забралом объявил войну всесильному советскому государству, вооруженный лишь своим мужеством и чувством справедливости
Марченко стал активным участником правозащитного движения. 22 июля 1968 года он выступил с открытым письмом об угрозе советского вторжения в Чехословакию. Через несколько дней Марченко арестовали и по обвинению в нарушении паспортного режима 21 августа 1968 года приговорили к году заключения. Свою жизнь в Ныробском лагере Анатолий Тихонович позднее описал в автобиографии "Живи как все". После этого лагеря на свободе он пробыл всего лишь год. Ему было предъявлено новое обвинение по статье 190-1 УК ("Распространение клеветнических измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй"). Марченко приговорили к двум годам лагерей.
После освобождения в 1971 году Марченко поселился в Тарусе, женился на известной правозащитнице Ларисе Богораз и продолжил правозащитную и публицистическую деятельность. С момента выхода на свободу власти принуждали Марченко к эмиграции, угрожая новым арестом в случае отказа. Для советских властей некоторая сложность заключалась в том, что рабоче-крестьянским государством преследовался рабочий, разоблачающий действия властей. Поэтому властям было бы комфортнее отправить Марченко в эмиграцию. Но он уезжать из страны отказался.
После отказа от эмиграции Марченко был в очередной раз осужден, на этот раз по статье 198-2 УК РСФСР ("Злостное нарушение правил административного надзора"), и приговорен к 4 годам ссылки, которую отбывал в Чуне, в Восточной Сибири, вместе с женой и ребенком. Во время этой ссылки Марченко стал членом Московской Хельсинкской группы и подписал обращение в Президиум Верховного Совета СССР с призывом к всеобщей политической амнистии в СССР. Освободился Анатолий Марченко в 1978 году.
В сентябре 1981 года был осужден в шестой раз по ст. 70 УК РСФСР ("Антисоветская агитация и пропаганда"). Приговорен к 10 годам в лагере строгого режима и 5 годам ссылки.
В 1986 году Анатолий Марченко объявил голодовку с требованием освободить всех политзаключенных в СССР. С 12 сентября 1986 года его начали кормить насильственно. Марченко обращался с письмом к генеральному прокурору СССР, обвиняя медицинских работников тюрьмы в применении пыток:
“Питательная смесь приготавливается умышленно с крупными кусочками-комочками из пищевых продуктов, которые не проходят через шланг, а застревают в нем и, забивая его, не пропускают питательную смесь в желудок. Под видом прочистки шланга мне устраивают пытки, массажируя и дергая шланг, не вынимая его из моего желудка. …
Как правило, всю эту процедуру проделывает один медработник. Он поэтому не в состоянии при заливке смеси размешивать ее, так как у него уже заняты обе руки: одной он держит шланг, а другой он заливает в нее из миски смесь. Повторяю, что в данном случае под видом гуманного акта советские власти в лице медчасти тюрьмы подвергают меня физическим пыткам с целью принудить прекратить голодовку”.
Голодовку Марченко держал 117 дней. Через несколько дней после выхода из голодовки он почувствовал себя плохо и был из тюрьмы направлен в местную больницу.
8 декабря 1986 года на 49-м году жизни Анатолий Марченко скончался в больнице Чистопольского часового завода.
По одной из распространенных версий, его смерть и реакция на нее в мире подтолкнули Горбачева начать процесс освобождения заключенных, осужденных по "политическим" статьям. Через неделю после его гибели был освобожден академик Сахаров и началось освобождение остальных политзаключенных. Так что Анатолий Марченко в последнем своем бою победил, но сам уже не узнал об этом.
2 июня 1992 года Анатолий Марченко был реабилитирован Генеральной прокуратурой СССР.
...В начальной школе нам рассказывали о подвиге первого русского князя со славянским именем Святослав Игоревич, предупреждавшего врагов: "Иду на вы!". Но князь шел со своей дружиной и был уверен в своей победе. Анатолий Марченко, опубликовав "Мои показания", с открытым забралом объявил войну всесильному советскому государству, вооруженный лишь своим мужеством и чувством справедливости.
Его гибель – это самый сильный аргумент, которой он мог положить на алтарь борьбы за освобождение политзаключенных, и он стал последним политзаключенным, погибшим в те годы. Психологи утверждают, что основы характера формируются в глубоком детстве. Барабинцы могут гордиться, что в их краях, в барабинском бараке, в барабинской школе вырос человек с таким героическим, сибирским характером – смелый, честный, принципиальный, способный на самопожертвование, беззаветно преданный друзьям.
Однако в Новосибирской области и даже в Барабинске имя Анатолия Марченко знают единицы. В конце октября прошлого года во все школы нашей области поступило учебное пособие "История Новосибирской области", написанное в рамках областного гранта нашими ведущими историками под руководством академика Вячеслава Молодина. Позорным является факт, что имя Анатолия Марченко в нем не упоминается.
23 января 2018 г. в Барабинской районной библиотеке по инициативе Петра Ощепкова, который работает помощником машиниста в Барабинском железнодорожном депо, где когда-то работал Тихон Акимович Марченко, состоялась встреча, посвященная 80-летию со дня рождения знаменитого земляка Анатолия Тихоновича Марченко.
Петр Ощепков, как патриот Барабинска, уже несколько лет собирает сведения о жизни своего знаменитого земляка: общается со знавшими его людьми, собирает документы, воспоминания, он выяснил, например, где стоял барак, в комнате которого жила семья Тихона Марченко. Благодаря его активности нельзя сказать, что в Барабинске живут лишь "иваны, не помнящие родства".
Помимо представителей новосибирского "Мемориала" во встрече, организованной Петром Ощепковым, приняли участие местные журналисты и те барабинцы, которые хотят сохранить память о своем выдающемся земляке.
Участники встречи решили провести в этом году следующие мероприятия по увековечению памяти своего земляка:
Организовать серию лекций для школьников, посвященных жизни Анатолия
Марченко.
Установить памятник Анатолию Марченко в г. Барабинске.
Назвать именем Анатолия Марченко одну из улиц Барабинска.
Присвоить районной библиотеке по ул. Ульяновская, дом 83, название "Библиотека имени Анатолия Тихоновича Марченко".
В краеведческом музее г. Барабинска подготовить и открыть экспозицию, посвященную Анатолию Марченко.
На домах по адресу ул. К. Маркса, дом 32, или ул. Школьная, дом 5, где проживала семья Марченко, установить памятные таблички.
Петр Ощепков планирует на деньги своих единомышленников напечатать сотню экземпляров книги "Живи как все" и подарить школам, библиотекам и музею Барабинского района.
Судьба Анатолия Марченко поразительна. Он не окончил даже среднюю школу. Но благодаря самообразованию стал известным писателем, общался с лауреатами Нобелевской премии, академиками Андреем Сахаровым и Петром Капицей, получил престижную международную премию "За свободу мысли". И остался навсегда примером стойкости и чести.
Р.S. Некоторые публикации Анатолия Марченко и о нем
Александр Рудницкий – глава новосибирского отделения "Мемориала"
Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции