Ссылки для упрощенного доступа

Почему их не любят


Практически полгода бывшему красноярскому губернатору Виктору Толоконскому удавалось держать интригу относительно дальнейшей своей судьбы: пойдет ли он в совет директоров РЖД, или в Совет Федерации, или вновь станет полпредом, или займет еще какую-нибудь важную должность, которая даст ему возможность сполна насладиться реваншем после внезапной и унизительной отставки с поста красноярского губернатора. И вот стало известно – ничего не будет, предложение отозвано, Толоконский исключен из списка кандидатов в совет директоров РЖД, и поговаривают, что его еще и из "Единой России" исключат. Виной тому, возможно, стали последние заявления Виктора Александровича.

Пока бывший красноярский губернатор давал нелестные характеристики Красноярскому краю вообще и красноярским журналистам в частности ("какие-то они все безликие"), на это из Москвы смотрели сквозь пальцы.

Но Виктор Александрович стал позволять себе уже совсем недопустимые по нынешним временам "разговорчики в строю". Будучи советником главы Новосибирска коммуниста Анатолия Локтя (который метит теперь в губернаторы), Толоконский позволил себе выпад в адрес нынешнего врио губернатора НО Андрея Травникова. "Он не может принимать никаких решений, он может только выполнять", – сказал о президентском назначенце Толоконский. В другом интервью вообще на федеральную власть наехать себе позволил: "У федеральной власти региональная повестка исчезла. Если раньше занимались регионами, понимали, что здесь нужны избиратели – и в плане экономики, и крупный бизнес, то сегодня этого уже нет. А сейчас ничего нет, сейчас повестка – это только Украина, Сирия, Америка, Навальный, и все. А что делается в регионах…"

С психологической точки зрения эти выпады Толоконского можно, наверное, объяснить именно травматичным его опытом пребывания в должности губернатора Красноярского края. Напомним, что на посту губернатора Толоконский сменил Льва Кузнецова, который также не досидел до конца срока и был скоропостижно сослан на Кавказ из-за странного ограбления в Ницце, при котором у губернатора пропали драгоценности на сумму в 200 тысяч евро.

Кузнецов же на посту губернатора сменил своего шефа, Александра Хлопонина, который тоже не досидел до конца своих полномочий (как и предыдущий красноярский губернатор Александр Лебедь). В общем – ни один губернатор в Красноярском крае за последние 20 лет не смог досидеть до конца срока своих полномочий. Что сформировало достаточно токсичную для любых новых назначенцев общественно-политическую среду: в Красноярском крае никого из них уже не воспринимают слишком всерьез, поскольку карьера любого чиновника может внезапно оборваться по воле Кремля.

До назначения на пост красноярского губернатора Виктор Толоконский в нулевые был губернатором Новосибирской области. А затем занимал должность полпреда президента в Сибирском федеральном округе. При Толоконском в округе шла непрерывная грызня разных политических кланов, война компроматов, случались и заказные убийства. Что, видимо, не устроило в конце концов Кремль, и Толоконского перебросили с этого поста в кресло губернатора Красноярского края.

Он этот край не знает, не любит, не понимает и понимать не хочет. Но делает над собой усилие. А усилий никто не ценит. И чем больше Виктор Александрович старается, тем сильнее неприятие местных

В Красноярске Толоконский более всего запомнился своими публичными вокальными выступлениями. Славу поющего политика он заслужил еще, впрочем, в Новосибирске, где его вокальные эксперименты имели определенный успех. Но в Красноярске, как ни странно, шансон не покатил: "Пою в пустоту, только 2–3 человека подтанцовывают. И даже администрации нет, они, видимо, в эти районы боятся заезжать. В общем, наших никого нет, я в полном одиночестве. Рискнул, но больше не буду".

Оскорбленный в лучших чувствах, Толоконский оставил вокал и много ездил по региону, выступал перед сельским активом с 4–5-часовыми лекциями на тему, как они могли бы сами улучшить свою жизнь, если бы, конечно, захотели! Активисты клевали носом и с ненавистью смотрели на часы.

Сразу же не сложились у Толоконского и отношения с краевыми СМИ. Местная телекомпания ТВК клевала его постоянно. А в одной из программ ведущая ток-шоу спросила губернатора про вырубленные в городе тополя, и в ответ родился мем "Тополя – это не деревья". Супруге Толоконского приписывают другой мем – "Грязное небо – от грязных мыслей".

Толоконского в местных СМИ более всего критиковали за экологическую ситуацию в регионе. Хотя могли бы критиковать и за сомнительные способы преодоления бюджетного дефицита, за коррупцию в органах власти и т.д. Но, как вы понимаете, особого выбора у региональных СМИ нет. Экологические темы на сегодня – практически единственный безопасный способ критики власти. За другие темы могут и наказать.

Однако и при таком раскладе доставалось Толоконскому от красноярских журналистов немало. Вот и невзлюбил он их, вот и называет скучными и безликими. Подчеркивает отсталость Красноярска от "столичного Новосибирска". И рассказывает в родном Новосибирске о своей человечности и простоте, демократизме и вольнодумстве, которые не оценили должным образом в Красноярске.

И в конце концов, не вина Толоконского, что в Красноярске у него не задалось. В Новосибирске у человека семья, дети, внуки, определенные бизнес-интересы, уникальные местные журналисты, которые считают его интересным собеседником, мэр Локоть, наконец. И вот из родной среды пожилого человека вырывают и бросают на соседний регион. А он этот край не знает, не любит, не понимает и понимать не хочет. Но делает над собой усилие. А усилий никто не ценит. И чем больше Виктор Александрович старается, тем сильнее неприятие местных. Казалось, хотя бы после отставки, после трагически-распевного "Я ухожу. Я даже уезжаю" зрители потянутся к сцене с цветами – но и этого не произошло. Пришлось искать оваций в другом месте, но и там, как видим, не задалось.

В этой истории несложившихся отношений и взаимной нелюбви одного конкретного губернатора и одного конкретного региона отразились многие особенности нынешнего политического устройства России и того, как страна управляется "вертикалью власти". Если проанализировать все последние назначения (или так называемые "выборы") глав регионов, мы практически везде увидим людей случайных и равнодушных. Их задача – угодить тому единственному "избирателю", который их в этот регион назначил. А потом они еще удивляются, почему им платят той же монетой. Почему их не любят. И песни их слушать не хотят.

Андрей Агафонов – журналист

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG