Активист из Барнаула Сергей Чуркин уехал из России в связи с угрозой уголовного преследования за акции протеста. В 2023 году его дважды задерживали за пикеты против российско-украинской войны. Сейчас Чуркин вместе с женой находится в Мексике. Оттуда он планирует отправиться в США, чтобы получить политическое убежище. Сибирь.Реалии поговорили с ним.
24 февраля 2023 года, в годовщину начала полномасштабного вторжения России в Украину, Сергей Чуркин вышел в центр Барнаула с плакатом "Хватит молчать". Полиция задержала его и составила протокол, а суд оштрафовал его на 30 тысяч рублей по статье о "дискредитации" армии РФ (ст. 20.3.3 КоАП).
9 июня Чуркин вышел на проспект Ленина, центральную улицу Барнаула, с плакатом Peace ("Мир") и пацифистским знаком, и его снова задержали. В этот раз активист обратил внимание на странное поведение полицейских: они суетились, звонили в краевое управление Следственного комитета, приезжали сотрудники Центра по противодействию экстремизму (Центр "Э"), а после его увезли в отдел уголовного розыска.
– Я смотрю, что руководитель экипажа, который меня забирал, прямо светится, и слышу краем уха: "Уголовка, уголовка, преступника нашел". Очень долго меня держали. Как обычно, прессовали, пугали, [сотрудники] постоянно менялись, – вспоминает Чуркин в разговоре с Сибирь.Реалии. – Я держался позиции, что я ничего не дискредитировал. От всего, что мне давали [подписать], я отказывался. Я видел, что все развивается не так, [как при административном производстве].
Через семь часов после задержания Чуркина отпустили на свободу без протокола. Еще сидя в отделе полиции, активист принял решение уезжать из России. 11 июня он на такси въехал в Казахстан, дождался жену и вместе с ней улетел в Стамбул, а оттуда – в Мексику.
"В любом случае тебя посадят"
До войны в Украине Чуркин не выходил на протестные пикеты, потому что "боялся", хоть и давно придерживался либеральных и антипутинских взглядов. Начало вторжения 24 февраля 2022 года он встретил в "шоке".
– А когда это все произошло, ну, терпеть стало невозможно. Я не думал, что эти идиоты такое сделают. Ну, это очень тяжело, – говорит активист. – Жена еще хуже переживала эту историю, для нее это морально было сложнее, чем мне, это точно. У нее даже заболевание нервное на этой почве [появилось]: депрессия, психозы, ноги отнимаются, не спит и все такое. Было очень тяжело.
Из-за войны для Сергея стало "невозможным" общение с родителями. По его словам, они воспринимают "идеологию силы как должное" и "разговаривают цитатами Путина". Отдушиной для него стали встречи оппозиционно настроенных людей при местном отделении партии "Яблоко".
– Было просто приятно побыть с людьми с твоими взглядами, просто пообщаться, написать политзаключенным, обменяться мнениями, – вспоминает он.
Уровень протестной активности в Барнауле Чуркин считает низким. С 24 февраля 2022 по 17 мая 2023 года в суды Алтайского края поступило не менее 80 административных дел за протестные акции и "дискредитацию" армии РФ – это десятое место среди 24 регионов Сибири и Дальнего Востока, подсчитали Сибирь.Реалии.
Чуркин решил заявлять о своей позиции на пикетах, потому что для него это "наиболее естественная позиция", и можно спрогнозировать, как на тебя отреагируют силовые органы.
– Тебя либо забрали, либо не забрали. Меня часто, бывало, не забирали: стоишь час-полтора, люди тебя видят, "гаишники" мимо проезжают, и никто не реагирует, потому что ты не в таком людном месте, где на тебя обращают внимание и кто-то может пожаловаться, – объясняет активист.
После начала мобилизации на войну в Украине в сентябре Чуркин стал получать угрозы от полицейских. На пару месяцев он уехал из России и "скитался между Казахстаном и Кыргызстаном".
– Я плохо себе представлял, где там можно жить. Посмотрел, что вариантов с легализацией там [мало], и как бы сама обстановка пропутинская: пропаганда льется изо всех щелей льется, находиться там тоже невозможно, – говорит Чуркин.
Когда в апреле 2023 года Госдума приняла закон о введении электронных повесток, Сергей смирился с мыслью, что "рано или поздно придется сваливать".
– В любом случае тебя посадят: либо за протестную активность, либо за отказ [пойти воевать] по призыву. Ну, короче, вариантов нет: либо садиться, либо бежать. При любом раскладе я молчать не могу, потому что вся история с войной – это невозможно, – рассуждает житель Барнаула. – У нас еще в городе много военных частей.
На фоне внимания силовых органов Чуркин с женой переехали с места прописки на новую квартиру. Через несколько месяцев, в мае, неизвестный нанес надпись "Здесь живет предатель" и добавил литеру Z – символ поддержки российской агрессии против Украины.
– Потом на эту квартиру поздно вечером приезжали [сотрудники полиции]"предупреждать о недопущении противоправных действий": забирали в участок, держали пару часиков, и отпускали с "предостережением". Мне и звонки поступали с номеров США с угрозами. Не удивлюсь, что у них есть специальная команда ухарей по запугиванию, – думает активист.
"Жизнь с нуля"
Сергей Чуркин вышел на связь с корреспондентом Сибирь.Реалии из Мехико. Теперь он вместе с женой планирует получать политическое убежище в США.
До войны и активистской деятельности Сергей, по его словам, занимался бизнесом, работал юристом. По данным базы "Контур Фокус", у Чуркина есть 50% доля в фирмах "Армапласт Плюс" и "Композит" (выручка последней к концу 2022 года составила 39,6 миллиона рублей).
После эмиграции 47-летний активист говорит, что ему придется начинать "жизнь с нуля":
– Я уже не мальчик, ничего приятного нет. Я понимаю, что у меня нет языка, нет профессии. [Придется] зарабатывать неквалифицированным трудом. Но я, по крайней мере, буду жить в свободном обществе, где могу вести себя как хочу и говорить что хочу. Здесь не будут преследовать людей, которые не такие, как все остальные, – говорит Чуркин. – [Мне придает сил] надежда на то, что ты в итоге окажешься в обществе, которое будет здоровым, где не будет ксенофобии, вот этого преследования геев, пути насилия. Понимаете, за собой [замечаешь], что ты в разговорах голос приглушаешь, где-то чего-то не говоришь, выбираешь выражения – это ненормально. То есть ты постепенно под эту бодягу начинаешь подстраиваться, и это происходит незаметно, и ты в этом живешь. Это невозможно.
18 июня к Чуркину по прописке в Барнауле пришли сотрудники полиции, об этом ему сообщила родственница. Полицейские пытались узнать, почему он перестал выходить на связь.